Решение по делу № 2-103/2023 (2-3792/2022;) от 09.08.2022

Дело № 2-103/2023

76RS0013-02-2022-003160-07

Мотивированное решение изготовлено 31 января 2023 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Ломановской Г.С.,

при секретаре Соколовой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Рыбинске 30 января 2023 года гражданское дело по иску Дружкова Александра Анатольевича к ГУ – Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области о включении периода работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

Дружков А.А. обратился в Рыбинский городской суд с иском к ГУ Отделение Пенсионного Фонда РФ по Ярославской области, в котором просит: решение начальника ГУ – УПФ РФ в городе Рыбинске Ярославской области (межрайонного) от 03.06.2022 года об отказе в установлении Дружкову А.А. страховой пенсии по старости отменить; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонного) включить в зачет специальный стаж Дружкову А.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы в 2 календарных месяца и 25 дней в должности <данные изъяты> в течении периода с 27.08.1998 года по 31.12.1998 года.

Свои требования мотивирует тем, что ответчик не включил в зачет специального стажа работу в должности <данные изъяты> в период с 27.08.1998 года по 31.12.1998 года (4 месяца 5 дней) на основании выданной справки <данные изъяты> от 07.12.1998 года, в которой была указана интенсивность движения поездов на участках Сонково - Рыбинск - Ярославль Главный за периоды по годам с 1990 по 1998 гг.. В прилагаемой справке ОАО «РЖД» указана интенсивность движения поездов в 1998 г. как 20 пар на участке Рыбинск - Сонково и 24 пары на участке Рыбинск – Ярославль Гл. (однопутный участок), на котором он работал <данные изъяты>. Расчет интенсивности движения поездов получается от сложения средних показателей пар поездов за каждый месяц и делится на количество месяцев в год. В данном случае, когда возникает необходимость определить интенсивность движения поездов за период 4 месяца, то показатель интенсивности за год может не соответствовать фактическому. В указанные месяцы, интенсивность движения поездов может быть выше 25 пар. Исходя из сложения средних значений месячных показателей за указанный период с сентября по декабрь 1998 года) и будет составлять общее значение интенсивности, которое должно учитываться в целях назначения страховой пенсии. В указанный период средний показатель интенсивности движения поездов был больше 25 пар в сутки.

В судебном заседании истец Дружков А.А. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Пояснил, что им были соблюдены все условия для назначения страховой пенсии досрочно, интенсивность движения поездов подтверждается представленными им справками.

Представитель ответчика по доверенности Сильченко Е.В. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве. Дополнительно пояснила, что в связи с наличием противоречивых справок от работодателя, отсутствием сведением о льготном характере работы истца на его индивидуальном лицевом счете и разъяснениями Северной дирекции управления движением ОАО «РЖД» основания для включения в специальный страховой стаж спорного периода работы истца отсутствуют.

Пояснила также, что в связи с реорганизацией Фонда социального страхования, в связи с его присоединением к Пенсионному фонду Российской Федерации, изменилось наименование ответчика, который в настоящее время называется Государственным учреждением – Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области.

Представитель третьего лица ОАО «РЖД» в лице Рыбинской дистанции пути - структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", а также третье лицо начальник Рыбинской дистанции пути филиала Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Смирнова А.В. - извещены надлежаще, возражений не направили.

В судебных заседаниях 27.12.2022 и 25.01.2023 года принимал участие начальник Рыбинской дистанции пути филиала Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Смирнова А.В., который разрешение вопроса по иску Дружкова А.А. оставил на усмотрение суда.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика по доверенности Сильченко Е.В., исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно части 1 статьи 4 названного Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Подпунктом "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".

Списком от 24 апреля 1992 г. N 272 предусмотрена профессия «<данные изъяты>

Уровень интенсивности движения поездов, имеющий значение для назначения страховой пенсии досрочно, определяется в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС РФ 26.05.2000 N ЦРБ-756. В пункте 14.3 названных Правил указано, что интенсивное движение поездов характеризуется тем, что размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках составляют более 50 пар и однопутных - более 24 пар в сутки.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной (указанную) в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Как следует из пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29 под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Подпунктом 5 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н предусмотрено, что подтверждению подлежат, в том числе, периоды работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 95 8н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". К таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периодов работы, учитываемых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.

Согласно пункту 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Устанавливая в Федеральном законе "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.

Виды такой деятельности определяются в порядке, установленном законом.

Как следует из материалов дела, Дружков А.А. в период с 27.08.1998 по 19.12.1999 года работал в <данные изъяты>, что подтверждается справкой Рыбинской дистанции пути, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии от 13.04.2022 года № (л.д.18).

Факт работы истца в Рыбинской дистанции пути также подтверждается выпиской из акта областной комиссии по установлению стажа в связи с массовой утратой работодателем трудовых книжек в результате чрезвычайных ситуаций от 20.11.2018 года (л.д.38).

При этом Дружков А.А. работал на участке <данные изъяты>, что подтвердил в судебном заседании 27.12.2022 года начальник Рыбинской дистанции пути филиала Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Смирнов А.В.

Полагая, что с учетом работы в ОАО «РЖД» истец право на досрочную страховую пенсию по старости, 25.04.2022 года Дружков А.А, ДД.ММ.ГГГГ, обратился в ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской области с соответствующим заявлением.

Решением пенсионного органа от 03.06.2022 года Дружкову А.А. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 «О страховых пенсиях», так и по пункту 5 части 1 статьи 30 указанного закона. Отмечено, что специальный стаж истца, учитываемый для назначения пенсии в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ составляет 12 лет 3 месяца 05 дней, при требуемом стаже 12 лет 6 месяце.

В соответствии с указанным решением в специальный стаж зачтен период работы Дружкова А.А. в <данные изъяты> 01.01.1999 по 19.12.1999 года.

Не зачтен в специальный стаж спорный период работы истца с 27.08.1998 по 31.12.1998 года, в связи с отсутствием достаточного уровня интенсивности движения поездов. Так, в приведенной выше справке, уточняющей характер работы истца от 13.04.2022 года (л.д.18) было отмечено падение объема перевозок с 01.01.1988 по 31.12.1998 года.

Как следует из пункта 14.3 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, интенсивность движения поездов имеет место, если размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на однопутных участках составляют более 24 пар в сутки.

В соответствии со справками <данные изъяты> от 07.12.1998 года (л.д.7) и <данные изъяты> от 23.12.1998 года на участке Ярославль Гл. – Рыбинск интенсивность движения поездов составила в 1998 году 24 пары поездов в сутки. Аналогичная справка была представлена в Управление Пенсионного фонда РФ за от 16.01.2006 года, согласно которой по участку Ярославль-Главный - Рыбинск в период с 01.01.1998 по 31.12.1998 года, интенсивность движения поездов составила 24 пары в сутки, в связи с чем время работы в указанный период включается в общий стаж, но не подлежит включению в стаж работы для назначения пенсии на льготном основании по подп.5 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». В последующий период, с 01.01.1999 по 31.12.1999 года, интенсивность движения поездов составила на участке Ярославль-Гл. – Рыбинск составила 30 пар поездов.

Тем, самым, поскольку в спорный период работы истца наблюдалось падение объема перевозок, что свидетельствует о снижении интенсивности движения поездов и, следовательно, об отсутствии занятости истца в особых условиях, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 года № 272, не менее 80% рабочего времени, пенсионный орган пришел к выводу об отсутствии оснований для включения спорного периода в специальный страховой стаж истца.

Кроме того, сторона ответчика ссылается на отсутствие сведений о льготном характере работы истца на его индивидуальном лицевом счете, указывая, что в выписке из индивидуального лицевого счета истца, зарегистрированного в системе обязательного пенсионного страхования 28.08.1998 года, период его работы с 27.08.1998 по 31.12.1998 года заявлен работодателем без кода особых условий труда, что согласуется с информацией об интенсивности движения поездов, представленной Рыбинской дистанцией пути от 13.04.2022 года (л.д.18).

Оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд соглашается с позицией истца о включении спорного периода его работы с 27.08.1998 по 31.12.1998 года в специальный страховой стаж с учетом следующего.

В силу статей 21, 22 Трудового кодекса РФ работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами, а работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.

К числу федеральных законов, которыми установлен порядок обязательного социального страхования работников, относится Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь - юридическое лицо, осуществляющее прием на работу по трудовому договору, предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, за которых он уплачивает страховые взносы.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (здесь и далее нормы Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Фролова И.А. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости - 27 ноября 2018 г.).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Исходя из положений статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.

Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.

В судебном заседании установлено наличие противоречивых сведений о характере работы истца в спорный период.

Так, в процессе рассмотрения дела Дружковым А.А. представлены в суд письма за подписью первого заместителя начальника Северной дирекции управления движением ФИО в адрес заместителя начальника Северной дирекции инфраструктуры по кадрам и социальным вопросам - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» филиала ФИО1 в том числе письмо от 22.11.2022 года, в соответствии с которым участок Рыбинск-Товарный – Ярославль-Главный за период 1998 года, в отличие от справок Рыбинской дистанции пути, классифицируется как участок с интенсивным движением поездов (л.д.65).

В письме от 22.11.2022 года указано, что одними из основных норм функционирования железнодорожного транспорта являются Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, где приводится термин (понятие) «интенсивное движение поездов» в соответствии с размерами движения поездов, предусмотренными в утвержденном графике движения поездов. Размеры движения на участке Рыбинск-Товарный – Ярославль-Главный в утвержденном графике движения поездов на 1998 год в сумме (грузовые, пассажирские, пригородные) составляли 27 пар поездов. Информация об интенсивности участка Рыбинск-Товарный – Ярославль-Главный предоставлена в соответствии с утвержденными МПС графиками движения поездов на 1998 год и Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

В адрес суда также поступил ответ Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 30.11.2022 года о предоставлении запрашиваемой информации, согласно которой участок Рыбинск-Товарный – Ярославль-Главный за период 1998 года классифицируется как участок с интенсивным движением поездов, что подтверждается утвержденными МПС графиками движения поездов и Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (л.д.54, 59).

К письму приложена выписка из нормативного графика движения поездов 1998 года, из которой следует, что пассажирские и пригородные поезда в сумме составляли 11 пар, грузовые поезда – 16 пар (л.д.60).

Тем самым, следует, что указанная информация основана на утвержденных графиках движения поездов.

В отличие о данных писем, справки Рыбинской дистанции пути не содержат ссылок на первичные документы, на основании которых они составлены. Более того, в судебном заседании 27.12.2022 года начальник Рыбинской дистанции пути Смирнов А.В. пояснил, что данные для справок были предоставлены Северной дирекцией инфраструктуры, интенсивность движения поездов Рыбинская дистанция пути самостоятельно не определяет.

Смирнов А.В. в судебном заседании пояснил, что, возможно, их справки составлены на основании фактического движения поездов, однако какие-либо доказательства этому не представлены, данные об источниках указанной в справках информации, отсутствуют.

При этом в абзаце 4 пункта 14.3 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации предусмотрено, что размеры движения пассажирских и грузовых поездов определяются именно по графику.

Учитывая, что справка Рыбинской дистанции пути является вторичной, составлена на основании сведений, получаемых от Северной дирекции управления движения, следовательно, наиболее точной следует считать информацию, предоставленную Северной дирекцией управления движения, чьим структурным подразделением является Рыбинская дистанция пути.

Кроме того, по поводу указанных расхождений в деле имеется письмо Северной дирекции управления движением от 17.01.2023 года, направленное в адрес Отделения ПФР по Ярославской области по запросу управляющего Отделением и представленное представителем ответчика.

Из названного письма следует, что 14.04.1999 года поступило разъяснение Управления заработной платы и охраны труда Министерства путей сообщения № , которым была определена однозначная трактовка применения термина «интенсивность движения поездов» в вопросах назначения льготных пенсий.

Согласно письму одним из основных норм регламентирующих интенсивное движение поездов являются Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и график движения поездов, утверждаемый до сентября 2003 года Министерством путей сообщения, позднее и по настоящее время – первым заместителем генерального директора ОАО «РЖД». Информация, предоставленная Северной железной дорогой исх. от 30.11.2022 года в адрес Рыбинского городского суда Ярославской области, подготовлена с учетом вышеназванного разъяснения МПС.

В письме также содержится просьба не руководствоваться в дальнейшем справочной информацией, составленной ранее апреля 1999 года.

С позицией пенсионного органа, толкующего данное письмо в качестве источника, которым надлежит руководствоваться только с апреля 1999 года, суд не может согласиться, поскольку оснований для такого вывода из текста письма не усматривается, учитывая, что характер работы в качестве монтера пути не зависит от приведенного разъяснения.

С учетом изложенного суд принимает в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего характер работы истца, письмо Северной железной дороги от 30.11.2022 года (л.д.54, 59-60), в соответствии с которым интенсивность движения поездов в 1998 году, в том числе в период с 27.08.1998 по 31.12.1998 года, составляла 27 пар поездов в сутки, в связи с чем имеются основания для включения указанного периода работы истца в его специальный страховой стаж на основании пункта 5 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом суд учитывает, что на работника не могут быть возложены негативные последствия действий работодателя, не указавшего код льготы при подаче сведений в пенсионный орган.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт работы истца в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, нашел свое подтверждение, несмотря на отсутствие соответствующих сведений на индивидуальном лицевом счете истца в Пенсионном фонде.

Сведений о неполной занятости истца в указанный спорный период ни справка, уточняющая особый характер работы истца 13.04.2022 года , ни другие материалы дела не содержат, что стороной ответчика не опровергнуто.

Вместе с тем, в соответствии со справкой, уточняющей характер или условия работы истца, от 13.04.2022 года , в спорный период времени истец имел отвлечения от работы, в том числе: 1 день в августе, 3 дня в октябре и 4 дня в ноябре 1998 года, в общей сложности 8 дней.

Тем самым, период работы истца с 27.08.1998 по 31.12.1998 года подлежит зачету в специальный страховой стаж, учитываемый для назначения страховой пенсии досрочно, в общем объеме 3 месяца 27 дней, за исключением указанных 8 дней.

Согласно расчету пенсионного органа на момент вынесения решения от 03.06.2022 года специальный стаж истца, учитываемый для назначения пенсии по пункту 5 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», составлял 12 лет 3 месяца и 5 дней.

Учитывая, что в специальный стаж подлежит включению дополнительно стаж работы Дружкова А.А. с 27.08.1998 по 31.12.2008 года общей продолжительностью 3 месяца и 27 дней, его специальный стаж на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии досрочно будет составлять 12 лет 7 месяцев 2 дня.

Указанный стаж достаточен для назначения истцу пенсии по достижении 55-летнего возраста, которого он достиг 23.10.2018 года.

Согласно п.1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Учитывая, что на день обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии – 25.04.2022 года, истец имел специальный стаж требуемой продолжительности, досрочная пенсия должна быть назначена Дружкову А.А. с 25.04.2022 года.

На основании изложенного и ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

Обязать Государственное учреждение - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области ():

    - включить в стаж работы Дружкова Александра Анатольевича (СНИЛС ), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 27.08.1998 года по 31.12.1998 года, за исключением 8 дней, в качестве <данные изъяты>,

- назначить Дружкову Александру Анатольевичу (СНИЛС ) досрочную страховую пенсию по старости с 25.04.2022 года.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья                                      Г.С. Ломановская.

    

2-103/2023 (2-3792/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Дружков Александр Анатольевич
Ответчики
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по ЯО
Другие
ОАО «РЖД» в лице Рыбинской дистанции пути - структурное подразделение Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
начальник Рыбинской дистанции пути филиала Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Смирнов А.В
Суд
Рыбинский городской суд Ярославской области
Судья
Ломановская Г.С.
Дело на сайте суда
rybinskygor.jrs.sudrf.ru
09.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2022Передача материалов судье
12.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.09.2022Предварительное судебное заседание
06.10.2022Судебное заседание
28.10.2022Судебное заседание
12.12.2022Судебное заседание
27.12.2022Судебное заседание
25.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2023Дело оформлено
30.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее