Дело № 12-68/2021
РЕШЕНИЕ
24 августа 2021 года пос. Октябрьский
Судья Устьянского районного суда Архангельской области Рогачева А.М.,
с участием защитника юридического лица- акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания»- Яковлевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица – акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания» Белозеровой М.А. на постановление государственного инспектора Котласского отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности Северо-Западного управления Ростехнадзора Ершова А.В. от 15 июля 2021 г. ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.22 КоАП РФ, в отношении юридического лица – акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания», ОГРН ..., ИНН ..., юридический адрес: ..., ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
установил:
постановлением государственного инспектора Котласского отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности Северо-Западного управления Ростехнадзора (далее – Управление Ростехнадзора) Ершова А.В. от 15 июля 2021 г. ... акционерное общество «Архангельская областная энергетическая компания» (далее – АО «АрхОблЭнерго») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.22 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник юридического лица – АО «АрхОблЭнерго» Белозерова М.А. подала жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения. В обоснование жалобы указала, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 9.22 КоАП РФ, являются сетевые организации и иные лица, обязанные осуществлять действия по введению ограничения или возобновления режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии. В отношении объектов, указанных в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии, сетевой организацией является АО «Энергосети АОЭК», что также отражено в Постановлении Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27.12.2019 № 88-э/25. АО «АрхОблЭнерго» не является сетевой организацией и иным лицом – владельцем объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Объекты электросетевого хозяйства в Устьянском районе переданы во временное владение (аренду) АО «Энергосети АОЭК». В соответствии с п. 10 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, гарантирующий поставщик направил уведомление о необходимости введения ограничения в адрес АО «Энергосети АОЭК», акты о введении ограничения поступили в адрес гарантирующего поставщика из АО «Энергосети АОЭК». Таким образом, АО «АрхОблЭнерго» не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.22 КоАП РФ.
Защитник юридического лица – АО «АрхОблЭнерго» Яковлева Т.В. в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, пояснив, что АО «АрхОблЭнерго» не является субъектом вменяемого административного правонарушения, просила постановление должностного лица Северо-Западного управления Ростехнадзора от 15 июля 2021 г. отменить, производство по делу прекратить.
Заслушав защитника юридического лица, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 9.22 КоАП РФ невыполнение сетевой организацией или иным лицом, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о введении такого ограничения (за исключением требований о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращения или ликвидации аварийного электроэнергетического режима) или требований о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, предъявленных в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, при отсутствии предусмотренных указанным порядком обстоятельств, препятствующих введению такого ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения образует бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных требований; а субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон «Об электроэнергетике»).
В соответствии со ст. 4 Закона «Об электроэнергетике» нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 1 ст. 21 данного закона установлено, что Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической энергии (в том числе в отношении отдельных категорий потребителей, для которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии), а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила).
Правила устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии.
Пунктом 1(1) Правил определено, что «ограничение режима потребления» - полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии, осуществляемое в порядке и в случаях, которые определяются настоящими Правилами; «инициатор введения ограничения» - лицо, по инициативе которого в соответствии с настоящими Правилами вводится ограничение режима потребления; «исполнитель» - сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, в том числе в случае, когда энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства.
Согласно подп. «а» п. 4 Правил, ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил.
В ст. 3 Закона «Об электроэнергетике» определено, что гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения, в том числе обязан: направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления; направить исполнителю (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - субисполнителю) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления. По получении уведомления исполнитель обязан направить уведомление или его копию субисполнителю в течение одного рабочего дня после дня его получения. Если ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевой организации, она обязана направить аналогичное уведомление лицу, с которым таким потребителем заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), при условии, что обязательства по этому договору не прекращены на дату уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления.
Как следует из материалов дела, 01 октября 2018 г. между акционерным обществом «Энергосети Архангельская областная энергетическая компания», именуемое в дальнейшем «Исполнитель» и обществом с ограниченной ответственностью «ТГК-2 Энергосбыт», именуемое в дальнейшем «Заказчик», заключен договор ... оказания услуг по передаче электрической энергии. Пунктом ...г. данного договора предусмотрено, что Исполнитель обязуется приостанавливать в порядке, установленном Правилами ограничения режима потребления, передачу электрической энергии потребителям путем введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, и восстанавливать энергоснабжение данных лиц, в том числе путем выполнения заявок Заказчика по осуществлению указанных мероприятий.
В связи с тем, что МБУК «Устьяны» нарушены условия договора от 30.01.2020 ..., в связи с задолженностью потребителя по оплате электрической энергии, гарантирующим поставщиком – ООО «ТГК-2 Энергосбыт» в адрес сетевой организации – АО «Энергосети АОЭК» 26 октября 2020 г. направлено уведомление ... о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) по следующим точкам поставки потребителя МБУК «Устьяны»: ДК, п. Лойга, ДК п. Кизема ул. ..., Синицкий СДЦ п. Кидюга ул. ..., Клуб п. Мирный ул. .... Уведомление содержит требование 06.11.2020 произвести полное ограничение режима потребления. Разъяснена ответственность по ст. 9.22 КоАП РФ за невыполнение сетевой организацией требований о введении такого ограничения.
Согласно сопроводительному письму от 09.11.2020 ..., АО «Энергосети АОЭК» район эксплуатации № 2 направило в адрес ООО «ТГК-2 Энергосбыт» копии актов от 06.11.2020 об ограничении режима потребления электрической энергии по указанным точкам поставки потребителя МБУК «Устьяны».
10.11.2020 гарантирующим поставщиком – ООО «ТГК-2 Энергосбыт» в адрес сетевой организации – АО «Энергосети АОЭК» направлено уведомление о возобновлении подачи электрической энергии по указанным точкам поставки потребителя МБУК «Устьяны».
Сопроводительным письмом от 11.11.2020 ..., АО «Энергосети АОЭК» район эксплуатации № 2 направило в адрес ООО «ТГК-2 Энергосбыт» копии актов от 11.11.2020 о подключении режима потребления электрической энергии по указанным объектам.
Из объяснений начальника Устьянского отделения ВМРО ООО «ТГК-2 Энергосбыт» Перхуровой Л.Г. от 04.02.2021 следует, что акты об отключении потребителей: ДК п. Логйа, ДК п. Кизема, Синицкий ДК, Клуб п. Мирный от электроэнергии и акты о подключении данных объектов к электроэнергии поступили от акционерного общества «Энергетическая Архангельская областная энергетическая компания» (АО «Энергосети АОЭК), согласно актам данная организация производила работы по отключению и подключению потребителей к электрическим сетям.
В Постановлении Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27.12.2019 ... «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области на 2020 год», действовавшего в рассматриваемый период, имеются сведения о сетевой организации, НВВ которой учтена при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Архангельской области, - АО «Энергосети АОЭК», сведения об АО «АрхОблЭнерго», как о сетевой организации, в данном постановлении не имеется.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, АО «Энергосети АОЭК» (ОГРН 1172901010908) и АО «АрхОблЭнерго» (ОГРН 1082901006165) являются разными юридическими лицами, при этом АО «Энергосети АОЭК» не является ни филиалом, ни представительством АО «АрхОблЭнерго», что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ.
Кроме этого, АО «АрхОблЭнерго» ни законом, ни договором, не было обязано осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении указанного в оспариваемом постановлении потребителя – МБУК «Устьяны» и объектов электрической энергии.
Таким образом, на основании приведенных положений закона и нормативно-правовых актов, учитывая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела, прихожу к выводу, что АО «АрхОблЭнерго» в рассматриваемом случае не является субъектом вменяемого ему в вину административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.22 КоАП РФ.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе при отсутствии состава административного правонарушения.
При установленных обстоятельствах судья приходит к выводу о наличии оснований для отмены постановления и о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях юридического лица – акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания».
Руководствуясь ст.ст. 30.5-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника юридического лица – акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания» Белозеровой М.А. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Котласского отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности Северо-Западного управления Ростехнадзора Ершова А.В. от 15 июля 2021 г. .../ПС по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.22 КоАП РФ, в отношении юридического лица – акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания», отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения копии данного решения.
Судья А.М. Рогачева