Дело № 2а-4321/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 19 ноября 2021 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Космачевой О.В.
при секретаре Аксенцовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ИФНС России по г. Смоленску к Бычковой Ольге Александровне о взыскании недоимки по налогу, пени,
установил:
ИФНС России по г. Смоленску обратилось в суд с иском о взыскании с Бычковой О.А. недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 520 руб. и пени в сумме 295 руб. 22 коп. Просит восстановить срок пропущенный срок для взыскания, ссылаясь на нестабильную работу программного комплекса.
Представитель административного истца Гончарова Е.А. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила восстановить процессуальный срок, пропущенный ввиду имевшихся неполадок в программном обеспечении.
Ответчик Бычкова О.А. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, возражения по требованиям не представила.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (п.1 ст. 95 КАС РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4 ст.286 КАС РФ).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.6 ст.286 КАС РФ).
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. (п.4 п. 4 ст. 397 НК РФ).
В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Областным законом Смоленской области от 27.11.2002 № 87-з «О транспортном налоге» на территории Смоленской области установлен и введен в действие транспортный налог.
Согласно ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По правилам ч. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст. 360 НК РФ).
Статьей 363 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1). Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п.3).
В силу ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии ч.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2 ст.75 НК РФ).
Согласно ч.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
При этом к пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (п.6 ст.75 НК РФ, ч.10 ст.48 НК РФ).
Согласно ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ч.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как установлено по делу, что в период ДД.ММ.ГГГГ Бычкова О.А. являлась собственником автомашины ДЭУ MATIZ, рег. знак №
Налоговой службой произведено исчисление подлежащего уплате ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога в сумме 630 руб. и направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
В связи с тем, что уплата ответчиком не произведена несвоевременно налоговым органом направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ год № об уплате налога и пени в сумме 14 руб. 70 коп. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20, 9).
Начисление подлежащего уплате транспортного налога ДД.ММ.ГГГГ произведено налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 630 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
В связи с тем, что уплата ответчиком не произведена несвоевременно налоговым органом направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ год № об уплате налога и пени в сумме 12 руб. 04 коп. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22, 10).
Налоговой службой произведено исчисление подлежащего уплате ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога в сумме 630 руб. и направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).
В связи с тем, что уплата ответчиком не произведена несвоевременно налоговым органом направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ год № об уплате налога и пени в сумме 8 руб. 89 коп. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-24, 11).
Также налоговой службой направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налога и пени ДД.ММ.ГГГГ в сумме 147 руб. 23 коп., пени ДД.ММ.ГГГГ в сумме 78 руб. 63 коп., пени ДД.ММ.ГГГГ в сумме 24 руб. 36 коп. (л.д. 25-26, 12)
Налоговой службой произведено исчисление подлежащего уплате ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога в сумме 630 руб. и направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
В связи с тем, что уплата ответчиком не произведена несвоевременно налоговым органом направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ год № об уплате налога и пени в сумме 9 руб. 37 коп. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13,17).
Ввиду неисполнения Бычковой О.А. обязательств в установленный в требованиях срок ИФНС России по г. Смоленску с учетом положений п.2 ст. 48 НК РФ (сумма не превысила 3 000 руб.) обратилось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа только в апреле 2021 года, определением мирового судьи судебного участка № 8 г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления о выдаче судебного приказа было отказано.
С настоящим иском административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы о восстановлении пропущенного истцом срока на обращение в суд по мотиву поэтапного внедрения программного обеспечения нового поколения «Налог-3», сопровождавшегося сбоем в работе, что не позволило своевременно оформить соответствующие обращения в суд, судом во внимание не принимаются.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Из правовой позиции, изложенной в Определении от 08.02.2007 года N 381-О-П Конституционным Судом РФ следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Также в Определении от 20.04.2017 года N 790-0 Конституционным Судом РФуказано на то, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления, мероприятий налогового контроля и принятия соответствующего решения сроков, предусмотренных, в частности статьей 70, пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6 и 9 статьи 101, пунктами 1, 6 и 1.0 статьи 101.4, пунктом 6 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.
Налоговый кодекс РФ содержит общие положения устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению, в том числе и при взыскании недоимки по налогам и сборам, истечение которых влечет утрату возможности ее принудительного взыскания.
Учитывая, что срок обращения в суд за взысканием задолженности по налогу является пресекательным, который окончился в отношении налога и пени с учетом положений п.2 ст. 48 НК РФ (сумма не превысила 3 000 руб.) соответственно ДД.ММ.ГГГГ, то на момент рассмотрения заявления о выдаче судебного приказа мировым судьей налоговый орган утратил право для взыскания задолженности по указанным недоимкам.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Пунктом 1 ст. 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога). В случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
В связи с чем заявленные ИФНС России по г. Смоленску исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ИФНС России по г. Смоленску к Бычковой Ольге Александровне о взыскании недоимки по налогам оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца после его принятия.
Председательствующий судья О.В. Космачева
Мотивированное решение изготовлено 29.11.2021.
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи Космачева О.В. секретарь судебного заседания________________ наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции Аксенцова А..А. (Фамилия, инициалы) «__29__»___11_____2021 г. |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД 67RS0002-01-2021-006040-66
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-4321/2021