Решение по делу № 8Г-18243/2021 [88-18273/2021] от 26.10.2021

УИД: 86RS0001-01-2021-000897-38

Дело № 88-18273/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск                                                                       07 декабря 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего    Давыдовой Т.И.,

судей                    Карповой О.Н., Грудновой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-881/2021 по иску Савиных Натальи Викторовны к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» о признании незаконным решения,

по кассационной жалобе Савиных Натальи Викторовны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

        Савиных Н.В. обратилась в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» (далее по тексту – ФКУ «Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа-Югры») о признании незаконным решения в части установления ей процентной надбавки за выслугу лет в размере 30 % без учета периода службы в Вооруженных Силах Республики Украины с 01 января 1995 года по 03 августа 2002 года, изложенное в ответе от 09 декабря 2020 года; о возложении на ответчика обязанности изменить решение в части установления процентной надбавки за выслугу лет, исходя из выслуги 27 лет 06 месяцев с учетом службы в Вооруженных Силах Республики Украины в период с 01 января 1995 года по 03 августа 2002 года, с момента назначения пенсии.

В обоснование заявленных требований Савиных Н.В. сослалась на то, что 02 марта 2020 года уволена с военной службы, ее выслуга лет составила 27 лет 06 месяцев в календарном исчислении, 32 года 05 месяцев - в льготном исчислении. С 25 мая 2020 года ей назначена пенсия за выслугу лет, при этом надбавка за выслугу лет определена ответчиком в размере 30 %. При исчислении процентной надбавки за выслугу лет ФКУ «Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» исключен период прохождения ею службы с 01 января 1995 года по 03 августа 2002 года в Вооруженных Силах Республики Украина. Данное решение полагает незаконным, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пунктом 2 статьи 2 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств» при расчете процентной надбавки за выслугу лет выслуга для определения надбавки исчисляется по нормам законодательства государства нового места жительства. В соответствии с нормами Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и представлении им отдельных выплат» и постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств-участников СНГ.

Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 июля 2021 года, Савиных Н.В. в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Савиных Н.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных, вынесенных с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель ФКУ «Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Савиных Н.В. с 10 ноября 1988 года по 12 августа 1989 года проходила военную службу в Вооруженных силах СССР, с 15 февраля 1990 года по 02 августа 2002 года - в Вооруженных Силах Республики Украина, с 23 ноября 2005 года по 24 мая 2020 года - в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Приказом командира 76 дивизии противовоздушной обороны по личному составу от 20 мая 2020 года № 38 Савиных Н.В. уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». На момент увольнения выслуга лет Савиных Н.В. в Вооруженных Силах составила 27 лет 6 месяцев (календарная), 32 года 5 месяца (льготная).

ФКУ «Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» Савиных Н.В. с 25 мая 2020 года назначена пенсия за выслугу лет. При назначении пенсии учитывалась выслуга лет 33 года, процентная надбавка в размере 30 % за выслугу 20 лет, которая включается в расчет для исчисления пенсии.

09 декабря 2020 года ФКУ «Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» Савиных Н.В. разъяснено, что в расчете процентной надбавки за выслугу лет не был учтен период прохождения службы в Вооруженных Силах Республики Украина с 01 января 1995 года по 03 августа 2002 года. Процентная надбавка за выслугу 20 лет, которая включается в расчет для исчисления пенсии, составляет 30 %.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, подписанным 15 мая 1992 года, Федеральным законом Российской Федерации от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет», исходил из того, что Савиных Н.В. процентная надбавка за выслугу лет для исчисления размера пенсии исчислена правильно, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Доводы кассационной жалобы Савиных Н.В. о том, что согласно денежному аттестату федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны» размер ее ежемесячной надбавки за выслугу лет в период службы составлял 40 %, в связи с чем при расчете пенсии ежемесячная надбавка за выслугу лет также должна составлять 40 %; в соответствии с выпиской из приказа по личному составу от 02 марта 2020 года № 38 выслуга лет в Вооруженных Силах в календарном исчислении составила 27 лет 06 месяцев, в льготном исчислении 32 года 05 месяцев, однако ФКУ «Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» пенсия назначена без учета данного документа; выслуга лет, установленная в государстве прохождения военной службы, должна быть одинаковой как для назначения пенсии, так и для определения процентной надбавки за выслугу лет при переезде военного пенсионера на постоянное место жительства в другое государство – участника Соглашения, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года, определен общий порядок пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, а также порядок зачета периодов выслуги лет для назначения пенсий.

Пенсионное обеспечение осуществляется по нормам законодательства государств-участников, на территории которых проживают бывшие военнослужащие.

В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад: по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В настоящее время в Российской Федерации порядок исчисления выслуги лет для определения размера ежемесячной надбавки за выслугу лет определяется Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и принятыми в его исполнение Правилами исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1074.

В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1074, в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:

а) военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

б) военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимы Государств;

в) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);

г) военная служба граждан Российской Федерации до 01 января 1995 года в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;

д) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных, силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.

Как следует из содержания статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года, а также разъяснено в Консультативном заключении Экономического Суда Содружества Независимых Государств «О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года» от 09 декабря 2009 года № 01–1/2–09, в статье 2 Соглашения для исчисления выслуги лет в одном случае – для определения права на пенсию (часть первая), в другом случае – для определения размера денежного довольствия (часть вторая) установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства. По этой причине выслуга лет для назначения пенсий, исчисленная по законодательству государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсий, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет. Процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие. В таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.

Согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах: 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.

Как правильно установлено судами, перевод истца из Вооруженных сил Республики Украина в Вооруженные силы Российской Федерации не осуществлялся, в связи с чем выводы судов об отсутствии оснований для включения в расчет выслуги лет для выплаты надбавки периода службы Савиных Н.В. с 01 января 1995 года по 03 августа 2002 года являются обоснованными. Как следует из материалов дела, на основании приказа командира войсковой части А 2129 от 02 августа 2002 года № 140 Савиных Н.В. уволена по семейным обстоятельствам в связи с переездом в место прохождения военной службы мужа в Российскую Федерацию.

Ссылка в кассационной жалобе о наличии в апелляционном определении неверных выводов суда о наличии у Савиных Н.В. с 1990 года гражданства Республики Украины, на правильность вынесенного судебного акта не повлияла, безусловным основанием для отмены судебного акта указанное обстоятельство не является.

В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Савиных Натальи Викторовны - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-18243/2021 [88-18273/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Савиных Наталья Викторовна
Ответчики
ФКУ Военный комиссариат ХМАО-Югры
Другие
Яковлев Григорий Трофимович
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Давыдова Татьяна Ивановна
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
07.12.2021Судебное заседание
07.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее