Дело № 2-623/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Краснотуранск
13 октября 2015 года.
Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего: федерального судьи Швайгерт АА.
При секретаре: Кайль О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Краснотуранского района Красноярского края, поданных в защиту трудовых прав Купцовой С.Г. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Краснотуранская средняя общеобразовательная школа» и администрации Краснотуранского района Красноярского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Краснотуранского района Красноярского края Кайнов Ю.Г., действуя в защиту трудовых прав Купцовой С.Г., обратился в суд с исковыми требованиями, с учетом их уточнения, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Краснотуранская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту МБОУ «Краснотуранская СОШ») и администрации Краснотуранского района Красноярского края о взыскании с МБОУ «Краснотуранская СОШ», а при недостаточности у учреждения денежных средств взыскании в субсидиарном порядке с администрации Краснотуранского района Красноярского края за счёт муниципальной казны Краснотуранского района Красноярского края недоначисленной и невыплаченной заработной платы в пользу Купцовой С.Г. за апрель- май 2015 г. в размере 11 428 руб.
Требования мотивированы тем, что Купцова С.Г. на 1,5 ставки, работает в МБОУ «Краснотуранская СОШ». Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона № 408-ФЗ от 01.12.2014) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года установлен в сумме 5965 рублей в месяц. Главой 50 ТК РФ установлено, что районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. При установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Указанные коэффициент и надбавка к заработной плате на территории Краснотуранского района установлены постановлением Администрации Красноярского края от 13.11.1992г. №393-11 «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» (с 01.11.1992 установлен единый районный коэффициент 1,30 к заработной плате), а также постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока».
01.01.2015 г. размер минимальной заработной платы на территории Краснотуранского района Красноярского края должен составлять не менее 9544 рублей (5965,0 руб.*0,3) + (5965,0 руб.*0,3) = 9544 руб. Согласно табелю учета рабочего времени истец в период апрель-май 2015 года полностью отработал установленное рабочее время с 01.04.2015 г. по 01.06.2015 г., согласно Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы составляет с 01.01.2015 г. МРОТ равен 9544 рублей, с учетом 30% районного коэффициента и 30% северного коэффициента минимальная заработная плата, которая" должна быть начислена работнику. Таким образом, размер недоначисленной заработной платы 20 972 руб., из расчета (19 088 руб.- 8602 руб.) х 2 месяца.
В судебном заседании прокурор Краснотуранского района Красноярского края Кайнов Ю.Г. уточненные исковые требования в части взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы в пользу Купцовой С.Г. с учетом её работы на 1,5 ставки поддержал в по основаниям, изложенным в иске.
Иные участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела по существу по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ (л.д. 58-61), в судебное заседание не прибыли, в том числе представителей не направили, причину неявки (в том числе представителей) в суд не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представили. От истца Купцовой С.Г. поступило заявление, в котором просит дело рассмотреть без её участия, на заявленных исковых требованиях настаивает (л.д. 28). От представителя администрации Краснотуранского района, действующего на основании доверенности (л.д. 65) Березюк Д.Н., ответчика в лице директора МБОУ «Краснотуранская СОШ» Вольф O.K. и представителя отдела образования администрации Краснотуранского района действующей на основании доверенности (л.д. 63) Алексеевой О.Г. в суд поступили заявления, в которых они просят дело рассмотреть без их участия, против удовлетворения заявленных исковых требований не возражают (л.д. 62, 64, 66). По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических прав лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных прав. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судом принято решение о рассмотрении дела без их участия.
Суд, выслушав прокурора Краснотуранского района Красноярского края, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В статье 37 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 3 Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Статья 21 Трудового кодекса РФ предусматривает, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Судом установлено, что истица Купцова С.Г. с 17.02.2005 г., по настоящее время является работником МБОУ «Краснотуранская СОШ». При этом, учреждение (ответчик) является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учрежденным администрацией Краснотуранского района Красноярского края, имущество учреждения является муниципальной собственностью Краснотуранского района, что не оспаривается сторонами и подтверждается исследованными судом копией трудового договора, заключенного между истцом и ответчиком (л.д. 23-25) и уставом МБОУ «Краснотуранская СОШ» утвержденным постановлением № 13-п от 15.01.2015 г. и.о. главы администрации Краснотуранского района Красноярского края Пермяковой О.Р. (л.д. 35-51).
В соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В период с 01.01.2015 г. в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 № 408-ФЗ - не менее 5 965 рублей в месяц.
При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ).
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Согласно постановлению Администрации Красноярского края от 13.11.1992 г. № 393- П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 01.11.1992 г. установлен единый районный коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных в южных районах Красноярского края, согласно приложению, которое включает Краснотуранский район. При этом затраты на введение районного коэффициента 1,30 осуществляются за счет средств предприятий и организаций.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 г. № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года установлен в сумме 5 965 рублей в месяц.
Таким образом, исходя из совокупности вышеприведенных положений Трудового кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что минимальный размер оплаты труда работника, выполнившего нормы труда в нормальных условиях, в 2015 году не может быть ниже 5 965 рублей в месяц.
В соответствии со ст. 316 Трудовою кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 года № 160-г (с последующими изменениями) с 01 апреля 1992 года установлен районный коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций.
Постановлением Администрации Красноярского края от 13 ноября 1992 года № 393-п с 13.11.1992 года районный коэффициент к заработной плате 1,30 введен на территории Краснотуранского района.
Кроме того, в силу ст. 317 Трудового кодекса РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах и местностях.
В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 г. № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока», на территории южных районах Красноярского края применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Судом установлено, что Купцова С.Г. с 17.02.2005 года принята в МБОУ «Краснотуранская СОШ» на должность секретарь-машинистка, а с 01.10.2008 г. переведена на должность гардеробщика на 1 ставку и с 01.09.2014 г. по совместительству на 0,5 ставки, что не оспаривается сторонами и подтверждается исследованными судом безномерным трудовым договором от 17.02.2005 года (л.д. 23-25), дополнительными безномерными соглашениями от 01.09.2014 г. и от 01.10.2014 г. к указанному трудовому договору (л.д. 26, 27) и приказами № от 01.10.2008 г. и № от 01.09.2014 г. (л.д. 52, 53).
В соответствии с разделом 7 вышеуказанного трудового договора и указанными дополнительными соглашениями к нему и приказом №, работнику устанавливается заработная плата в размере оклада 2231 руб. и доплатами предусмотренными трудовым законодательством (л.д. 25-27, 52, 53).
Согласно исследованным судом табелям учета рабочего времени, Купцовой С.Г. в полном объеме выполнялись нормы труда, предусмотренные трудовым договором. Прогулов либо отсутствия на рабочем месте по уважительным причинам в спорный период времени ею не допущено (л.д. 55, 57).
В соответствии с правовой позицией, определенной Конституционным Судом РФ в определении от 25.02.2010 № 162-0-0, устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения части 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132,135, 146, 148, 315, 316, 137 данного кодекса, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
При таких обстоятельствах, истцу подлежала начислению заработная плата в апреле-мае 2015 г. за каждый месяц в размере не менее 14 314 руб., из расчета: (5 965 руб. (мин. размер оплаты труда) х 1,6 (коэф) х 1,5 ставки. А всего в общем размере за спорный период времени истцу подлежала начислению заработная плата в общем размере 28 632 руб., из расчета: (14314 руб. х 2 месяца).
Между тем, из представленной ответчиком и исследованной судом справки о предоставлении средней заработной платы за период с 01.04.2015 г. по 31.05.2015 года (л.д. 29), следует, что истцу начислена заработная плата в спорный период времени в размере меньшем, чем это предусмотрено действующим трудовым законодательством, а именно в общем размере 17 204 руб.
При принятии решения суд учитывает то, что минимальный размер оплаты труда в размере 5 965 руб. с 01.01.2015 г. введен на всей территории РФ Федеральным законом. Дополнительные гарантии, связанные с оплатой труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлены ст. 316 и ст. 317 Трудового кодекса РФ. Нормативно- правовые акты, издаваемые субъектами РФ либо органами местного самоуправления, регулирующие, в том числе и вопросы оплаты труда, не должны противоречить нормам федерального законодательства.
Обязанность по исчислению и выплате заработной платы работнику в размере, не ниже установленного федеральным законодательством минимального размера, возлагается Трудовым кодексом РФ на работодателя, каковым в данном случае является МБОУ «Краснотуранская СОШ».
Поскольку, за рассматриваемый период (апрель-май 2015 г.) истцу надлежало начислить заработную плату в вышеуказанных размерах, а фактически было начислено в меньшем размере, то сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы определяется как разница между фактически начисленной и выплаченной заработной платой и подлежащей начислению и выплате с учетом вышеуказанных коэффициентов, размер которых составляет 1,6, что по размерам заработной платы для истца составит 11 428 рублей из расчета: (28 632 руб. (подлежало начислению з/п) - 17 204 руб. (фактически выплачено).
В связи с чем, суд считает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить и недоначисленную и невыплаченную заработную плату в вышеуказанных размерах полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца.
Статья 20 Трудового кодекса РФ предусматривает, что по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Согласно пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счёт доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счёт средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счёт каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Таким образом, субсидиарную ответственность по обязательствам МБОУ «Краснотуранская СОШ» по заявленным исковым требованиям должно нести муниципальное образование - Краснотуранский район Красноярского края.
В связи с вышеизложенным, в случае, недостаточности у МБОУ «Краснотуранская СОШ» имущества, на которое может быть обращено взыскание, возложить субсидиарную ответственность на администрацию Краснотуранского района за счёт муниципальной казны Краснотуранского района Красноярского края.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании п/п. 1 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор Краснотуранского района и истец освобождены от уплаты государственной пошлины при подачи настоящих исковых заявлений в суд.
Ответчиком (МБОУ «Краснотуранская СОШ») не представлено в суд доказательств того, что учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины. На основании вышеизложенного и в соответствии с п/п. 2 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина в размере 400 руб.
Согласно ст. 211 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приходит к выводу о том, что немедленному исполнению подлежит решение суда о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Краснотуранская средняя общеобразовательная школа», а при недостаточности у учреждения денежных средств, взыскать в субсидиарном порядке с Администрации Краснотуранского района Красноярского края за счёт муниципальной казны Краснотуранского района Красноярского края, в пользу Купцовой С.Г. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 11 428 рублей.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Краснотуранская средняя общеобразовательная школа» в доход бюджета Муниципального образования Краснотуранский район Красноярского края государственную пошлину в размере 829 рублей 16 копеек.
Решение в части взыскания в пользу Купцовой С.Г. недоначисленной и невыплаченной заработной платы, подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд, через Краснотуранский районный суд в течение 1 (одного) месяца со дня его принятия.
Председательствующий: А. А. Швайгерт