Дело №2-57/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г.Фокино 30.01.2019
Именем Российской Федерации
Фокинский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Индиченко П.Н.,
при секретаре судебного заседания Гончар М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
военного прокурора 75 военной
прокуратуры гарнизона
в защиту прав, свобод и законных
интересов неопределенного круга лиц
к ФГБУ «Центральное жилищно-
коммунальное управление»
Министерства обороны Российской
Федерации
о понуждении к содержанию
объектов жилищно-коммунального
хозяйства военного городка №,
У С Т А Н О В И Л:
Военныйпрокурор 75 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с настоящим иском, указав, что в результате проверки исполнения должностными лицами жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № (<адрес>) филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Тихоокеанскому флоту (далее – ЖЭ(К)О №) законодательства в сфере оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установленобездействие должностных лиц ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице их филиала - ЖЭ(К)О №, выразившееся в непринятии мер по исполнению заявок начальника филиала № ФГКУ «1477 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации по комплексному обслуживанию и санитарному содержанию военного городка № (<адрес>), что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц (военнослужащих, гражданского персонала сторонних коммерческих организаций, осуществляющих обслуживание указанного здания, а также посетителей) на защиту от чрезвычайных ситуаций, обусловленных неудовлетворительным состоянием объектов казарменно-жилищного фонда военного городка №. Ссылаясь на указанные обстоятельства, военныйпрокурор 75 военной прокуратуры гарнизона просил суд обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации исполнить заявки начальника филиала № ФГКУ «1477 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации по содержанию и ремонту объектов казарменно-жилищного фонда военного городка № (<адрес>, ЗАТО <адрес>).
В судебном заседании прокурор на своих требованиях настаивал, ссылаясь на приведенные в исковом заявлении доводы; уточнил требования: просил обязать ответчика исполнить следующие заявки начальника филиала № ФГКУ «1477 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации по содержанию и ремонту объектов казарменно-жилищного фонда военного городка № (<адрес>, ЗАТО <адрес>):
- №2681 от 07.08.2017 (по ремонту дверей в БПК инвентарный №304);
- №2490 от 25.07.2017 (по устранению течи кровли в пищеблоке инвентарный №406);
- №2471 от 20.07.2017 от 20.07.2017 и №2519 от 25.07.2017 (по устранению течи кровли на складе инвентарный №170);
- №2258 от 03.07.2017 и №2324 от 10.07.2017 (по ремонту кирпичной кладки стены гаража инвентарный №29);
- №2326 от 10.07.2017, №2492 от 25.07.2017 и №2940 от 29.08.2017 (по устранению течи кровли гаража инвентарный №29);
- №2324 от 10.07.2017 (по ремонту цоколя здания лечебного корпуса инвентарный №5);
- №2325 от 10.07.2017, №2491 от 25.07.2017 (по устранению течи кровли склада инвентарный №474).
Представитель ответчика – ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации», не оспаривая факта наличия указанных недостатков и неисполненных заявок на ремонт, иск в судебном заседании не признал, суду пояснил, что указанные требования касаются объектов, требующих не текущего, а капитального ремонта, тогда как ЦЖКУ МО РФ в силу своих полномочий осуществляет только текущий ремонт; обязанность по производству капитального ремонта лежит на собственнике помещений, которым является Министерство обороны Российской Федерации.Кроме того, в данном споре прокурор не может считаться надлежащим истцом, так как отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о возможности причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Представитель третьего лица – филиала № ФГКУ «1477 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерациив судебном заседании поддержала заявленные прокурора требования, подтвердив факт уклонения до настоящего времени ответчика от исполнения заявок на ремонт зданий и сооружений.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил письменные возражения на иск, из которых следует, что военный прокурор не является надлежащим истцом, так как не представлены доказательства невозможности подачи данного иска самим госпиталем.Что касается спора по существу, прокурором не указано, какие исковые требований касаются проведения капитального ремонта, а какие – текущего, тогда как в соответствии с Руководством по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных сил РФ», утвержденным приказом Министра обороны РФ от 30.12.2018 №860, ФГБУ «ЦЖКУ» предназначено для контроля за исполнением контрактов и организацией коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы Вооруженных Сил за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания.
Выслушав пояснения сторон, представителя третьего лица – филиала № ФГКУ «1477 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, изучив материалы дела и возражения представителя третьего лица – Министерства обороны Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе и объектами казарменно-жилищного фонда, являющихся собственностью Министерства обороны Российской Федерации.
ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации создано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 2.03.2017 №155 «О создании Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора №21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы».
Пунктом 2 Приказа установлено, что функции и полномочия учредителя ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России (далее – ФГБУ «ЦЖКУ») осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Для обслуживания объектов Минобороны России Тихоокеанского флота пунктом 12 приложения № к приказу определен филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Тихоокеанскому флоту, подразделением которого является ЖЭ(К)О №, обслуживающий в том числе казарменно-жилищный фонд филиала № ФГКУ «1477 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации (далее – филиал № ФГКУ «1477 ВМКГ»).
В соответствии с п.3 Приказа и пп.12 и 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ», утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3.03.2017 №607, основной деятельностью Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Судом установлено, что учет заявок филиала № ФГКУ «1477 ВМКГ» на техническое обслуживание осуществляется посредством внесения соответствующих записей в журнал № от 1.06.2017 регистрации оказании услуг по комплексному обслуживанию и санитарному содержанию военного городка № (филиал № ФГКУ «1477 ВМКГ», <адрес>).
В период с 1.06.2017 по 31.08.2017 начальником филиала № ФГКУ «1477 ВМКГ» в ЖЭ(К)О № направлено 544 заявки на выполнение электротехнических, сантехнических, отделочных работ, ремонта вентиляции, организации пожарной безопасности, на содержание отопительной системы, ремонт теплосетей, обслуживание казарменно-жилищного фонда, санитарное содержание внутренних помещений и прилегающей территории.
До настоящего времени не рассмотрены и не реализованы заявки, указанные в уточненных исковых требованиях военного прокурора, что подтверждается как объяснениями представителей сторон и третьего лица, а также представленным в судебное заседание Актом осмотра зданий и сооружений филиала № ФГКУ «1477 Военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации от 24.01.2019.
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за вооруженными силами.
Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГБУ «ЦЖКУ» несет бремя содержания имущества, расположенного на территории военного городка № (филиал № ФГКУ «1477 ВМКГ»), и, соответственно, именно ФГБУ «ЦЖКУ» обязано производить обслуживание данных объектов.
Доводы представителя ответчика о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» не наделено полномочиями в части капитального ремонта объектов недвижимости, опровергаются положениями Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03.03.2017 №607 (с изменениями, внесенными на основании приказа от 30.07.2018 №2025), пункты 21 и 25 которого предусматривают, что данное учреждение:
- обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование;
- осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации (в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование), закрепленных на праве оперативного управления объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Что касается доводов об отсутствии у военного прокурора законных оснований для обращения в суд с настоящим иском, суд при решении данного вопроса учитывает следующие обстоятельства.
Согласно ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц или юридических лиц независимо от форм собственности, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Нарушение прав неопределенного круга лиц – военнослужащих, лиц из числа гражданского персонала и членов их семей, находящихся на территории военного городка №, заключается в нарушении их прав на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья, поскольку наличие указанных в исковом заявлении повреждений объектов недвижимости может при определенных обстоятельствах повлечь причинение вреда здоровью либо жизни неопределенному кругу лиц.
В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан относятся к категории неотъемлемых нематериальных благ.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем принуждения к исполнению обязанности в натуре.
Часть 1 ст.45 ГПК РФ определяет, что прокурор вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Соответственно, требования военного прокурора75 военной прокуратуры гарнизона о возложении на ответчика обязанностиисполнить заявки начальника филиала № ФГКУ «1477 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации по содержанию и ремонту объектов казарменно-жилищного фонда военного городка №в виде исполнения соответствующих заявок на ремонт являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.197, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации исполнить заявки начальника филиала № ФГКУ «1477 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации по содержанию и ремонту объектов казарменно-жилищного фонда военного городка № (<адрес>, ЗАТО <адрес>):
- №2681 от 07.08.2017 (по ремонту дверей в БПК инвентарный №304);
- №2490 от 25.07.2017 (по устранению течи кровли в пищеблоке инвентарный №406);
- №2471 от 20.07.2017 от 20.07.2017 и №2519 от 25.07.2017 (по устранению течи кровли на складе инвентарный №170);
- №2258 от 03.07.2017 и №2324 от 10.07.2017 (по ремонту кирпичной кладки стены гаража инвентарный №29);
- №2326 от 10.07.2017, №2492 от 25.07.2017 и №2940 от 29.08.2017 (по устранению течи кровли гаража инвентарный №29);
- №2324 от 10.07.2017 (по ремонту цоколя здания лечебного корпуса инвентарный №5);
- №2325 от 10.07.2017, №2491 от 25.07.2017 (по устранению течи кровли склада инвентарный №474).
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, то есть с 04.02.2019,путем подачи апелляционной жалобы через Фокинский городской суд.Срок подачи апелляционной жалобы – до 04.03.2019 включительно.
Апелляционная жалоба и приложенные к ней документы представляются с копиями, число которых должно соответствовать числу лиц, участвующих в деле.
Судья П.Н. Индиченко