Решение по делу № 2-5395/2023 от 02.05.2023

Дело № 2-5395/2023

УИД 65RS0001-01-2023-004155-36

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 ноября 2023 года                                      город Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи – Матвеевой Т.П.

при секретаре судебного заседания Кузьмичевой В.В.,

с участием истца ФИО, представителя истца ФИО представителя ответчика ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО к Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Сахалинской области о признании решения жилищной комиссии Управлению Росгвардии по Сахалинской области от 7 октября 2019 года о внесении изменений в учетное дело прапорщика ФИО на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты 18 декабря 2013 года на 15 декабря 2015 года незаконным, возложении обязанности восстановить дату принятия его на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты 18 декабря 2013 года, восстановлении ФИО в учетном деле на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет с 18 декабря 2013 года, возложении обязанности выплатить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения на семью в составе 3-х человек, возложении обязанности предоставить выписку из книги учета, являющуюся документом строгой отчетности, форма и порядок ведения которой предусмотрены Постановлением Правительства РФ № 1223 от 30 декабря 2011 года,

у с т а н о в и л:

27 апреля 2023 года истец ФИО обратился в суд с исковым заявлением к Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Сахалинской области о возложении обязанности восстановить дату принятия его на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты 18 декабря 2013 года, возложении обязанности предоставить выписку из книги учета, являющуюся документом строгой отчетности, форма и порядок ведения которой предусмотрены Постановлением Правительства РФ № 1223 от 30 декабря 2011 года. В обоснование исковых требований указав, что в период с 22 марта 2000 года по 22 апреля 2022 года проходил службу в органах внутренних дел. 18 декабря 2013 года принят на учет в составе семьи из четырех человек на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – ЕДВ). На основании решения жилищной комиссии от 27 марта 2017 года учетное дело истца передано из федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Сахалинской области» (далее – ФГКУ «ОВО ВНГ России по Сахалинской области») в жилищную комиссию отдела Росгвардии по Сахалинской области. 20 марта 2023 года в ходе рассмотрения гражданского дела ему стало известно об изменении даты постановки на учет с 18 декабря 2013 года на 15 декабря 2015 года. Указанное решение он считает незаконным. Согласно п. 7 ст. 4 Федерального Закона № 247-ФЗ от 19 июля 2011 года сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Указал, что действительно продал принадлежащую ему на праве собственности квартиру 23 ноября 2010 года задолго до принятия указанного закона, причиной ее продажи явилась тяжелая болезнь близкого родственника. Указал, что подпись в протоколе от 7 октября 2019 года ему не принадлежит.

Просил:

-возложить на ответчика обязанность восстановить дату принятия его на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты 18 декабря 2013 года,

- предоставить выписку из книги учета, являющуюся документом строгой отчетности, форма и порядок ведения которой предусмотрены Постановлением Правительства РФ № 1223 от 30 декабря 2011 года.

30 мая 2023 года истец дополнил исковые требования, просил:

-признать решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по Сахалинской области от 7 октября 2019 года о внесении изменений в учетное дело прапорщика ФИО на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты 18 декабря 2013 года на 15 декабря 2015 года незаконным,

-восстановить ФИО в учетном деле на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет с 18 декабря 2013 года,

-возложить обязанность выплатить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения на семью в составе 3-х человек.

В судебном заседании истец ФИО и его представитель ФИО. на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Сахалинской области ФИО, с исковыми требованиями не согласился, заявив о том, что истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок на обращение в суд.

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, свидетеля ФИО, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, как по отдельности, так и в их совокупности, по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее – сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Положениями ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Частью 6 вышеуказанной статьи предусмотрено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами РФ, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

При этом Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

Так, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты» ( Далее Правила) утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее – Правила).

В силу п. 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

На каждого сотрудника, принятого на учет для получения единовременной выплаты, заводится учетное дело, в котором содержатся заявление и документы, представленные в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге учета (п. 22 Правил).

В соответствии с п. 25 Правил уполномоченное подразделение ведет формируемую органами базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета (далее - база данных). Для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что ФИО в период с 22 марта 2000 года по 01 октября 2016 года проходил службу в органах внутренних дел.

01 октября 2016 года между Федеральной службой войск национальной гвардии в лице начальника отдела Федеральной службой войск национальной гвардии по Сахалинской области и ФИО заключен контракт о прохождении службы.

Приказом от 12 октября 2016 года истец назначен на должность командира отделения 2 взвода 1 роты батальона полиции (отдельного) строевого подразделения полиции Южно-Сахалинского отдела вневедом-ственной охраны – филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Сахалинской области».

Решением жилищной комиссии ФГКУ «ОВО ВНГ России по Сахалинской области», оформленным протоколом от 27 марта 2017 года № 1(2017), в связи с образованием жилищной комиссии в отделе Федеральной службой войск национальной гвардии по Сахалинской области ФИО с составом семьи из четырех человек снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в данной жилищной комиссии.

10 мая 2017 года ФИО принят на учет очередников жилищной комиссии отдела Федеральной службой войск национальной гвардии по Сахалинской области (выписка из протокола заседания жилищной комиссии № 1(2017).

На основании приказа от 03 ноября 2017 года ФИО назначен на должность командира отделения строевого подразделения полиции Долинского отделения вневедомственной охраны – филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Сахалинской области».

Приказом директора Федеральной службой войск национальной гвардии от 17 июля 2018 года отдел Федеральной службой войск национальной гвардии по Сахалинской области переименован в Управление Федеральной службой войск национальной гвардии по Сахалинской области (далее – Управление Росгвардии по Сахалинской области).

Решением жилищной комиссии ФГКУ «ОВО ВНГ России по Сахалинской области», оформленным протоколом от 23 августа 2018 года № 1(2018), ФИО принят на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из 3-х человек.

12 марта 2019 года жилищной комиссией решено оставить ФИО на учете очередников в жилищной комиссии ФГКУ «ОВО ВНГ России по Сахалинской области».

Согласно выписке из протокола жилищной комиссии от 13 марта 2019 года № 2(2019) ФИО исключен из списка очередников ФГКУ «ОВО ВНГ России по Сахалинской области», учетное дело передано в Управление Росгвардии по Сахалинской области.

13 марта 2019 года жилищной комиссией учетное дело ФИО принято в Управление Росгвардии по Сахалинской области с даты принятия на учет по прежнему месту жилищного учета (выписка из протокола ).

07 октября 2019 года внесены изменения в учетное дело ФИО в части даты постановки на учет, ФИО принят на учет не ранее чем с 15 декабря 2015 года на состав семьи из 3-х человек.

Решением жилищной комиссии от 31 мая 2021 года, оформленным протоколом , ФИО оставлен на учете нуждающихся без изменений.

22 апреля 2022 года истец уволен со службы в войсках национальной гвардии согласно приказу от 22 апреля 2022 года

Разрешая ходатайство представителя ответчика о пропуске срока истцом обращения в суд с исковыми требованиями, суд приходит к следующему.

Статья 72 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ « О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» устанавливает, что сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В силу ч. 5 указанной нормы в случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Из содержания данного разъяснения следует, что приведенный в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд не является исчерпывающим.

Оценивая уважительность причины пропуска работником срока, суд действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе оценивает характер причин, не позволивших работнику обратиться в суд в пределах установленного законом срока.

Предусмотренный ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством. Однако такой срок, как отмечал Конституционный Суд РФ, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и правоотношений по прохождению службы в органах внутренних дел, не может быть признан неразумным и несоразмерным. Установленный данной статьей сокращенный срок для обращения в суд и правила его исчисления направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав сотрудников, и по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд.Лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, должна быть предоставлена возможность восстановить этот срок в судебном порядке.

На необходимость тщательного исследования судами таких причин при рассмотрении соответствующих заявлений работников указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ", в п. 5 которого приводится примерный перечень обстоятельств, которые могут расцениваться как препятствующие работнику своевременно обратиться в суд. Этот перечень не является исчерпывающим, и, разрешая конкретное дело, суд вправе признать в качестве уважительных причин пропуска установленного срока и иные обстоятельства, имеющие существенное значение для конкретного работника.

Предметом настоящего спора является решение жилищной комиссии, выраженное в протоколе № 12 от 7 октября 2019 года, которым изменена дата принятия на учет нуждающихся не ранее, чем с 15декабря 2015 года (по истечении пяти лет со дня действий, повлекших ухудшение жилищных условий), в связи с чем срок исковой давности по требованиям о признании его незаконным подлежит исчислять с момента его получения истцом.

Указанный протокол содержит рукописную надпись «получил» и подпись, без указания Фамилии Имени Отчества подписавшегося лица, и даты получения документа.

Истец в судебном заседании оспаривал факт получения копии данного протокола ранее марта 2023 года, настаивая на том, что подпись ему не принадлежит. Ходатайство о назначении почерковедческой экспертизы не заявлял.

Представитель ответчика и свидетель указали, что истец ознакамливался с учетным делом в мае 2021 года, и копию протокола получил также в мае 2021 года.

Суд с учетом визуального анализа подписей истца, находит позицию истца о том, что он не ознакамливался с протоколом и подпись ему не принадлежит, не состоятельной.

Однако учитывая, что в протоколе отсутствует дата ознакомления и получения копии протокола, суд полагает позицию ответчика о получении копии протокола в мае 2021 года истцом не состоятельной, поскольку достоверных и допустимых доказательств получения копии протокола именно 12 мая 2021 года, либо спустя три дня после указанной даты, в течение мая 2021 года, как на то указал свидетель, суду не представлено, показания свидетеля суд не может отнести к таковым.

В связи с этим, учитывая, позицию истца о том, что он фактически узнал о наличии оспариваемого протокола лишь в марте 2023 года, а также учитывая, что сведений о том, что истец ознакамливался с учетным делом, в том числе с протоколом № 12 от 7 октября 2019 года в период с 12 мая 2021 года по март 2023 года суду не представлено, с достоверностью установить дату ознакомления истца с приказом именно в мае 2021 года, либо позже указанной даты не представляется возможным, суд, учитывая, что истец является более слабой стороной в указанных правоотношениях, полагает возможным восстановить истцу срок на обращение в суд в связи с его пропуском по уважительной причине.

Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в таможенных органах Российской Федерации, регулируются Законом N 283-ФЗ, пункт 5 части 8 статьи 4 которого содержит аналогичные нормы (сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий), к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относит в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.

В силу положений Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее также - Правила), при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11).

Если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).

В пункте 2 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ указано, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

По смыслу приведенных нормативных предписаний, намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, могут быть признаны действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей, при условии, что это повлекло возникновение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или права на получение единовременной социальной выплаты.

Между тем, как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании и не оспаривалось ответчиком, ФИО и члены его семьи ( супруга – ФИО, сын ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, и сын ФИО, ДД.ММ.ГГГГ) являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий как до момента отчуждения жилого помещения, расположенного по <адрес> площадью <данные изъяты>., в 2010 году, принадлежащей ему на праве собственности (обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляла <данные изъяты> так и после заключения договора купли-продажи, что в любом случае менее установленной в пункте 2 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ для данной категории лиц учетной нормы в <данные изъяты>

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, препятствующей необоснованному сверхнормативному обеспечению жильем за счет бюджетных средств, ограничения должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом, применение этого законоположения должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Однако ответчиком не представлено доказательств такого поведения ФИО, что, заключая договор купли-продажи, он действовал недобросовестно, с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Материалами дела подтверждается и не опровергнуто ответчиком, что ФИО на день продажи квартиры в 15 декабря 2010 года, и на день постановки в 2013 году на учет для получения социальной выплаты, и во время возникновения спорных отношений являлся и является нуждающимся в улучшении жилищных условий. При таком положении вывод Комиссии о совершении в 2010 году ФИО действий, повлекших ухудшение жилищных условий, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не соответствует фактическим обстоятельствам и положениям пункта 5 части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ.

Учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конститу-ционного Суда РФ от 03 марта 2015 г. N 416-О, оснований для вывода о совершении истцом действий, повлекших ухудшение жилищных условий с намерением постановки на учет для получения единовременной выплаты по делу не имеется, поскольку действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях, либо право на их получение.

При этом, суд учитывает, что в силу положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» факт наличия перечисленных в них действий подлежат проверке за пятилетний период, предшествующий моменту рассмотрения вопроса о постановке на соответствующий учет.

Но, поскольку действия истца по отчуждению принадлежавшего ему на праве собственности жилого помещения до принятия постановления Правительства Российской Федерации N 1223 от 30 декабря 2011 года, не свидетельствуют о совершении истцом действий, направленных на ухудшение жилищных условий, поскольку в указанном случае нуждаемость в жилом помещении у истца имелась, как до продажи жилого помещения, так и осталась после совершенной сделки.

Согласно пунктами 10 и 15 Правил «предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты» в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия).Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.    Таким образом, комиссия полномочна принимать два вида решений: о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, об отказе в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты.

Поскольку оспариваемое решение Комиссии, повлекшее неправомерное изменение даты постановки на учет ФИО для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на более поздний срок, не соответствует приведенному выше правовому регулированию, у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении иска в части признания оспариваемого решения незаконным.

Разрешая требования истца о возложении обязанности на ответчика восстановить дату принятия его на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты 18 декабря 2013 года, восстановлении в учетном деле на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет с 18 декабря 2013 года, суд приходит к следующему.

В силу пункта 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются поименованные в данном пункте Правил документы.

В соответствии с пунктом 11 Правил дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.

Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил. Решение комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти (пункт 15).

Министерством внутренних дел России разработаны Методические рекомендации N 1/2551 от 2 апреля 2012 г. по принятию сотрудников территориальных органов (на окружном, межрегиональном и региональном уровнях) учреждений и организаций системы МВД России на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и ее предоставления, которыми определяется организация работы по принятию (отказу в принятии) сотрудников на учет.

Данными методическими указаниями предусматривается, что секретарь комиссии проверяет комплектность поступивших документов на соответствие пункту 5 Правил для последующего доклада на комиссию. Заявление датируется днем принятия секретарем комиссии полного пакета указанных документов. Секретарь заносит сведения о принятых документах и заявлении в регистрационный журнал комиссии и выдает справку о дате приема документов и заявления. Заседание комиссии проводится по мере необходимости, но не позднее двух месяцев после подачи сотрудником заявления и документов. На заседании комиссии проверяются сведения, содержащиеся в представленных сотрудником документах; принимается решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты.

Из приведенных положений закона следует, что первично, относительно других требований к лицам, претендующим на выплату, правом на принятие на учет для получения единовременной выплаты обладает сотрудник органа внутренних дел, изъявивший данное волеизъявление и обратившийся с соответствующим заявлением в специально действующий орган в системе Министерства внутренних дел России.

Законодательно дата принятия на учет не определена. Между тем, при определении порядка очередности учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. Иное противоречило бы вышеприведенным Правилам, учитывая, что при определении порядка очередности во внимание принимается совокупность двух условий: стажа службы и даты подачи заявления.

Как следует из материалов учетного дела, на момент рассмотрения заявления ФИО о постановке на учет его выслуга лет на 18 декабря 2013 года составила 15 лет 5 месяцев 4 дня в календарном исчислении.

Его заявление от 1 октября 2013 года о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты было рассмотрено на заседании комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Сахалинской области 18 декабря 2013 года. С указанной даты ФИО поставлен на учет.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о факте нарушения положений вышеприведенных Правил при принятии истца на учет соответствующей комиссией ФГКУ УВО УМВД России по Сахалинской области, поскольку датой постановки на учет является дата подачи заявления 1 октября 2013 года.

В соответствии со статьями 7, 19 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как следует из пояснений истца и текста искового заявления и дополнений к нему, он просит признать за ним право состоять на учете у ответчика с 18 декабря 2013 г., с даты решения комиссии по жилищным вопросам.

При этом, истец, ссылается на то, восстановление в очередности согласно указанной даты влияет на номер его очереди в списке сотрудников, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты по новому месту прохождения службы с учетом стажа службы и даты подачи заявления по старому месту прохождения службы, и не оспаривает действия комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Сахалинской области о постановки его на учет с 18 декабря 2013 года с даты принятия решения комиссией, а не с даты подачи заявления с 1 октября 2023 года.

В связи с изложенным, суд полагает возможным удовлетворить требо-вания истца в указанной части в соответствии с ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах заявленных требований об изменении (восстановлении) даты постановки на учет как нуждающегося в предостав-лении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на 18 декабря 2013 года, возложении обязанности внести изменения в учетное дело ФИО в части даты постановки на учет, с даты первоначальной постановки на учет - с 18 декабря 2013 года.

Разрешая требование ФИО о возложении обязанности на Управление Росгвардии по Сахалинской области предоставить единов-ременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, суд отказывает в его удовлетворении, поскольку в силу п. 31 Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет, а удовлетворение требований истца в вышеуказанной части не свидетельствует о том, что очередь истца с учетом изменений даты постановки на учет -18 декабря 2013 года подошла или прошла, и что в указанной выплате с учетом установленной очередности ответчиком истцу отказано. Таким образом, судом не установлено нарушение права истца на указанную выплату согласно установленной очередности с 18 декабря 2013 года на день рассмотрения дела.

Разрешая требования ФИО о возложении обязанности на ответчика предоставить истцу выписку из книги учета, являющуюся документом строгой отчетности, форма и порядок ведения которой предусмотрены Постановлением Правительства РФ № 1223 от 30 декабря 2011 года, суд не усматривает оснований для удовлетворения указанных требований, поскольку как установлено в судебном заседании согласно пояснений как самого истца, так и ответчика истец не обращался к ответчику за указанной выпиской, в выдаче выписки ответчик истцу не отказывал, в связи с чем суд также не усматривает со стороны ответчика нарушения прав истца, а потому не усматривает оснований для возложения на ответчика указанной обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Сахалинской области о признании решения жилищной комиссии Управления Росгвардии по Сахалинской области от 7 октября 2019 года о внесении изменений в учетное дело прапорщика ФИО на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты 18 декабря 2013 года на 15 декабря 2015 года незаконным, возложении обязанности восстановить дату принятия его на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты 18 декабря 2013 года, восстановлении ФИО в учетном деле на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет с 18 декабря 2013 года, возложении обязанности выплатить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения на семью в составе 3-х человек, возложении обязанности предоставить выписку из книги учета, являющуюся документом строгой отчетности, форма и порядок ведения которой предусмотрены Постановлением Правительства РФ № 1223 от 30 декабря 2011 года удовлетворить частично.

Признать решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по Сахалинской области от 7 октября 2019 года о внесении изменений в учетное дело прапорщика ФИО на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и постановке на учет с даты, не ранее 15 декабря 2015 года незаконным.

Возложить обязанность на Управление Росгвардии по Сахалинской области восстановить дату постановки на учет ФИО на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и постановке на учет с даты – 18 декабря 2013 года.

Возложить обязанность на Управление Росгвардии по Сахалинской области обязанность внести изменения в учетное дело ФИО в части даты постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановив учет ФИО на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 18 декабря 2013 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий судья                          Т.П. Матвеева

В окончательном виде решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья                               Т.П. Матвеева

2-5395/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Муравьев Алексей Михайлович
Ответчики
Управление Росгвардии
Суд
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Судья
Матвеева Татьяна Павловна
Дело на странице суда
u-sahalinsky.sah.sudrf.ru
02.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2023Передача материалов судье
04.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.07.2023Предварительное судебное заседание
25.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.11.2023Предварительное судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее