Дело №2а-1-40/2020
57RS0015-01-2019-000255-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2020 года п. Хомутово
Новодеревеньковский районный суд Орловской области в составе судьи Щукина М.А., при секретаре судебного заседания Киршонковой С.В.,
с участием административного истца помощника Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области Баринова Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Новодеревеньковский межрайонный прокурор Орловской области обратился в Новодеревеньковский районный суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обосновании требований указано, что Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о информационных технологиях и о защите информации. В ходе проверки проведен мониторинг Интернет-ресурсов с целью выявления сайтов, пропагандирующих проституцию. При проведении данного мониторинга установлено, что пользователи сети «Интернет» имеют неограниченный доступ к Интернет-сайту, на котором размещены материалы, содержащие пропаганду проституции. В ходе мониторинга, проведенного 30.12.2019 г. установлено, что физические и юридические лица имеют свободный доступ к информации, размещенной на сайте: <адрес>, на котором размещены материалы, пропагандирующие проституцию. В целях реализации запретов пропаганды преступлений, содержащихся в Конституции Российской Федерации и выполнения международных обязательств Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрена ответственность за совершение преступлений по организации занятия проституцией, предусмотренная, в том числе и ст. 241 УК РФ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также предусматривает ответственность за деятельность, связанную с проституцией, в соответствии со ст.6.11 КоАП РФ - занятие проституцией, ст.6.12 КоАП РФ - получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией. Обеспечение доступа к информации, представляющей собой пропаганду или агитацию к совершению противоправных деяний, нарушает права и законные интересы граждан, а также подрывает основы конституционного строя РФ. Исходя из общепризнанного толкования, под проституцией понимается систематическое вступление в половую связь за материальное вознаграждение, которое может выражаться не только в денежном эквиваленте, но и в различных преимуществах материального (нематериального) свойства. Следовательно, посредством размещения объявлений, предлагающих платные услуги сексуального характера, до всеобщего сведения фактически доводится информация о предоставлении услуг проституток, за что законом предусмотрена административная ответственность (статья 6.11 КоАП РФ). Размещение такой информации на сайтах сети «Интернет» со свободным доступом создает образ проституции как приемлемого обществом явления и способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления, что может повлечь за собой нарушение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за вовлечение в занятие проституцией, а также за пособничество в организации и содержании притонов для занятия проституцией (ст.ст.240, 241 УК РФ). Проведенным осмотром сайта <адрес> установлено, что указанные в объявлении женщины оказывают сексуальные услуги за установленную плату. Это обстоятельство в совокупности с описанием предлагаемых услуг и имеющимися фотографиями сексуального характера, позволяют прийти к выводу о характере размещенной информации, на что законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет. Указанная информация запрещена для распространения среди детей, что также является основанием для признания её запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Таким образом, отсутствие запрета на дальнейшее распространение указанной информации может нанести вред нравственному и духовному развитию несовершеннолетних. Данное обстоятельство противоречит требованиям вышеприведенных норм закона и Конвенции, возлагающих на все органы власти обязанность принимать меры по защите ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Просит признать информацию, содержащуюся в информационнотелекоммуникационной сети интернет на сайте: <адрес> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. После вступления решения суда в законную силу, направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: <адрес> для включения сведений о доменном имени и (или) указателях страниц сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области Баринов Н.С. административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области в судебное заседание не явился, о дне, времени, месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в поступившем заявлении просил рассмотреть дело в их отсутствие, по заявленным административным исковым требованиям возражений не имеют.
Представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о дне, времени, месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Поскольку административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, явку ответчика суд обязательной не признавал, то в силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяют свое действие на производство по административным делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которого на территории Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Как указано в п. 1 ст. 9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 статьи 10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п.5 статьи 15 Федерального Закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой Орловской области 30 декабря 2019г. проведена проверка соблюдения законодательства о информационных технологиях и о защите информации, в связи с чем в ходе проверки проведен мониторинг Интернет-ресурсов с целью выявления сайтов, пропагандирующих проституцию.
Согласно акта осмотра сети Интернет от 30.12.2019г. установлено, что со служебного компьютера Новодеревеньковской межрайонной прокуратуры, расположенного по адресу: <адрес> осуществлен выход в Интернет, где в поисковой системе «Яндекс» по введенному запросу проститутки, имеется Интернет-сайт с услугами проституток по Интернет - сайту: <адрес>. На сайте пользователю предоставляется информация о лицах, занимающихся проституцией, с указанием их контактных номеров телефонов, места оказания и стоимости услуг, внешние данные, рост, вес, размер груди, возраст, представлены личные фотографии. Пользователю предоставляется инструкция о порядке приобретения, согласования стоимости и объема услуг (л.д.17).
На запрос прокуратуры об установлении владельца сайта <адрес>, начальник БСТМ УМВД России по Орловской области от 27.12.2019г. сообщил, что установить владельца не представляется возможным, поскольку данное доменное имя возможно зарегистрировано регистратором, находящимся за пределами юрисдикции Российской Федерации (л.д.9-12).
Согласно пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 г. №575, предусматривает обязанность операторов связи оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Обеспечение доступа к информации, представляющей собой пропаганду или агитацию к совершению противоправных деяний, нарушает права и законные интересы граждан, а также подрывает основы конституционного строя РФ.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации установлена необходимость ограничения доступа к материалам, пропагандирующим совершение преступления.
Исходя из общепризнанного толкования, под проституцией понимается систематическое вступление в половую связь за материальное вознаграждение, которое может выражаться не только в денежном эквиваленте, но и в различных преимуществах материального (нематериального) свойства.
Следовательно, посредством размещения объявлений, предлагающих платные услуги сексуального характера, до всеобщего сведения фактически доводится информация о предоставлении услуг проституток, за что законом предусмотрена административная ответственность (статья 6.11 КоАП РФ).
Размещение такой информации на сайтах сети «Интернет» со свободным доступом создает образ проституции как приемлемого обществом явления и способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления, что может повлечь за собой нарушение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за вовлечение в занятие проституцией, а также за пособничество в организации и содержании притонов для занятия проституцией (ст.ст.240, 241 УК РФ).
При проведении Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой осмотра сайта <адрес> установлено, что указанные в объявлении женщины оказывают сексуальные услуги за установленную плату. Это обстоятельство в совокупности с описанием предлагаемых услуг и имеющимися фотографиями сексуального характера, позволяют прийти к выводу о характере размещенной информации, на что законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет.
Кроме того указанная информация запрещена для распространения среди детей, что также является основанием для признания её запрещенной к распространению на территории РФ.
Пунктами 2, 4 статьи 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010г. № 436-Ф3 предусмотрено, что к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
Дальнейшее распространение в свободном доступе информации о проституции, размещенной на сайте по вышеуказанному URL-адресу, может способствовать укоренению среди несовершеннолетних мнения об обыденности данного явления и, как следствие, вызвать у них желание заниматься проституцией, что в силу пунктов 2, 4 статьи 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010г. №436-Ф3 даёт основание для признания такой информации запрещенной для распространения.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе - от информации порнографического характера и информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 г. №1559-1, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка; государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Отсутствие запрета на дальнейшее распространение указанной информации может нанести вред нравственному и духовному развитию несовершеннолетних. Данное обстоятельство противоречит требованиям вышеприведенных норм закона и Конвенции, возлагающих на все органы власти обязанность принимать меры по защите ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
В ходе мониторинга, проведенного Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой Орловской области 30.12.2019 г. установлено, что физические и юридические лица имеют свободный доступ к информации, размещенной на сайте: <адрес> на котором размещены материалы, пропагандирующие проституцию.
Целью обращения Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области обращения в суд с указанным административным исковым заявления является включение сведений о доменном имени и (или) указателях страниц сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По делам о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: <адрес>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Настоящее решение является основанием для включения сведений о доменном имени и (или) указателях страниц сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: <адрес> для исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Новодеревеньковский районный суд Орловской области в месячный срок со дня его принятия.
Судья Щукин М.А.