ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 июня 2017 г. по делу № 3а-49/2017г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хавчаева Х.А.,
при секретаре судебного заседания Галимове А.М.,
с участием административного истца – представителя прокуратуры Республики Дагестан Магомедова А.И.
представителя административного ответчика – Правительства Республики Дагестан Курбаналиева Ю.М.,
представителя заинтересованного лица – Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Бухсаева А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Махачкале административное дело по административному иску заместителя прокурора Республики Дагестан к Правительству Республики Дагестан об оспаривании Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 года № 280,
установил:
Правительством Республики Дагестан 19 августа 2011 года принято Постановление Правительства Республики Дагестан № 280 «Об утверждении Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы» (далее – Порядок), которое официально опубликовано в изданиях «Дагестанская правда», №№305-306, 24.08.2011 г. и «Собрание законодательства Республики Дагестан», 31.08.2011 г., №16, ст. 709.
В силу статьи 62 Закона Республики Дагестан от 16.04.1997 N 8 (ред. от 06.05.2016) "О нормативных правовых актах Республики Дагестан" законы и другие нормативные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок вступления их в силу.
Согласно пункту 1.1 Порядка он разработан в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ) и определяет механизм обеспечения жилыми помещениями граждан (далее - граждане):
а) уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
б) членов семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, за которыми сохранено право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы;
в) уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
г) уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 1.2 Порядка предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан может осуществляться в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, предоставления жилого помещения по договору социального найма или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Заместитель прокурора Республики Дагестан обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском о признании Порядка недействующим со дня его принятия в части, позволяющей произвольно принимать решения об обеспечении граждан жилыми помещениями с учетом выбранной ими формы обеспечения, предусмотреть положения, согласно которым жилье предоставляется в порядке общей очереди.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что установленный оспариваемым нормативным правовым актом порядок обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, противоречит Федеральному закону от 25 декабря 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральному закону от 17 июля 2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, «Правилам учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. №1054, поскольку не содержит положений об очередности предоставления жилых помещений, а также предоставляет правоприменителю необоснованную широту дискреционных полномочий, содержит неопределенность условий или оснований принятия решения об обеспечении жилыми помещениями в зависимости от усмотрения органов государственной власти (их должностных лиц).
В письменных возражениях Правительства Республики Дагестан на административное исковое заявление содержится просьба об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
В обоснование указывается, что оспариваемый прокурором Порядок не противоречит требованиям федерального законодательства, принят на основании статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» в пределах своей компетенции. Правила от 06.11.1998 г. №1054, на несоответствие которым оспариваемого Порядка ссылается прокурор, утверждены Правительством Российской Федерации до принятия Федерального закона от 08.12.2010 №342-ФЗ, которым Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 №342-ФЗ. Согласно статье 3 Федерального закона от 08.12.2010 №342-ФЗ порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Механизм жилищного обеспечения отдельных категорий граждан, определенный Порядком, базируется на заявительном характере реализации этого права его обладателями и зависит от совершения гражданами действий, предусмотренных вышеуказанным Порядком.
В письменных возражениях Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан на административное исковое заявление прокурора содержится просьба об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований с приведением доводов, аналогичных доводам Правительства Республики Дагестан.
В судебном заседании прокурор Магомедов А.И. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности Курбаналиев Ю.М. в судебном заседании заявленные прокурором требования не признал и просил в их удовлетворении отказать.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по доверенности Бухсаев А.Ф. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Одной из мер социальной поддержки, предоставляемых в Российской Федерации гражданам, уволенным с военной службы по основаниям, предусмотренным федеральным законом, и совместно проживающих с ними членам их семей является обеспечение их жилыми помещениями.
Пунктом 2.1. статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Статьей 15.1. данного федерального закона установлена норма предоставления площади жилого помещения, общая площадь жилого помещения, а также право на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на следующие обеспечиваемые жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета категории граждан независимо от даты их увольнения со службы, которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации:
1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
2) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Абзацем первым пункта 3.1. статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Согласно абзацу третьему пункта 3.1. статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, до 1 января 2005 года принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменившие место жительства и принятые в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 3).
В соответствии с делегированными федеральным законодательством полномочиями и во исполнение Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Правительством Республики Дагестан принято постановление от 19 августа 2011 г. №280 «Об утверждении Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы».
Пунктом 2 вышеуказанного Постановления Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан по обеспечению на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы.
Как следует из пункта 2.1. Порядка, для обеспечения жилым помещением гражданин или его представитель (далее - заявитель) подает в уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан по обеспечению на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 342-ФЗ (далее - уполномоченный орган) заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, к заявлению должны быть приложены документы, перечень которых приведен в вышеуказанном пункте.
Уполномоченный орган принимает от заявителя заявление и в течение 10 рабочих дней формирует учетное дело, которое должно содержать документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, или возвращает заявление с приложенными к нему документами заявителю (пункт 2.2).
Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня окончания формирования учетного дела осуществляет проверку представленных гражданином документов на соответствие условиям обеспечения жилым помещением, установленным абзацем первым пункта 2.1 статьи 15, абзацем третьим пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статьей 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в части наличия или отсутствия оснований для снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, вида службы, основания увольнения, общей продолжительности службы в календарном исчислении на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Проверка, указанная в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется путем направления запросов в администрации муниципальных образований по месту принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также в органы (учреждения) по последнему месту их службы.
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения ответов на запросы принимает решение об обеспечении гражданина жилым помещением с учетом выбранной им формы обеспечения либо об отказе в обеспечении жилым помещением.
Решение, указанное в абзаце третьем настоящего пункта, принимается по рекомендации комиссии, созданной уполномоченным органом в целях проверки учетных дел граждан на наличие оснований для отказа в обеспечении жилым помещением. Состав комиссии и порядок ее работы утверждаются правовым актом уполномоченного органа (пункт 2.5).
Основанием для отказа заявителю в обеспечении жилым помещением является:
отсутствие у гражданина права на обеспечение его и членов его семьи жилым помещением в соответствии с настоящим Порядком;
представление документов, оформленных с нарушением законодательства;
получение уполномоченным органом информации об использовании гражданином или членами его семьи ранее права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета;
выявление факта неправомерного нахождения гражданина или членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
получение уполномоченным органом информации об использовании гражданином или членами его семьи ранее права на обеспечение жилым помещением в форме получения земельного участка для строительства жилого дома (пункт 2.6).
Заверенная копия решения уполномоченного органа, указанного в пункте 2.5 настоящего Порядка, направляется заявителю и администрации муниципального образования Республики Дагестан, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в течение 10 рабочих дней с даты его принятия.
В решении уполномоченного органа об отказе в обеспечении жилым помещением указывается причина такого отказа, определенная в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Порядка (пункт 2.7).
Раздел 3 Порядка (пункты 3.1.-3.5.) регламентирует предоставление жилого помещения гражданину в собственность бесплатно.
Раздел 4 Порядка (пункты 4.1.-4.6.) регламентирует предоставление жилого помещения гражданину по договору социального найма.
Раздел 5 Порядка (пункты 5.1.-5.8) регламентирует предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Пунктом 5.2. Порядка предусмотрено, что документом, удостоверяющим право на получение единовременной денежной выплаты, является гарантийное письмо о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (далее - гарантийное письмо), право подписания которого возлагается на руководителя уполномоченного органа.
Как следует из пункта 5.3. Порядка, единовременная денежная выплата может быть использована гражданином и членами его семьи в целях приобретения жилого помещения (части жилого помещения), участия в долевом строительстве жилого помещения в многоквартирном доме, строительства индивидуального жилого дома (части жилого дома) на земельном участке, принадлежащем гражданину или выделенном ему для индивидуального жилищного строительства.
Гражданин, получивший гарантийное письмо, осуществляет выбор жилого помещения (строящегося жилого помещения) и заключает договор купли-продажи жилого помещения или договор долевого участия в строительстве жилья (далее - договоры приобретения) или осуществляет строительство индивидуального жилого дома (части жилого дома) на земельном участке, принадлежащем гражданину или членам его семьи или выделенном им для индивидуального жилищного строительства (пункт 5.4.).
Гражданин осуществляет государственную регистрацию права собственности на приобретаемое жилое помещение либо государственную регистрацию договора долевого участия в строительстве жилья в органах, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после чего представляет в уполномоченный орган письменное заявление о перечислении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку с приложением следующих документов:
копия договора приобретения (купли-продажи);
копия доверенности представителя (при подаче заявления представителем) (пункт 5.7.).
Гражданин, использующий единовременную денежную выплату на строительство жилого помещения, представляет в уполномоченный орган письменное заявление по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку с приложением следующих документов:
копия документа, устанавливающего право собственности гражданина на земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства;
копия свидетельства о государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок;
обязательство гражданина об оформлении жилого помещения после завершения строительства в общую долевую собственность заявителя и членов его семьи (пункт 5.7.1.).
Уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней со дня представления гражданином документов, указанных в пункте 5.7 настоящего Порядка, осуществляет перечисление денежных средств со своего лицевого счета на счет гражданина в случае строительства им жилого помещения или на счет продавца жилого помещения в случае приобретения гражданином такого жилого помещения (пункт 5.8.).
Как следует из вышеперечисленных нормативных положений Порядка, определяя механизм реализации гражданами права на обеспечение жилыми помещениями, вышеуказанный Порядок не содержит положений о том, исходя из каких критериев уполномоченным органом принимается решение о предоставлении гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилого помещения с учетом выбранной ими формы обеспечения.
Не содержатся такие критерии и в иных нормах оспариваемого Порядка.
В судебном заседании представители административного ответчика - Правительства Республики Дагестан, и заинтересованного лица – Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (уполномоченный орган) данное обстоятельство не оспаривали и не смогли объяснить суду критерии принятия уполномоченным органом решения о предоставлении жилого помещения тому или иному гражданину из числа лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
При этом представители административного ответчика и заинтересованного лица ссылались на необоснованность доводов прокурора о несоответствии оспариваемого Порядка иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по тем основаниям, что федеральный законодатель передал полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" от Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, установив, что порядок обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан определяется законодательством субъектов Российской Федерации, в связи с чем Правительство Республики Дагестан в пределах своих полномочий утвердило оспариваемый Порядок; нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым бы оспариваемый Порядок противоречил, не имеется.
С этими доводами суд не может согласиться, так как они не основаны на законе.
Пунктом 17 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
Как следует из конструкции приведенной нормы, внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений распространяется, в том числе и на военнослужащих-граждан и граждан, уволенных с военной службы, отвечающих вышеприведенным условиям, обеспечение которых жилыми помещениями отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
Кроме того, как следует из абзаца четвертого пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", внеочередной порядок предоставления жилых помещений либо денежных средств на их приобретение либо строительство федеральным законодателем предусмотрен также в отношении лиц, указанных в абзацах первом и третьем данного пункта, а именно, - членов семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанных нуждающимися в жилых помещениях или имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, до 1 января 2005 года принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Таким образом, федеральным законодателем предусмотрен внеочередной порядок предоставления жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений и в отношении тех категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, полномочия по обеспечению которых жилыми помещениями переданы субъектам Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных положений федерального закона позволяет сделать вывод о том, что наличие внеочередного порядка обеспечения жилыми помещениями граждан определенной категории, т.е. независимо от количества лиц, претендующих на жилье и без установления последовательности удовлетворения их требований, свидетельствует о том, что в отношении остальных лиц, не относящихся к данной категории граждан, однако имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, такая последовательность должна иметь место.
Суд также учитывает, что право граждан, относящихся к вышеуказанной категории, на получение жилого помещения по договору социального найма предусмотрено также Законом Республики Дагестан от 03.02.2006 №4 «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан».
В соответствии со статьей 1 данного Закона жилые помещения по договору социального найма из жилищного фонда Республики Дагестан предоставляются, в том числе признанным нуждающимися в жилых помещениях:
гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменившие место жительства и принятые в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей (абзац 23);
членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменившие место жительства и принятые в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года (абзац 24);
гражданам, уволенным со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения со службы и которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменившие место жительства и принятые в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, являющимся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (абзац 25);
гражданам, уволенным с военной службы независимо от даты увольнения, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащим обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменившие место жительства и принятые в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, являющимся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (абзац 26).
Частью 3 статьи 2.1 Закона также предусмотрен внеочередной порядок предоставления жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан гражданам, указанным в этой части статьи.
В силу части 4 статьи 2.1 Закона порядок предоставления жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма категориям граждан, указанным в абзацах 23-26 статьи 1 Закона определяется Правительством Республики Дагестан.
В данном случае таким нормативным правовым актом Правительства Республики Дагестан является постановление от 19 августа 2011 года №280, утвердившее оспариваемый Порядок.
В пункте 4.6 Порядка содержится положение о том, что в случае отказа гражданина от подписания договора социального найма или неподписания договора в срок, указанный в пункте 4.5 Порядка, жилое помещение может быть предоставлено уполномоченным органом по договору социального найма другому гражданину, следующему по очередности.
При этом из данного нормативного положения не следует, на основании каких критериев формируется такая очередность, какое именно обстоятельство учитывается при её формировании: дата постановки лица на учет в органе местного самоуправления; дата обращения лица, состоящего на жилищном учете, в уполномоченный орган с заявлением, предусмотренным пунктом 2.1 Порядка, либо иные критерии и обстоятельства.
В суде представитель уполномоченного органа показал, что вышеуказанные списки граждан формируются по алфавитному принципу.
Между тем, оспариваемый Порядок не содержит каких-либо нормативных положений, определяющих такой принцип формирования очередности.
Кроме того, из пункта 4.6 Порядка следует, что очередность предоставления жилого помещения предусмотрена только в случае предоставления жилого помещения по договору социального найма и лишь при условии отказа другого гражданина от подписания договора социального найма жилого помещения или неподписания такого договора в установленный срок.
Другие же разделы оспариваемого Порядка, регламентирующие как общие вопросы, так и порядок обеспечения граждан этой же категории жилыми помещениями в иной форме (предоставление жилого помещения в собственность, а также предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения), не содержат каких-либо положений, предусматривающих очередность либо иную последовательность принятия уполномоченным органом решений об обеспечении граждан жилым помещением, что, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, нарушает гарантированный статьей 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства, который носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и соблюдение которого означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях), и свидетельствует о выборочном изменении объема прав граждан по усмотрению государственного органа (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.10.2012 №21-П).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Согласно пункту 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. № 96, коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются, в том числе: широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения (подп. «а»), отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка (подп. «ж»); а одним из коррупциогенных факторов, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, является отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций, что понимается как злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) (подп. «б» п.4).
Однако Порядок не соответствует в оспариваемой части вышеприведенным нормативным положениям, поскольку в нем отсутствуют нормы, указывающие о том, чем руководствуется уполномоченный орган, принимая решение о предоставлении жилого помещения либо денежных средств на приобретение либо строительство жилого помещения тому или иному гражданину, находящемуся на учете, какие критерии и требования он учитывает при принятии такого решения, что свидетельствует о необоснованно широких пределах усмотрения, отсутствии условий и оснований принятия решения. Особую актуальность данное обстоятельство имеет в условиях ограниченности бюджетных ассигнований на указанные цели, что было подтверждено в суде представителем уполномоченного органа, не оспаривавшем того факта, что в 2016 году году значительное число граждан вышеуказанной категории, обратившихся в уполномоченный орган в установленном порядке с приложением необходимых документов, не получили денежную выплату на приобретение либо строительство жилья по причине недостаточности выделенных бюджетных средств.
В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 года №349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и Федеральным законом от 1 декабря 2014 года №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» выделение в 2014 и 2015 годах субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для обеспечения жильем отдельных категорий граждан в рамках Федерального закона от 8 декабря 2010 года №342-ФЗ не были предусмотрены.
С учетом того, что в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 г. № 216 «Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц» субвенции на эти цели предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных субъектам Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что соблюдение определенной последовательности удовлетворения требований граждан об обеспечении жилыми помещениями является одной из гарантий соблюдения прав и законных интересов военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, а также социальной справедливости.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Одним из таких обстоятельств, согласно пункту 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Оценив оспариваемый заместителем прокурора Республики Дагестан Порядок на соответствие требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к выводу о необходимости признания данного Порядка недействующим в части, позволяющей уполномоченному органу произвольно принимать решения об обеспечении граждан жилыми помещениями с учетом выбранной ими формы обеспечения.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что оспариваемый Порядок не должен соответствовать «Правилам учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. №1054, предусматривающим очередность предоставления жилых помещений, по тем основаниям, что указанные нормативные правовые акты имеют различный предмет регулирования, не свидетельствуют о соответствии оспариваемого Порядка федеральному закону.
Поскольку оспариваемый Порядок до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан, он подлежит признанию недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Поскольку судом установлена недостаточная правовая урегулированность публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административные исковые требования заместителя прокурора Республики Дагестан удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда «Порядок обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы», утвержденный Постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 года №280 в части, позволяющей произвольно принимать решения об обеспечении граждан жилыми помещениями с учетом выбранной ими формы обеспечения.
Возложить на Правительство Республики Дагестан обязанность по принятию нового нормативного правового акта, замещающего нормативный правовой акт, признанный недействующим в части.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в печатных изданиях, предназначенных для официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Дагестан, - газете «Дагестанская правда» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу и ближайшем номере издания «Собрание законодательства Республики Дагестан» после вступления решения суда в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 9 июня 2017 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Х.А.Хавчаев