г.Сыктывкар Дело № 2-18/2021 (33-1851/2021)
11RS0009-01-2020-001287-12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Батовой Л.А., Круковской А.В.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф..,
рассмотрела в судебном заседании 24 мая 2021 года дело по апелляционному представлению прокурора Княжпогостского района Республики Коми на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 05 февраля 2021 года, которым
отказано в удовлетворении искового заявления исполняющего обязанности прокурора Княжпогостского района Республики Коми, поданного в интересах Хоробровой Е.Г., к администрации муниципального района «Княжпогостский» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Круковской А.В., пояснения прокурора Чершкуте Я.В., представителя ответчика Шепеленко Е.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
И.о. прокурора Княжпогостского района Республики Коми обратился в суд с иском, деййствуя в интересах Хоробровой Е.Г., <Дата обезличена> года рождения, к администрации муниципального района «Княжпогостский» о возложении обязанности включить Хороброву Е.Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, указав в обоснование требований, что Хороброва Е.Г., осталась без попечения родителей, лишенных родительских прав решением суда от 18.12.1985. До 31.08.2000 Хороброва Е.Г. воспитывалась в детском доме, а затем до 30.06.2003 обучалась в профессиональном училище. За ней было сохранено жилое помещение в <Адрес обезличен>, право пользования которым признано утраченным по решению суда от 18.02.2016. Хороброва Е.Г. должна быть обеспечена жильем специализированного жилищного фонда, поскольку до 01.01.2013 не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и в настоящее время своего жилья не имеет.
Ответчик с иском не согласился.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, указывая, на неправильное применение судом норм материального права. Ссылается на необоснованное неприменение судом первой инстанции.
В письменных возражениях администрация МР «Княжпогостский» просила решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор апелляционное представление поддержала по доводам, изложенным в нем.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции с просила решение суда оставить без изменения, апелляционное представление прокурора – без удовлетворения.
Истец, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явилась.
Согласно ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Хороброва Е.Г., <Дата обезличена> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Княжпогостского районного народного суда Коми АССР от 18.12.1985 её родители Х.Г.А. и ФИО1 были лишены родительских прав.
Постановлением главы администрации п.Т. от 15.07.1992 <Номер обезличен> за Хоробровой Е.Г. сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, на период пребывания в государственном детском учреждении.
Решением Княжпогостского районного суда Республики Коми от 18.02.2016 Хороброва Е.Г. признана утратившей право пользования закрепленным за ней ранее жилым помещением.
Согласно решению исполнительного комитета совета народных депутатов Княжпогостского района от 17.07.86 <Номер обезличен> К.Т.И. разрешено удочерение Хоробровой Е.Г., удочеряемой присвоена фамилия К., имя Т., отчество – И., изменена дата рождения на <Дата обезличена> и место рождения на <Адрес обезличен>.
Вступившим в законную силу решением Княжпогостского федерального районного суда Республики Коми от 29.10.1998 отменено удочерение в отношении несовершеннолетней К.Т.И., <Дата обезличена> г.р., произведенного на основании решения исполнительного комитета совета народных депутатов Княжпогостского района от 17.07.86 гражданкой К.Т.И., несовершеннолетняя передана на попечение органу опеки и попечительства, изменена фамилия, имя отчество К.Т.И., <Дата обезличена> г.р., с присвоением фамилии Хороброва, имени Е., отчества – Г..
Со 02.12.1998 по 31.08.2000 Хороброва Е.Г. воспитывалась в Детском доме <Адрес обезличен>.
С 01.09.2000 по 30.06.2003 обучалась в профессиональном училище <Номер обезличен> <Адрес обезличен>, а в 2004 году в возрасте 20-ти лет закончила ПУ-<Номер обезличен> <Адрес обезличен>.
19.02.2020 Хороброва Е.Г. обратилась в администрацию муниципального района «Княжпогостский» с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Постановлением главы МР «Княжпогосткий» №234 от 10.03.2020 Хоробровой Е.Г. было отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений администрации муниципального района «Княжпогостский». Основанием указана статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: возраст заявительницы старше 23 лет.
Постановлением администрации муниципального района «Княжпогостский» № 228от 05.03.2020 был установлен факт невозможности проживания Хоробровой Е.Г. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, действующего в интересах Хоробровой Е.Г., суд первой инстанции исходил из того, что факт обращения Хоробровой Е.Г. в администрацию городского поселения «Е.» до достижения ею 23 летнего возраста с соответствующим заявлением об обеспечении её жилым помещением, как ребенка – сироту в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения, объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца, суд не установил.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в силу следующего.
На день окончания пребывания истца в образовательном учреждении (31.08.2000) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из их числа, действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Согласно статье 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть 2 статьи 33).
На момент достижения истцом возраста 23 лет (21.04.2007) уже действовал Жилищный кодекс Российской Федерации, которым были также предусмотрены социальные гарантии по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 статьи 57, в редакции, действующей до 01 января 2013 года).
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ (введена в действие с 01 января 2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент достижения истцом возраста 23 лет (2007 год)), было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Анализ жилищного законодательства позволяет сделать вывод, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежали обеспечению жилыми помещениями в льготном порядке только до достижения возраста 23 лет, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
В силу п.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с положениями части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 г. или после 01.01.2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
В настоящее время порядок предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не изменен.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, отражено, что при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения ею возраста 23 лет.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ).
На основании указанных разъяснений, изложенных в п.29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13, учитывая, что судом не были исследованы в полной мере обстоятельства о наличии у истца уважительных причин, препятствующих своевременному обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет, судебной коллегией были истребованы и приняты дополнительные доказательства.
Материалами дела подтверждается, что до достижения Хоробровой Е.Г. совершеннолетние она не была поставлена в качестве нуждающейся в получении жилья ни в <Адрес обезличен>, ни в <Адрес обезличен> и ни <Адрес обезличен>.
В ответе на запрос суда Отдел опеки и попечительства управления образования администрации МР «Княжпогостский» сообщил, что не обращался в интересах Хоробровой Е.Г. о включении её в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья.
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми также такими сведениями не обладает.
В ответе на запрос судебной коллегии ГПОУ «...» сообщил, что документов, подтверждающих постановку Хоробровой Е.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей – сирот, в архиве ГПОУ «...» не сохранилось.
Согласно ответу ГПОУ «...» переписка с учреждениями по вопросу предоставления жилого помещения и постановки на учет в очередь на получение жилого помещения в отношении Хоробровой Е.Г. не осуществлялось.
Из представленных прокурором медицинских документов следует, что Хороброва Е.Г., <Дата обезличена> г.р., на учете у врача – психиатра ГБУЗ РК «...» и у иных врачей на Д-учете не состоит, в ГБУЗ РК «... ЦРБ» за медицинской помощью не обращалась, в психоневрологическом диспансере ГБУЗ РК «... ЦРБ» у психиатра на «ДУ» не состоит.
Вместе с тем, из материалов гражданского дела <Номер обезличен> по иску К.Т.И. следует, что в качестве основания для отмены удочерения истец указывала на то, что несовершеннолетняя Хороброва Е.Г. является нездоровым ребенком.
В подтверждение доводов заявления истец представила акт ВКК №102 детской поликлиники <Номер обезличен> ... центральной больницы, в котором отражено, что по результатам освидетельствования врачебно – консультационной комиссии у несовершеннолетней было дано заключение, что в результате ... травмы и ... последствий ребенок должен находиться на инвалидности. Среди установленных диагнозов, в том числе, указаны: ....
Согласно выписке из истории развития ребенка детской поликлиники <Номер обезличен> ... центральной больницы с 1991 года девочка была выведена на индивидуальное обучение по неполной программе и все последующие годы обучалась индивидуально либо в классе коррекции.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что органами опеки и попечительства с момента отмены удочерения в отношении несовершеннолетней Хоробровой Е.Г. и вплоть до достижения ею возраста 23 лет предпринимались меры к установлению ей инвалидности и выяснялась фактическая обеспеченность истца жилым помещением.
Отсутствие факта постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23-летнего возраста, произошедшего в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий указанной категории лиц, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства, действующими на момент разрешения спора.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако это обязательство не исполнило, судебная коллегия приходит к выводу, что имеет место нарушение права истца, поскольку его право на получение жилья не реализовано.
Изложенные обстоятельства по настоящему делу в своей совокупности свидетельствуют о наличии уважительных причин, препятствовавших Хоробровой Е.Г. своевременно реализовать свое право на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный законом срок.
Принимая во внимание изложенное, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения, которым следует обязать Администрацию МО МР «Княжпогостский» включить Хороброву Е.Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с момента первоначального обращения, то есть с 19.02.2020.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328, ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 05 февраля 2021 года отменить, апелляционное представление прокурора Княжпогостского района Республики Коми удовлетворить, принять по делу новое решение, которым
обязать Администрацию МО МР «Княжпогостский» включить Хороброву Е.Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с момента первоначального обращения, то есть с 19.02.2020.
Председательствующий
Судьи