Дело № 2а-1280/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2018 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Петрухиной О. А.,
При секретаре судебного заседания Лисицыной М. А.,
Рассмотрев административное дело по административному иску Кудрявцева Константина Николаевича к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике о признании незаконными действий,
установил:
Кудрявцев К. Н. обратился в суд с административным иском об оспаривании действий ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике, выразившихся в ограничении его прав на получение писем без ограничения их количества и лишения прав на получение вещевых и продуктовых бандеролей, предусмотренных УИК РФ и ПВР ИУ.
В обоснование административного иска указано, что 28 марта 2018 года сотрудником отдела безопасности ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике истцу было выдано письмо от его родной сестры Кудряшовой А. Н., отправленное из ОПС-17 гор. Чебоксары как заказная бандероль с уведомлением. На возражения истца о том, что данное отправление не является бандеролью, и что истец лишается, таким образом, получения очередного письма на 2 месяца, а также из-за этого истец не может получить бандероль с вещами или продуктами, прапорщик Л.Е.В.. зарегистрировала данное отправление как бандероль. 05 апреля 2018 года истец получил письмо от сестры Кудряшовой А. Н., в котором сообщалось, что 02 апреля 2018 года она направила в его адрес заказное письмо с уведомлением с копиями документов по делу, копией приговора и листами писчей бумаги. Однако, получив 04 апреля 2018 года данное письмо от 02 апреля 2018 года, администрация ФКУ ИК-3 УФСИН России, без уведомления административного истца, возвратила его обратно, указав причину возврата, что не положено по сроку осужденному Кудрявцеву К. Н. С ноября 2016 года административный истец лишен права на получение бандеролей с вещами или продуктами, так как администрация исправительного учреждения письменные отправления свыше 100 грамм со штампом почтовой службы «бандероль», содержащие только письменные принадлежности, трактует как бандероль и включает в количество посылок и бандеролей, которые вправе получать осужденные, что приводит к значительным неудобствам, способствует разрушению социально-полезных связей.
В судебном заседании административный истец Кудрявцев К. Н., участвующий в рассмотрении дела посредством системы видео-конференц связи, доводы своего административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика Васильева Т. С. с доводами административного иска не согласилась, указав на то, что нарушений действующего законодательства, а также нарушений прав и законных интересов административного истца со стороны ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике допущено не было.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия (бездействия) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Так, судом установлено, что Кудрявцев К. Н., осужденный приговором Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 17 ноября 2009 года за совершение преступлений, предусмотренных ст. <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, с 29 октября 20016 года отбывает наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении строгого режима, то есть в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике. С 09 августа 2017 года Кудрявцев К. Н. переведен на облегченные условия отбывания наказания.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец Кудрявцев К. Н. указывает на то, что административным ответчиком были допущены нарушения его прав и свобод, выразившиеся в том, что направленные в его адрес сестрой Кудряшовой А. Н. почтовые отправления расцениваются не как письма, а как бандероли, тем самым ограничиваются права истца на получение вещевых и продуктовых бандеролей.
В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ).
Положениями ст. 11 УИК РФ предусмотрено, что осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
В ст. 12 УИК РФ предусмотрены основные права осужденных, к числу которых отнесены право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания; право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания; право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения; право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи; право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации; для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.
В соответствии с п. 10 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.
При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (часть 11 статьи 12 УИК РФ).
Согласно ст. 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденным к лишению свободы мужчинам разрешается получение посылок, передач и бандеролей в количестве, установленном статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса (п. б ч. 1). Порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей и порядок их досмотра определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 5).
Кроме того, в ч. 1 ст. 90 УИК РФ определено, что максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами.
В соответствии с ч. 2 ст. 123 УИК РФ осужденным, отбывающим наказание в исправительной колонии строгого режима в облегченных условиях, разрешается получать шесть посылок или передач и шесть бандеролей в течение года.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. № 295, осужденным разрешается получение установленного ст. 121, 123, 125, 127 и 131 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации числа посылок, передач и бандеролей (п. 93).
Согласно пункта 95 Правил, посылки, передачи и бандероли осужденные могут получать сразу же по прибытии в ИУ. При их поступлении в адрес лиц, не имеющих на то права, а также освобожденных либо умерших, возвращаются отправителям наложенным платежом с указанием причин возврата. Посылки и бандероли, адресованные осужденным, переведенным в другие ИУ, пересылаются по месту их нового содержания за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 97 Правил предусмотрено, что вскрытие и досмотр содержимого посылок или бандеролей, а также сверка наличия и веса содержимого производятся администрацией ИУ в присутствии адресатов. Досмотр, сверка наличия и веса содержимого передач производятся администрацией ИУ в присутствии передающего лица. Обнаруженные запрещенные вещи изымаются, по ним принимается решение в соответствии с главой XI Правил. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность лица, доставившего передачу, возвращается после проведения сверки и досмотра содержимого передачи.
Пунктом 99 Правил предусмотрено, что перечень и вес вложений посылок, передач и бандеролей регистрируются администрацией ИУ в специальном журнале, после чего они выдаются осужденному под роспись.
Согласно пункта 103 Правил, между предыдущей и последующей посылками, передачами и бандеролями выдерживается период, равный частному от деления двенадцати месяцев на общее количество посылок (передач и бандеролей), полагающихся осужденному в год (без учета полученных в порядке поощрения). При переводе осужденного из одних условий содержания в другие периодичность получения следующих посылок, передач, бандеролей исчисляется от даты получения последней на предыдущих условиях содержания.
Пунктом 104 Правил предусмотрено, что посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемые осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок, передач и бандеролей, установленное статьями 121, 123, 125 и 131 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Лекарственные средства и предметы медицинского назначения направляются в медицинские подразделения УИС для последующего применения при лечении соответствующего осужденного.
При этом, ограничений по получению количества писем нормы уголовно-исправительного законодательства не содержат.
Так, из обстоятельств дела следует, что 28 марта 2018 года в адрес Кудрявцева К. Н. поступила заказная бандероль с уведомлением весом 0, 209 кг.
Данная бандероль была отправлена в адрес административного истца Кудряшовой А. Н. через отделение Почты России.
Согласно карточке учета посылок и передач Кудрявцев К. Н. с момента его прибытия в ФКУ ИК-3 получил одну бандероль, а именно 28 марта 2018 года.
В журнале учета выдачи посылок, передач, бандеролей, поступивших в адрес осужденных, и их вложений отражено, что 28 марта 2018 года Кудрявцеву К. Н. поступила заказная бандероль весом 200 грамм, в перечне вложений бандероли указано: документы Конституционного Суда. Данных о том, что в указанной бандероли находилось иное содержимое, в указанном журнале не отражено. Также имеется отметка о том, что Кудрявцев К. Н. получил содержимое данной бандероли.
Административный истец Кудрявцев К. Н. представил в материалы дела:
- письмо на 1 листе;
- текст Постановления Конституционного Суда РФ от 03 февраля 1998 года № 5 на 8 листах,
- текст Определения Конституционного Суда РФ от 25 мая 2017 года № 1033-О на 1 листе;
- открытка;
- чистые листы бумаги формата А4 в количестве 20 листов.
При этом, Кудрявцев К. Н. указывает на то, что вышеперечисленное являлось содержимым бандероли от 28 марта 2018 года.
Также из обстоятельств дела следует, что 02 апреля 2018 года Кудряшова А. Н. направила через отделение Почты России в адрес Кудрявцева К. Н. в ФКУ ИК-3 УФСИН заказную бандероль с уведомлением, вес которой составляет 0, 204 кг.
Данная бандероль была возвращена в адрес Кудряшовой А. Н. с отметкой «не положено».
Опрошенная в ходе рассмотрения дела Кудряшова А. Н. пояснила суду, что она направила в адрес брата конверт, в который вложила чистые листы бумаги. На почте ее отправление отметили как бандероль.
При этом, исходя из обстоятельств дела, существа заявленных административным истцом требований, а также обоснования иска, пояснений, данных Кудрявцевым К. Н. в ходе рассмотрения дела, суд полагает, что в данном случае административный истец фактически оспаривает действия административного ответчика, имевшие место 04 апреля 2018 года, выразившиеся в возврате без вручения административному истцу бандероли, содержащей в себе письменные принадлежности.
Оспаривая действия административного ответчика в части возврата без вручения бандероли, направленной в его адрес 02 апреля 2018 года, административный истец указывает на то, что ранее полученная им 28 марта 2018 года бандероль не должна была включаться в количество бандеролей, которое вправе получать осужденный, и не должна была расцениваться как бандероль, поскольку являлась письмом.
При этом, Кудрявцев К. Н. ссылается на Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 1238-О, в котором было высказано суждение о том, что по смыслу приведенных положений Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, рассматриваемых в системе действующего правового регулирования с учетом целей и задач уголовно-исполнительного законодательства, посылки и бандероли, содержащие только лишь письменные и почтовые принадлежности, также не могут включаться в количество посылок и бандеролей, которое вправе получать осужденный.
Вместе с тем, в данном случае суд не находит оснований для признания действий административного ответчика незаконными по следующим основаниям.
Так, как указывалось выше, 28 марта 2018 года в адрес Кудрявцева К. Н. поступила заказная бандероль, в которой содержались документы Конституционного Суда РФ. Данные документы по своему содержанию не могут быть отнесены к письменным и почтовым принадлежностям.
Соответственно, наличие в бандероли не только письменных и почтовых принадлежностей, но и иных документов, не дает оснований утверждать, что, полученная 28 марта 2018 года административным истцом Кудрявцевым К. Н. бандероль не подлежит включению в число бандеролей, которое вправе получать осужденный, поскольку из разъяснений вышеприведенного определения Конституционного Суда РФ следует, что не учитываются посылки и бандероли, содержащие только лишь письменные и почтовые принадлежности.
Таким образом, при поступлении 04 апреля 2018 года, то есть практически спустя неделю после полученной административным истцом 28 марта 2018 года заказной бандероли, в ФКУ ИК-3 в адрес Кудрявцева К. Н. еще одной заказной бандероли, должностные лица исправительного учреждения, при том обстоятельстве, что отсутствовали законные основания для того, чтобы не включать полученную 28 марта 2018 года Кудрявцевым К. Н. бандероль в количество бандеролей, которое вправе получать осужденный, возвратив поступившую 04 апреля 2018 года бандероль в адрес отправителя с отметкой «не положено», действовали в соответствии с нормами Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. № 295, а именно в соответствии с пунктами 95 и 103 Правил, поскольку между ранее полученной 28 марта 2018 года бандеролью и бандеролью, поступившей в адрес Кудрявцева К. Н. 04 апреля 2018 года, не был выдержан установленный законом период, равный двум месяцам.
Доводы административного истца о том, что почтовое отправление, полученное им 28 марта 2018 года, должностным лицом исправительного учреждения необоснованно было учтено как бандероль, судом отклоняются по следующим основаниям.
Так, в соответствии с абзацем 2 части 1 ст. 90 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами.
Согласно положений статьи 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» в целях регулирования отношений в области почтовой связи применяется, в том числе, понятие письменная корреспонденция – простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты.
В силу пункта 11 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234, к внутренним почтовым отправлениям относятся следующие виды и категории почтовых отправлений:
а) почтовые отправления в виде письменных сообщений на специальном бланке, пересылаемые в открытом виде (простые, заказные) (почтовые карточки);
б) почтовые отправления с письменным сообщением, в том числе в форме электронного документа (простые, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, с объявленной ценностью) (письма);
в) почтовые отправления с печатными изданиями, рукописями, деловыми бумагами, фотографиями (простые, заказные, с объявленной ценностью) (бандероли);
г) почтовые отправления, подаваемые в открытом виде, с вложением, предназначенным исключительно для слепых (простые, заказные) (секограммы);
д) почтовые отправления с товарным вложением (обыкновенные, с объявленной ценностью) (посылки);
е) почтовые отправления с товарами и другими материальными ценностями, направляемые к месту назначения (обыкновенные, с объявленной ценностью) (прямые почтовые контейнеры).
В соответствии с Параметрами письменной корреспонденции при оказании универсальной услуги почтовой связи, являющихся Приложением № 1 к Правилам оказания услуг почтовой связи, предельная масса письма составляет 100 грамм, минимальная масса бандероли составляет 100 грамм.
Приказом ФГУП «Почта России» от 17 мая 2012 года № 114-п утвержден «Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений», в соответствии с которым максимальная масса бандероли составляет 2,5 кг.
Исходя из вышеприведенных положений, компетенцией для отнесения почтовой корреспонденции к письму либо бандероли наделены исключительно соответствующие сотрудники почтовой службы, а не должностные лица исправительных учреждений, осуществляющие прием и выдачу посылок, передач и бандеролей осужденным.
Учитывая, установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, а также принимая во внимание вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что со стороны административного ответчика не было допущено никаких нарушений порядка приема и выдачи почтовой корреспонденции как при вручении Кудрявцеву К. Н. 28 марта 2018 года заказной бандероли, так и при невручении административному истцу 04 апреля 2018 года заказанной бандероли, а равно и нарушений прав административного истца.
С учетом изложенного, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требований административного иска Кудрявцева К. Н., а потому суд отказывает Кудрявцеву К. Н. в удовлетворении его административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Кудрявцева Константина Николаевича о признании незаконными действий администрации ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике в части ограничения права Кудрявцева Константина Николаевича на получение бандероли, имевшему место 04 апреля 2018 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья О.А. Петрухина
Мотивированное решение составлено 20 июня 2018 года.