Дело № 2-119/2022 г.
55RS0034-01-2022-000073-97
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тара Омской области 22 февраля 2022 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Казаковой Н.Н., при секретаре Новичковой О.В. при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Брюховым И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Таре 22.02.2022 дело по иску Ниязмаметовой Ольги Иосифовны, Ниязмаметова Артура Нуримановича к Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения (квартиры), признанного аварийным и подлежащим сносу путем выкупа либо путем предоставления иного помещения,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с названным иском, указав, что являются собственниками жилого помещения (квартиры) расположенной по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит истцам на праве общей долевой собственности по ? доли каждому, на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ. Принадлежащее истцам жилое помещение находится в аварийном состоянии, проживание в нем создает угрозу жизни и здоровью. Указанное помещение расположено на земельном участке, площадью 910 кв.м. Ответственность за принятие мер по расселению граждан возложена на администрацию городского поселения. Истцы неоднократно обращались к ответчику по вопросу сноса аварийного помещения и предоставления другого жилья, однако получили отказ. Сроки по сносу и расселению аварийного помещения не установлены. До настоящего времени никаких действий по сносу и расселению жилого дома не предпринимается. Бездействие ответчика по принятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения (квартиры) для муниципальных нужд создает угрозу жизни и здоровью истцом. Просит суд признать бездействие Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области в части невыполнения процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, незаконным, обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан, возложить обязанность по принятию решения об изъятии земельного участка на котором располагается жилое помещение (квартира) по адресу: <адрес>, признанной аварийной и подлежащей сносу, а также об изъятии жилого помещения (квартиры) путем выкупа у собственников, либо предоставлении взамен изымаемого другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Определением суда от 03.02.2022 к участию в деле привлечен Тарский межрайонный прокурор.
Протокольным определением от 14.02.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Адова Е.Ю.
Истец Ниязмаметова О.И. в судебном заседании настаивала на исковых требованиях в том виде, в каком они указаны в иске, не намерена их уточнять или менять. Суду пояснила, что данная квартира была предоставлена ей как вынужденной переселенке из Казахстана. Администрация обманула ее, изначально предоставив ей для проживания аварийное жилье. По настоянию администрации она оформила приватизацию данной квартиры. Она выполняла требования администрации, делала там ремонт, реконструкцию, однако это никаких результатов не дало. В настоящее время как квартира так и весь дом полностью не пригоден для проживания, может обвалиться в любой момент. Иного жилья у нее нет, жить ей негде. Полагает, что администрация бездействует в части обеспечения ее иным жильем, пригодным для проживания, не предпринимает никаких мер для переселения ее из аварийного жилья. Просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Истец Ниязмаметов А.Н. в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области по доверенности Уткин Д.П. не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного разбирательства, ранее, в ходе судебного разбирательства возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям указанным в представленных суду возражениях на иск. Суду пояснил, что 26.10.2021 сведения о спорном многоквартирном доме направлены в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, путем размещения в автоматизированной информационной системе « Реформа ЖКХ» в информационно-коммуникационной сети «Интернет», для последующего включения данного многоквартирного дома в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Законом не установлено конкретный срок, который должен пройти с момента признания дома аварийным до вынесения уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка и выкупе жилых помещений. При этом, 09.02.2021 года в адрес собственников было направлено требование о сносе аварийного дома в срок до 10.02.2025 года. Данный срок не истек. Земельный участок, на котором располагается вышеуказанный многоквартирный дом, не образован, границы земельного участка не установлены, на кадастровом участке земельный участок не состоит. Кадастровый номер земельного участка, указанный в просительной части иска не корректен. Просил отказать в удовлетворении исковых требований истцов к Администрации Тарского городского поселения Омской области в полном объеме.
Третье лицо Адова Е.Ю., надлежащим образом извещенная о времени и месте проведения судебного разбирательства, не явилась, направила представителя по доверенности Адову М.В., которая в судебном заседании требования истцов поддержала, полагала из обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Помощник Тарского межрайонного прокурора Веревкин И.Е. полагал требования истца не подлежащими удовлетворению поскольку незаконного длительного бездействия Администрацией Тарского городского поселения по невыполнению предварительной процедуры, предусмотренной ч.10 ст.32 ЖК РФ не допущено. Требования истца в остальной части так же не подлежат удовлетворению ввиду их необоснованности.
Суд, заслушав стороны, заключение помощника Тарского межрайонного прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцы Ниязмаметова О.И. и Ниязмаметов А.Н. являются собственниками квартиры, общей площадью 40,0 кв.м. расположенной по адресу: <адрес> по ? доле в праве общей долевой собственности, на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №, заключен в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, оборот), что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10).
В соответствии с выводами заключения о соответствии жилого помещения требованиям, которым должно отвечать жилое помещение №-нп от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного начальником Государственной жилищной инспекции <адрес> (л.д. 11) <адрес> в <адрес> не обеспечено централизованными инженерными системами в полном объеме. Квартира не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно постановлению Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения межведомственной комиссии по ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 13) многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам вышеуказанного многоквартирного жилого дома рекомендовано не использовать его в качестве многоквартирного жилого дома (л.д. 14).
В соответствии с ответом Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области от 25.11.2021 на обращение Ниязмаметовой О.И., Ниязмаметова А.Н. (л.д. 15, оборот), в собственности Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области отсутствует свободный маневренный жилой фонд, таким образом выделить истцам жилое помещение для проживания не представляется возможным. Федеральная программа переселения многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции «Жилье и городская среда», направлена на расселение аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01.01.2017. Программа рассчитана до конца 2024 года, после завершения которой, начнет формироваться новая программа переселения, в которую будут включаться многоквартирные дома признанные аварийными после 01.01.2017.
Из представленного в материалы дела уведомления от 09.02.20222 года следует, что в адрес истцов Ниязмаметовой О.И., Ниязмаметова А.Н., а так же в адрес Адовой Е.Ю. Администрацией Тарского городского поселения Тарского муниципального района направлено уведомление с предложением в срок до 10.02.2025 принять меры к сносу жилого дома, расположенного в <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № в Постановление Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения, оноо дополнено п.2.1 следующего содержания: «Направить собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> требование о сносе вышеуказанного многоквартирного дома, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года» (л.д.79-80).
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Частью 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пп. "г" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 ст. 32 ЖК РФ).
Из изложенного следует, что выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ процедура, решение данного вопроса без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2009 года).
Конкретный срок, в течение которого органом местного самоуправления должно быть предъявлено требование к собственникам помещений в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, о его сносе, действующим законодательством не установлен, поэтому такое требование может быть направлено по мере наступления срока расселения дома.
Из материалов дела усматривается, что Администрацией Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области 26.10.2021 года сведения о многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> (сведения о правообладателях жилых помещений, техническая документация, заключение комиссий и др.) направлены в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, путем размещения в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ» в информационно-коммуникационной сети «Интернет» для последующего включения данного многоквартирного дома в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Постановлением от 09.02.2022 года № 80 о внесении изменений в Постановление Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области от 27.09.2021 года № 427 установлен срок для расселения и сноса вышеуказанного многоквартирного дома - до 10.02.2025 года. Собственникам жилых помещений в данном многоквартирном доме Администрацией Тарского городского поселения 09.02.2022 направлено требование о сносе вышеуказанного многоквартирного дома в срок до 10.02.2025 года.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что истцы обратились с настоящим иском спустя 4 месяца с момента признания спорного дома аварийным и подлежащим сносу, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не допущено длительное бездействие по невыполнению предварительной процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Ссылки истцов на то, что они на протяжении нескольких лет неоднократно обращались в Администрацию Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области с требованием предоставить им иное жилое помещение, являются несостоятельными, поскольку совершение действий, указанных в части 10 статьи 32 ЖК РФ, начинается в разумные сроки со дня признания дома аварийным в установленном законом порядке, то есть в данном случае со дня издания постановления Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области № 427 от 27.09.2021. Доказательств признания многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным ранее ДД.ММ.ГГГГ не представлено.
При наличии угрозы обрушения дома, о чем указывают истцы, но чему доказательств не представляют, последние также не лишены возможности защиты своих прав в ином судебном порядке путем предъявления соответствующих гражданских исков.
Таком образом, поскольку факт бездействия ответчика, выразившийся в длительном непринятии мер, определенных ч.10 ст.32 ЖК РФ, в судебном заседании не установлен, то правовых оснований для вывода о нарушении прав истцов отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований в части требований о признании незаконным бездействия Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области по невыполнению процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, надлежит отказать.
В удовлетворении остальной части заявлениях требований суд так же отказывает, поскольку в силу положений ст.32 ЖК РФ, изъятие для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом и соответственно каждого жилого помещения в указанном доме, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 – 9 указанной статьи, возможно лишь только в том случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома. Проведение же процедур, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне рамок и сроков, установленных правовыми актами, действующим законодательством не предусмотрено. Период времени до окончания срока расселения свидетельствует о том, что требования истцов о проведении процедур, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, заявлены не обосновано.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ 22.02.2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░