5-471/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 марта 2022 года адрес
Судья Пресненского районного суда адрес фио,
с участием адвоката фио, представившей удостоверение № 16160 и ордер № 1/2317 от 09.03.2022 г.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении Малкова Станислава Александровича, ...паспортные данные, гражданина РФ, холостого, индивидуального предпринимателя, зарегистрированного по адресу: адрес, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Малков С.А., являясь участником публичного мероприятия, нарушил установленный порядок проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, при следующих обстоятельствах.
06 марта 2022 года в центральной части адрес, в том числе по адресу: адрес, Охотный ряд, д.2, состоялось публичное массовое мероприятие в сочетании форм митинга и пикетирования, несогласованного с органами исполнительной власти адрес, с количеством участников более 300 человек, призывы к участию в котором были широко распространены в ИТКС Интернет (в социальных сетях «Вконтакте», «Telegramm» и т.д.), участники которого выражали свою позицию по отношению к событиям, происходящим в Донецкой адрес (ДНР) и Луганской адрес (ЛНР), одним из участников которого являлся Малков С.А. Проведение в центральной части адрес 06.03.2022 г. публичных массовых акций (митингов, шествий и т.д.) Правительством адрес не согласовывалось. В целях информирования граждан, в том числе граждан, желающих принять участие в данной акции, в сети «Интернет» на общедоступном официальном сайте ГУ МВД России по адрес (77.мвд.рф), а также в средствах массовой информации размещены официальные предупреждения о том, что публичное массовое мероприятие 06 марта 2022 года в центральной части адрес не согласовано и участие в нем незаконно. Кроме того, сотрудниками полиции непосредственно во время проведения данной публичной акции посредством громкоговорителей осуществлялось информирование его участников о том, что мероприятие не согласовано и участие в нем незаконно. Однако 06 марта 2022 года в 17 час. 20 мин. по адресу: адрес, Охотный ряд, д.2, Малков С.А., в составе группы граждан в количестве более 300 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировал лозунги: «Нет войне», «Х…. (табуированная лексика) вам, а не Украину» и другие, т.е. добровольно принял участие в несогласованном публичном массовом мероприятии в сочетании форм митинга и пикетирования, чем нарушил требования Закона № 54-ФЗ, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировал, т.е. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Защитник фио в судебное заседание явилась, вину фио в совершении административного правонарушения, представила письменные объяснения, согласно которым мероприятие носило мирный характер и является реализацией права на свободу собраний; задержание произведено с нарушением требований законодательства.
Вместе с тем, вина фио в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, подтверждается доказательствами, исследованными в ходе судебного разбирательства:
- протоколом об административном правонарушении от 06.03.2022 года, согласно которому 06 марта 2022 года в центральной части адрес, в том числе по адресу: адрес, Охотный ряд, д.2, состоялось публичное массовое мероприятие в сочетании форм митинга и пикетирования, несогласованного с органами исполнительной власти адрес, с количеством участников более 300 человек, призывы к участию в котором были широко распространены в ИТКС Интернет (в социальных сетях «Вконтакте», «Telegramm» и т.д.), участники которого выражали свою позицию по отношению к событиям, происходящим в Донецкой адрес (ДНР) и Луганской адрес (ЛНР), одним из участников которого являлся Малков С.А. Проведение в центральной части адрес 06.03.2022 г. публичных массовых акций (митингов, шествий и т.д.) Правительством адрес не согласовывалось. В целях информирования граждан, в том числе граждан, желающих принять участие в данной акции, в сети «Интернет» на общедоступном официальном сайте ГУ МВД России по адрес (77.мвд.рф), а также в средствах массовой информации размещены официальные предупреждения о том, что публичное массовое мероприятие 06 марта 2022 года в центральной части адрес не согласовано и участие в нем незаконно. Кроме того, сотрудниками полиции непосредственно во время проведения данной публичной акции посредством громкоговорителей осуществлялось информирование его участников о том, что мероприятие не согласовано и участие в нем незаконно. Однако 06 марта 2022 года в 17 час. 20 мин. по адресу: адрес, Охотный ряд, д.2, Малков С.А., в составе группы граждан в количестве более 300 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировал лозунги: «Нет войне», «Х…. (табуированная лексика) вам, а не Украину» и другие, т.е. добровольно принял участие в несогласованном публичном массовом мероприятии в сочетании форм митинга и пикетирования, чем нарушил требования Закона № 54-ФЗ, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировал, т.е. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ;
- рапортами полицейского (высотника) отделения 3 отд. 2 взвода 3 роты 5 батальона 2 СПП ГУ МВД России по адрес старшего сержанта полиции фио и командира отделения 3 отд. 2 взвода 3 роты 5 батальона 2 СПП ГУ МВД России по адрес прапорщика полиции фио от 06.03.2022 г., из которых следует, что 06 марта 2022 года последние в составе группы по охране общественного порядка совместно с сотрудниками 2 СПП ГУ МВД России по адрес находились по адресу: адрес, Охотный ряд, д.2 (у выхода адрес метрополитена «Охотный ряд»). Примерно в 17 час. 20 мин. был выявлен Малков С.А., который, находясь по вышеуказанному адресу, в составе группы граждан в количестве около 300 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировал лозунги: «Нет войне», «Х…. (табуированная лексика) вам, а не Украину» и другие, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировал. При этом, сотрудниками полиции непосредственно во время проведения данного несанкционированного публичного массового мероприятия посредством громкоговорителей осуществлялось информирование его участников о том, что акция не согласована и участие в ней незаконно. Действия Малкова С.А. в составе других лиц – участников нарушают требования Закона № 54-ФЗ;
- протоколом об административном задержании фио от 06.03.2021 г. в связи с совершением им административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ;
- объяснениями фио и фио от 06.03.2022 г., которые по своему содержанию аналогичны составленным ими рапортам;
- ответом первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции адрес фио от 28.02.2022 г., из которого следует, что уведомления о проведении 06 марта 2022 года публичных мероприятий со значительным количеством участников в центральной части адрес не поступали;
- фото- и видеоматериалами, подтверждающими обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 06.03.2022 г., и иными материалами дела.
Оснований не доверять доказательствам, собранным по делу должностным лицом, у суда не имеется.
Статьей 31 Конституции РФ гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
Согласно ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, указанного выше Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации (ст. 3 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в адрес собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа адрес, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории адрес либо на территории более чем одного административного округа адрес (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Оценив и исследовав каждое доказательство с точки зрения относимости и допустимости и все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об их достаточности для установления виновности фио в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Действия Малкова С.А. правильно квалифицированы по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Непризнание защитником вины в совершении административного правонарушения, суд расценивает как позицию защиты, избранную с целью избежать ответственности за совершенное административное правонарушение, поскольку его вина нашла свое объективное подтверждение совокупностью исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, достоверность которых сомнений у суда не вызывает.
Довод защиты о том, что массовые мероприятия в этом день носили мирный характер, суд находит необоснованным в силу следующего.
Положения Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 г. N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 г. по делу "М. против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 г. по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 г. по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").
Частью 3 ст. 17 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрено, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц.
С учетом изложенного, участие в публичном мероприятии, проводимом в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ о согласовании указанного мероприятия с органом исполнительной власти, не свидетельствует о нарушении прав фио на свободу выражения мнения и свободу собраний.
Малков С.А. был проинформирован о незаконности названного выше публичного мероприятия, что следует из представленных в материалы дела доказательств, в том числе, рапортов сотрудников полиции и их письменных объяснений, согласно которым сотрудники полиции неоднократно предупреждали участников публичного мероприятия о его незаконности.
При таких обстоятельствах, Малков С.А., зная о несогласованности публичного мероприятия, принял в нем участие, на требования сотрудников полиции о прекращении публичного мероприятия не реагировал, в связи с чем его действия правильно квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Довод защиты о незаконности применения к Малкову С.А. сотрудниками полиции мер обеспечения производства в виде задержания, не может быть принят во внимание.
Частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ, закреплено, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также приводящей перечень таких мер, в частности административное задержание и административное доставление.
В статьях 27.2, 27.3 КоАП РФ, определены понятия "административное доставление", "административное задержание", а также указываются случаи применения данных мер, в соответствии с которыми уполномоченные должностные лица, вправе осуществлять административное задержание и доставление при выявлении административных правонарушений.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут быть оспорены лицом, к которому применены такие меры, законным представителем этого лица либо прокурором в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 КАС РФ.
Вместе с тем, с жалобой на действия сотрудников полиции, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, заявитель в установленном законом порядке не обращался.
На основании изложенного, прихожу к выводу, что применение к Малкову С.А. указанных обеспечительных мер в виде административного задержания и доставления не противоречит требованиям КоАП РФ и было законно выполнено сотрудниками полиции.
Существенных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении в отношении фио, которые могли бы повлиять на установление обстоятельств, имеющих значение для правильного и объективного рассмотрения дела, судом не установлено.
Обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении фио, судом при рассмотрении дела по существу не установлено.
При назначении наказания, суд принимает во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, объектом которого является общественный порядок и общественная безопасность, степень его общественной опасности, учитывает данные о личности фио, то обстоятельство, что ранее он не привлекался к административной ответственности, суд приходит к выводу о необходимости назначения Малкову С.А. наказания в виде административного штрафа в пределах, предусмотренных санкцией ч. 5 ст.20.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.3.5, ч.5 ст.20.2, ст.ст.29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Малкова Станислава Александровича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В соответствии с ч.1.1 ст.29.10 КоАП РФ разъясняется информация о получателе штрафа: УФК по адрес (УВД по адрес МВД России по адрес, л/с 04731444950; ИНН 7706012716; Код ОКТМО: 45380000; Р/счет 40101810045250010041 (Главное управление Банка России по ЦФО); БИК 044525000; КПП 770901001; КБК 18811601201019000140.
Согласно ст.32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В силу ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд в течение ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░