Решение по делу № 2-1/2023 (2-134/2022;) от 18.01.2022

                                                                           

                                                                                                Дело № 2-1/2023

                                                              РЕШЕНИЕ

            Именем Российской Федерации

пос. Шексна                                         19 июля 2023 года

Шекснинский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Шутовой Е.В.,

при секретаре Афанасец А.А.,

с участием прокурора Пилипкина Н.М., представителей ответчиков Кузьминовой С.А., Сурвило Е.В., Неуступова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Полигон», акционерному обществу «Шексна-Теплосеть», обществу с ограниченной ответственностью «Водоканалжилсервис» о возложении обязанности по очистке водоохранной зоны от отходов,

                                                         установил:

Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с иском к ООО «Полигон», АО «Шексна-Теплосеть» о возложении обязанности по очистке водоохранной зоны от отходов.

В обоснование иска указал на выявленные нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ООО «Полигон» при осуществлении хозяйственной деятельности на территории <адрес>. Основным видом деятельности ООО «Полигон» является обработка и утилизация опасных отходов.

В соответствии с лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещении отходов <данные изъяты> класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Полигон» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию и размещению отходов <данные изъяты> класса опасности.

Для целей осуществления деятельности по размещению отходов ООО «Полигон» эксплуатирует полигон ТБО, расположенный по адресу: <данные изъяты>. Указанный полигон ТБО эксплуатируется на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного с ОАО «Шексна-Теплосеть». Полигон расположен на земельном участке с кадастровым номером: , используемом ООО «Полигон» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного с ОАО «Шексна-Теплосеть». Данный полигон ТБО отнесен к объекту <данные изъяты> категории негативного воздействия на окружающую среду.

В ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного полигона <данные изъяты> разработан рабочий проект строительства полигона бытовых отходов для <адрес> (далее – Рабочий проект).

Согласно <данные изъяты> Рабочего проекта, вдоль <данные изъяты> протекает ручей без названия, удаленность ручья от границы участка составляет <данные изъяты> м. Гидрографическая сеть района расположения проектируемого объекта представлена ручьем без названия, протекающим в <данные изъяты> м. <данные изъяты>. Рассматриваемый ручей относится к бассейну <данные изъяты> (<данные изъяты>).

В соответствии с <данные изъяты>. Рабочего проекта водоохранная зона располагается вдоль <данные изъяты> границы полигона и обусловлена близким расположением борта карьера к ручью без названия.

В соответствии с <данные изъяты> Рабочего проекта при нарушении правил складирования, захоронения и обезвреживания отходов происходит их загнивание с выделением дурнопахнущих газов, загрязнение почвы и грунтовых вод продуктами разложения.

Как указано в <данные изъяты> Рабочего проекта в целях исключения негативного влияния проектируемого объекта на состояние водного объекта, а также восстановления нарушенной ранее (при разработке карьера) водоохранной зоны ручья проектом предусмотрено исключение складирования ТБО на той части территории полигона, которая входит в водоохранную зону ручья. При этом площадь водоохранной зоны составляет <данные изъяты> га (Раздел <данные изъяты> Рабочего проекта).

Нахождение земельного участка, на котором расположен полигон ТБО в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе реки без названия, а также исключение складирования ТБО на той части территории полигона, которая входит в водоохранную зону ручья определены и заключением экспертной комиссии на указанный Рабочий проект государственной экологической экспертизы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в целях исключения негативного влияния проектируемого объекта на состояние водного объекта проектом предусмотрено исключение складирования ТБО на той части территории полигона, которая входит в водоохранную зону ручья.

В ходе проведенной прокурорской проверки, в том числе проведенного обследования ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с привлечением в качестве специалиста государственного инспектора <данные изъяты> ФИО1 установлен факт длительного размещения ООО «Полигон» отходов на части земельного участка с кадастровым номером: , расположенного в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе речки без названия.

Факт наличия водоохранной зоны, неправильной эксплуатации ТБО, размещения отходов в водоохранной зоне, причинения вреда размещением отходов в водоохранной зоне подтверждаются также техническим отчетом на выполнение работ по определению остаточной вместимости полигона ТБО «Ильинское», расположенного вблизи <адрес> проведенных <данные изъяты> заключением государственного инспектора <данные изъяты> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, актами осмотра полигона заместителя Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а также землеустроительным делом по определению состава земель сельского поселения <данные изъяты> в графической части которого отражена речка без названия, заключением <данные изъяты> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, ответом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , результатами лабораторных испытаний проб воды, отобранных при проведении проверки <данные изъяты>, заключением подготовленным <данные изъяты> ФИО4

Ссылаясь на ч. 1, п. 2 ч. 15 статьи 65 Водного кодекса РФ, ч. 5 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ, прокурор указал на допущенное ООО «Полигон» несанкционированное размещение отходов в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе ручья без названия, что наносит существенный вред компонентам окружающей природной среды.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ, п. 2 части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса РФ, истец считает, что ОАО «Шексна-теплосеть» подлежит привлечению в качестве соответчика.

Кроме этого, прокурор указал, что в нарушение статьи 11, ч. 1 статьи 22 Закона № 52-ФЗ, пункта 253 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» по периметру полигона ТБО отсутствуют ограждения (осушительная траншея, вал).

Выявленные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, земельного, водного законодательства нарушают гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду.

Истец просит запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» размещать отходы на части полигона ТБО, расположенном на земельном участке с кадастровым номером: по адресу: <адрес> находящемся в водоохранной зоне ручья без названия; обязать Общество с ограниченной ответственностью «Полигон» и ОАО «Шексна-Теплосеть» в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить очистку от отходов части полигона ТБО, расположенном на земельном участке с кадастровым номером: , по адресу: <адрес> находящемся в водоохранной зоне ручья без названия; обязать Общество с ограниченной ответственностью «Полигон» в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить эксплуатацию полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: по адресу: <адрес> в соответствие с п. 253 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

После неоднократного изменения предмета иска, его уточнения, привлечения протокольным определением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ к рассмотрению дела в качестве соответчика собственника земельного участка ООО «Водоканалжилсервис», истец просит: обязать запретить обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» размещать отходы на части полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, находящемся в водоохранной зоне ручья без названия, в следующих координатах поворотных точек:

<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Полигон», акционерное общество «Шексна-Теплосеть», общество с ограниченной ответственностью «Водоканалжилсервис» в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить очистку от отходов части полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, находящемся в водоохранной зоне ручья без названия, в следующих координатах поворотных точек:

<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

В связи с тем, что полигон ТБО приведен в соответствии с п. 253 СанПиН 2.1.3684-2021 и оборудован траншеей и валом, прокурор оформил письменное заявление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе от исковых требований в части возложения на ООО «Полигон» обязанности обеспечить эксплуатацию полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: , по адресу: <адрес> в соответствии с п. 253 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В судебном заседании заместитель прокурора Пилипкин Н.М. исковые требования, принятые протокольным определением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал полностью, указал, что отсутствие сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в ЕГРН не свидетельствует об отсутствии водного объекта и его водоохранной зоны, дополнительно сослался на заключение комплексной гидрологической и землеустроительной экспертизы, подтвердившей наличие временного водного объекта, водоохранной зоны и ее координат, наличие на ней отходов, их площадь, а также документы, представленные <данные изъяты> подтверждающие наличие выводных коллекторов и каналов мелиоративной системы <данные изъяты> и сброс собранной воды в безымянный ручей.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Полигон» по доверенности Кузьминова С.А. исковые требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ, указала, что сведения о водном объекте – ручье без названия не включены в государственный водный реестр, граница водного объекта, его водоохранная зона не определены, поскольку данные сведения отсутствуют в ЕГРН. Установленная законом процедура по выявлению водного объекта (ручья без названия вблизи от полигона бытовых отходов), включению его и сведений о его режиме, береговой линии, физико-географических, морфометрических и других особенностей в Государственный Водный реестр не осуществлена. Местоположение береговой линии (границы водного объекта) не определено, соответственно отсутствует возможность определения водоохранной зоны ручья без названия. Эксперты <данные изъяты> не обладают правом уполномоченного органа, приобщила письменные возражения на экспертизу. Ссылаясь на статью 60 ГПК РФ, полагает, что отсутствуют относимые и допустимые доказательства размещения отходов в водоохраной зоне водного объекта- ручья без названия вблизи полигона отходов.

Представитель АО «Шексна-Теплосеть» по доверенности Сурвило Е.В. исковые требования не признала по доводам, указанным в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ и дополнений к нему от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что АО являлось собственником земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. и полигона ТБО в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, хозяйственной деятельности на полигоне не вело, на основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок и полигон, как сооружение, переданы во временное владение и пользование ООО «Полигон». В период рассмотрения дела новым собственником ООО «Водоканалжилсервис» были проведены работы по уточнению границ земельного участка, в результате которых в ЕГРН внесены изменения относительно его площади, которая стала составлять <данные изъяты> кв.м. Указала на отсутствие в государственном водном реестре, ЕГРН сведений о водном объекте – ручье без названия, его водоохранной зоны и о местеположения береговой линии.

Представитель ООО «Водоканалжилсервис», привлеченного к рассмотрению дела в качестве соответчика протокольным определением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, генеральный директор Неуступов А.С. исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать, пояснил, что ООО является собственником земельного участка с кадастровым номером и сооружения «полигон ТБО» с ДД.ММ.ГГГГ, указал на отсутствие в государственном водном реестре, ЕГРН сведений о водном объекте – ручье без названия, его водоохранной зоны и о местоположения береговой линии.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет иска, Управление муниципальной собственности администрации <данные изъяты>, администрация <данные изъяты>, Северное межрегиональное управление Росприроднадзора, в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Представитель Управления муниципальной собственности администрации <данные изъяты> по доверенности ФИО5 направила письменный отзыв от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просила рассмотреть дело без ее участия, разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.

Представитель Северного межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности ФИО6 просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в отзыве от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель администрации <данные изъяты> по доверенности ФИО7 направила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, разрешение заявленных прокурором исковых требований оставила на усмотрение суда.

Заслушав истца, представителей ответчиков, экспертов, допросив свидетелей, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Водного кодекса РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

В силу статьи 5 Водного кодекса РФ береговая линия (граница водного объекта) - это линия пересечения поверхности воды с поверхностью суши. В связи с тем, что уровень воды изменяется даже за короткий промежуток времени, береговая линия представляет собой условное понятие, применяемое относительно среднего многолетнего положения уровня водного объекта, когда они не покрыты льдом.

В соответствии с п. 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности относятся земли, недра и почвы.

Согласно ч. 1 и ч. 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Частью 5 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещении отходов <данные изъяты> класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ООО «Полигон» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию и размещению отходов <данные изъяты> класса опасности.

Для целей осуществления деятельности по размещению отходов ООО «Полигон» эксплуатирует сооружение «полигон ТБО» с кадастровым номером , расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Указанный земельный участок с кадастровым номером с расположенным на нем объектом - полигоном ТБО передан в аренду сроком на <данные изъяты> лет на основании договоров от ДД.ММ.ГГГГ , , заключенных с собственником АО «Шексна-Теплосеть», что подтверждается выпиской из ЕГРН о наличии обременений в виде аренды на срок действия с ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> лет (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ номер государственной регистрации ).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ собственником полигона ТБО с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером являлось АО «Шексна-Теплосеть», с ДД.ММ.ГГГГ право собственности на основании заключенных договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ перешло к ООО «Водоканалжилсервис», что сторонами не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Полигон» уведомлен ОАО «Шексна-Теплосеть» о смене собственника арендуемого имущества.

По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> относится к категории земель «<данные изъяты>», имеющий вид разрешенного использования «полигон бытовых отходов <адрес>», состоял на государственном кадастровом учете с площадью <данные изъяты> кв. метров.

На основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного по заказу ООО «Водоканалжилсервис» в результате кадастровых работ уточнена площадь данного земельного участка, которая составляет <данные изъяты> кв.метров, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту осмотра полигона ТБО и земельного участка с кадастровым номером , проведенного ДД.ММ.ГГГГ заместителем Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Пилипкиным Н.М. с участием <данные изъяты> ФИО8 главного специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра <данные изъяты> ФИО1 а также представителей ООО «Полигон» установлено, что складирование отходов осуществляется беспорядочно, не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов, отходы изолированы частично, не осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, журнал учета принимаемых отходов не представлен.

По результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ обследования специалиста государственного инспектора Управления Росреестра по <адрес> ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ составлена справка, согласно которой общая площадь полигона ТБО составляет <данные изъяты> кв.м., что превышает площадь земельного участка с кадастровым номером (<данные изъяты> кв.м.) на <данные изъяты> кв.м. На территории полигона ТБО размещены отходы лесопиления (<данные изъяты>), не укрытые бытовые отходы <данные изъяты>), а также строительный мусор в виде железобетонного боя (<данные изъяты>).

Согласно акту осмотра полигона ТБО и земельного участка с кадастровым номером , проведенного ДД.ММ.ГГГГ заместителем Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Пилипкиным Н.М. с участием <данные изъяты> ФИО2., главного специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра <данные изъяты> ФИО1 а также представителей ООО «Полигон» установлено, что вдоль <данные изъяты> части полигона ТБО на расстоянии от <данные изъяты> метров располагается речка без названия, часть отходов, размещенных на полигоне, находится в водоохранной зоне реки без названия.

По результатам проведенного инструментального обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в <данные изъяты> сторонах от полигона ТБО, расположен ручей без названия. В ходе проведенного мероприятия по обмеру русла ручья и территории, используемой для размещения отходов, установлено, что складирование отходов (древесных остатков и не укрытых бытовых отходов) производится на расстоянии от <данные изъяты> м. от русла ручья. В водоохранной зоне ручья (на расстоянии до <данные изъяты> м.), расположена часть полигона ТБО, площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно заключению ведущего специалиста-эксперта Северного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2 в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ установлено, что полигон ТБО расположен в непосредственной близости к ручью без названия, протекающему вдоль <данные изъяты> границы полигона, часть территории полигона расположена в его водоохранной зоне и прибрежной полосе. Отходы в <данные изъяты> части размещены по границе полигона и земельного участка, то есть в водоохранной зоне ручья, что является признаками административного правонарушения, предусмотренного ч.2 статьи 8.4 КоАП РФ.

Таким образом, по результатам проведенной Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проверки, проведенной с привлечением специалистов, выявлены нарушения прородоохранного законодательства, а именно размещение отходов в водоохранной зоне ручья без названия на земельном участке с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>

Данный вывод подтверждается следующими исследованными доказательствами:

Из заключения комплексной судебной экспертизы, назначенной определением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в соответствии с инженерно-топографическим планом участка масштаба <данные изъяты> уклон местности от мелиоративной канавы до границы исследования (автомобильная дорога <данные изъяты>) составляет <данные изъяты> (промиль). Протяженность участка между точками замера <данные изъяты> метров, падение по замеренному урезу воды <данные изъяты> метра, уклон <данные изъяты> (<данные изъяты>). Движение воды происходит в углублении земной поверхности в направлении уклона местности с <данные изъяты> со значительными скоростями. Прослеживается гидрологическая связь с ближайшими водными объектами – <данные изъяты> Таким образом, ручей без названия, расположенный вблизи полигона ТБО около <адрес>, является водным объектом.

Питание ручья на всем протяжении, начиная от мелиоративной канавы и до автомобильной дороги <данные изъяты> является смешанным (поверхностным и грунтовым). Ручей характеризуется как временный. Уклон продольного профиля водного объекта значительный <данные изъяты>). В связи с этим, определение береговой линии (границы водного объекта) проведено экспертом по руслу ручья, как среднему многолетнему уровню водного объекта.

Наложения границ водного объекта – ручья без названия, расположенного вблизи полигона ТБО около <адрес>, на земельный участок с кадастровым номером нет.

Наложение водоохранной зоны водного объекта - ручья без названия на земельный участок с кадастровым номером имеется. План наложения границ водоохранной зоны водного объекта на земельный участок с кадастровым номером представлен в <данные изъяты>

Фактические границы землепользования земельного участка с кадастровым номером , находящегося в водоохранной зоне ручья без названия, не соответствуют правоустанавливающим документам, координатам, сведениям, содержащимся в ЕГРН.

Несоответствия произошли в результате хозяйственной деятельности организации, эксплуатирующей полигон ТБО. Границы земельного участка на местности не выражены местными предметами, объектами искусственного или естественного происхождения, не закреплены межевыми знаками, что приводит к утрате сведений правообладателем о границах земельного участка.

На инженерно-топографический план нанесены характерные точки границы водоохранной зоны ручья без названия и точки границы земельного участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН. Характерные точки границ земельного участка с номерами расположены в водоохранной зоне ручья без названия. В местах пересечения границы водоохранной зоны ручья без названия и границы земельного участка с кадастровым номером рассчитаны координаты точек пересечения <данные изъяты>. Площадь наложения водоохранной зоны ручья без названия составляет <данные изъяты> кв.м. План наложения водоохранной зоны ручья без названия на земельный участок с кадастровым номером ведомостью координат характерных точек границ площади наложения предоставлен в <данные изъяты>

Часть земельного участка с кадастровым номером одновременно находящаяся в водоохранной зоне ручья без названия фактически в полном объеме используется под полигон ТБО.

На основании статьи 187 Гражданского процессуального кодекса РФ эксперты ФИО9 ФИО10 были допрошены в судебном заседании.

Эксперт ФИО9 пояснил, что он давал заключение по гидрологическим и землеустроительным вопросам экспертизы, проводил натурное обследование с выездом на местность ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, выводы экспертизы о том, что ручей без названия, расположенный вблизи полигона ТБО около <адрес> является водным объектом подтвердил, указал на наличие специфических наносов, донных и илистых отложений, пояснил, что работ, требующих наличие лицензий в области гидрометеорологии, не проводил, как и расчетно-гидрологических характеристик, протяженность ручья без названия (до <данные изъяты> км.) определена с помощью планово-картографического материала с указанием масштаба, содержащегося в правилах землепользования и застройки, водоохранная зона определена по руслу: его самой низкой точке, то есть по наименьшей площади. Разъяснил, что в ответе на вопрос вывод о несоответствии фактической границы землепользования земельного участка с кадастровым номером , находящегося в водоохранной зоне, правоустанавливающим документам, сделан в связи с тем, что весы и ванночка, используемые в хозяйственной деятельности, находятся вне границы земельного участка с кадастровым номером ; а также подтвердил, что в водоохранной зоне в точках <данные изъяты> где расположен пост охраны и бытовые вагончики, отходы отсутствуют. Указал, что водопропускной трубы через дорогу визуально не видно, но ее наличие подтверждается проектной документацией на строительство полигона. Подтвердил наличие искусственно созданной канавы – организованной для отвода поверхностных и грунтовых вод от земель сельскохозяйственного назначения, которая находится на высокой части поверхности и фактически служит истоком ручья без названия.

Эксперт ФИО10 пояснила, что участвовала в ответе на вопросы, касающиеся землеустройства, в том числе определяла площадь наложения водоохранной зоны на земельном участке с кадастровым номером по представленным ФИО9 координатам.

Судебная экспертиза проведена компетентным экспертным учреждением в порядке, предусмотренном статьями 79, 82, 84 ГПК РФ и отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, права и обязанности экспертам разъяснены по правилам статьи 85 ГПК РФ, руководителем <данные изъяты>, которому поручено производство экспертизы, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи заключения, дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ. Право сторон, третьих лиц присутствовать при производстве экспертизы соблюдено. Заключение экспертов выполнено сотрудниками организации, которые имеют соответствующее профильное образование и квалификацию. Наличие у экспертов квалификации подтверждено приложенными к экспертизе документами, а также дополнительно представленными документами, подтверждающими повышение квалификации эксперта ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, а также актуальность сведений о нем как о специалисте, включенном в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (идентификационный номер записи ), сведения о членстве экспертов в СРО <данные изъяты>

Оценив указанное экспертное заключение, объяснения экспертов, их письменные пояснения от ДД.ММ.ГГГГ и пояснение на заключение специалиста от ДД.ММ.ГГГГ в совокупности с иными доказательствами по делу, суд с выводами судебной экспертизы соглашается.

Наличие ручья без названия, расположенного вблизи полигона ТБО около <адрес>, его водоохранной зоны и ее наложение на земельный участок с кадастровым номером кроме заключения экспертизы, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, а именно:

Согласно п.п. <данные изъяты> Рабочего проекта строительства полигона бытовых отходов для <адрес> <данные изъяты>, вдоль <данные изъяты> границы отведенного под полигон земельного участка протекает ручей без названия, удаленность ручья от границы участка составляет <данные изъяты> м. Гидрографическая сеть района расположения проектируемого объекта представлена ручьем без названия, протекающим в <данные изъяты> м. <данные изъяты> объекта. Рассматриваемый ручей относится к бассейну <данные изъяты> (<данные изъяты>).

Водоохранная зона располагается вдоль северной границы полигона и обусловлена близким расположением борта карьера к ручью без названия.

Приведена экспликация земель, попадающих в санитарно-защитную зону полигона ТБО, в том числе ручья на площади <данные изъяты> га.

При нарушении правил складирования, захоронения и обезвреживания отходов происходит их загнивание с выделением дурнопахнущих газов, загрязнение почвы и грунтовых вод продуктами разложения.

Проектируемый полигон ТБО расположен в непосредственной близости к ручью без названия, протекающему вдоль северной границы полигона. Часть территории полигона, расположена в его водоохранной зоне и прибрежной полосе, равной <данные изъяты> м(приложение ). В целях исключения негативного влияния проектируемого объекта на состояние водного объекта, а также восстановления нарушенной ранее (при разработке карьера) водоохранной зоны ручья проектом предусмотрено исключение складирования ТБО на той части территории полигона, которая входит в водоохранную зону ручья. При этом площадь водоохранной зоны составляет <данные изъяты> га (<данные изъяты> Рабочего проекта).

В заключении экспертной комиссии на рабочий проект (<данные изъяты> установлено, что проектируемый полигон ТБО расположен в непосредственной близости к ручью без названия, протекающему вдоль <данные изъяты> границы полигона, часть полигона расположена в его водоохранной зоне и прибрежной полосе, равной <данные изъяты> м.; площадь водоохранной зоны <данные изъяты> га.

Из информации от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной <данные изъяты>, следует, что исходя из представленных материалов, возможно заключить со значительной степенью вероятности, что объект, расположенный с <данные изъяты> стороны полигона ТБО, является водным объектом, поскольку из представленных материалов усматривается наличие признаков водного режима применительно к водному объекту, в частности натурными обследованиями установлено наличие уровня воды относительно прилегающей территории, который характеризуется переменными значениями. Само по себе наличие воды (пусть и временного) в исследуемом водотоке свидетельствует о наличии определенного объема волы, поступающего в водный объект с поверхностного водосброса. Каких-либо документов, свидетельствующих о наличии наряду с поверхностным водосбросом также и подземного водосброса, не представлено. Исходя из данных натурного обследования и данных заключения специалиста-гидролога <данные изъяты> ФИО11, сток исследуемого водного объекта возможно охарактеризовать как поверхностный и дождевой, поскольку он проходит по поверхности суши и имеет источником дождевые осадки и предположительного талый снег. Таким образом, водный объект, расположенный в <данные изъяты> сторонах от полигона ТБО, характеризуется совокупностью признаков (выраженной и устойчивой формой относительно окружающей эколого- географической среды, а равно водным режимом в совокупности образующих его признаков) При этом, условия возникновения формы и признаков водного режима (естественные факторы природно- географической среды либо антропогенное воздействие, имеющее своей целью организацию искусственного водоема-мелиоративного канала) не влияют на относимость исследуемого объекта к водному объекту. Характер формы и признаки водного режима свидетельствуют о том, что исследуемый водный объект относится к водотоку, то есть водному объекту, характеризующемуся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности. В частности, данное обстоятельство установлено документами, характеризующими географические и топографические особенности местности, в которой расположен исследуемый водный объект. Поскольку установлено, что движение воды в данном водном объекте не характеризуется постоянным характером во времени, данный водоток возможно предположительно охарактеризовать как временный. Необходимо отметить, что дополнительные исследования, на которые указываются специалистом гидрологом ФИО11 безусловно необходимы для уточнения характеристики форм и признаков водного режима указанного водного объекта, а также определения его как временного или постоянного водотока, но не для установления факта отнесения его к водотоку. Следовательно, независимо от категории водотока, учитывая его постоянную или временную связь с водным объектом высшей категории рыбохозяйственного значения- ручьем <данные изъяты>, размещение в водоохранной зоне отходов недопустимо.

Согласно акту осмотра полигона ТБО и земельного участка с кадастровым номером , проведенного ДД.ММ.ГГГГ заместителем Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Пилипкиным Н.М. с участием <данные изъяты> ФИО8 главного специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра <данные изъяты> ФИО1 а также представителей ООО «Полигон» установлено, что складирование отходов осуществляется беспорядочно, не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов, отходы изолированы частично, не осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, журнал учета принимаемых отходов не представлен.

По результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ обследования специалиста государственного инспектора Управления Росреестра <данные изъяты> ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ составлена справка, согласно которой общая площадь полигона ТБО составляет <данные изъяты> кв.м., что превышает площадь земельного участка с кадастровым номером (<данные изъяты> кв.м.) на <данные изъяты> кв.м. На территории полигона ТБО размещены отходы лесопиления (<данные изъяты>), не укрытые бытовые отходы (<данные изъяты>), а также строительный мусор в виде железобетонного боя (<данные изъяты>).

Согласно акту осмотра полигона ТБО и земельного участка с кадастровым номером , проведенного ДД.ММ.ГГГГ заместителем Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Пилипкиным Н.М. с участием <данные изъяты> ФИО2 главного специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра <данные изъяты> ФИО1 а также представителей ООО «Полигон» с приложенными к нему фомоматериалами установлено, что вдоль <данные изъяты> части полигона ТБО на расстоянии от <данные изъяты> метров располагается речка без названия, часть отходов, размещенных на полигоне, находится в водоохранной зоне реки без названия.

Согласно заключению ведущего специалиста-эксперта <данные изъяты> ФИО2 в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ установлено, что полигон ТБО расположен в непосредственной близости к ручью без названия, протекающему вдоль <данные изъяты> границы полигона, часть территории полигона расположена в его водоохранной зоне и прибрежной полосе. Отходы в северной, северо-западной части размещены по границе полигона и земельного участка, то есть в водоохранной зоне ручья, что является признаками административного правонарушения, предусмотренного ч.2 статьи 8.4 КоАП РФ.

По результатам проведенного инструментального обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, ФИО15 составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в <данные изъяты> сторонах от полигона ТБО, расположен ручей без названия. В ходе проведенного мероприятия по обмеру русла ручья и территории, используемой для размещения отходов, установлено, что складирование отходов (древесных остатков и не укрытых бытовых отходов) производится на расстоянии от <данные изъяты> м. от русла ручья. В водоохранной зоне ручья (на расстоянии до <данные изъяты> м.), расположена часть полигона ТБО, площадью <данные изъяты> кв.м.

Представленные согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ УФРС <данные изъяты> фрагмент землеустроительного дела по определению состава земель сельского поселения <данные изъяты>, имеющегося в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства, содержат графическое изображение ручья без названия вблизи <адрес>.

Технический отчет <данные изъяты> (заказчик ОАО «Шексна-Теплосеть» в разделе <данные изъяты> подсчета объемов ТБО по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указание на наличие зон полигона ТБО, в том числе водоохранной, с указанием ее площади <данные изъяты> га.(располагается вдоль <данные изъяты> границы и обусловлена близким расположением борта карьера к ручью без названия)

Согласно приложениям к письму от ДД.ММ.ГГГГ УФРС <данные изъяты> государственным инспектором <данные изъяты> по использованию и охране земель ФИО1 установлены координаты поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером , используемого для эксплуатации полигона ТБО, расположенного в водоохранной зоне ручья без названия, схематический чертеж расположения части данного земельного участка, схематический чертеж расположения не укрытых бытовых отходов, расположенных на территории полигона ТБО, их координаты, схематический чертеж расположения древесных остатков, их координаты, схематический чертеж расположения земельных участков в кадастровом квартале (приложения ).

По результатам инструментального обследования, проведенного природоохранной прокуратурой с привлечением <данные изъяты> ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ, государственным инспектором <данные изъяты> по использованию и охране земель ФИО1 составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что в ходе визуального осмотра территории, прилегающей к полигону ТБО, установлено, что в <данные изъяты> сторон от полигона ТБО, расположен ручей без названия. В ходе проведенного мероприятия произведен обмер береговой линии ручья, указанной ФИО11., а также произведено сопоставление с результатами обмера полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , произведенного ранее (справка от ДД.ММ.ГГГГ) в ходе которых установлено, что в водоохранной зоне ручья без названия (на расстоянии до <данные изъяты> м.) расположена часть земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м., общая площадь складирования отходов в водоохранной зоне ручья составляет <данные изъяты> кв. м.

Согласно приложениям к письму от ДД.ММ.ГГГГ УФРС <данные изъяты> ФИО1 составлены схематические чертежи расположения земельного участка с кадастровым номером , и ручья без названия, данного земельного участка, расположенного в водоохранной зоне, схематического чертежа части полигона ТБО и прилегающей территории как единого объекта, занятой отходами, расположенной в водоохранной зоне ручья без названия, с их координатами. (приложения ).

Свидетель ФИО1 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что привлекался природоохранной прокуратурой при обследовании полигона ТБО в качестве специалиста УФРС <данные изъяты>, замерял полигон по фактическому использованию, а также замерял ручей несколько раз, в том числе с гидрологом, которая показывала русло, рассчитывал в программе водоохранную зону, координаты которой были отражены в справке от ДД.ММ.ГГГГ Было установлено, что фактическое землепользование выходит за границы координат земельного участка с кадастровым номером , а также наличие сплошных отходов в водоохранной зоне на площади <данные изъяты> кв.м.

Согласно утвержденному решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ генеральному плану сельского поселения <данные изъяты> в утвержденных постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Правилах землепользования и застройки <данные изъяты> в картографических материалах у <адрес> вблизи ТКО имеется обозначение ручья без названия и его водоохранной зоны.

Согласно информации <данные изъяты> Филиала ФГБУ Северное УГМС «Вологодский ЦГМС» ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> филиала выполнено обследование прилегающей к полигону территории с целью установления наличия водных объектов. По итогам натурного обследования и представленных прокуратурой документов, возможно сделать вывод, что исследуемый объект, предположительно является временным водным объектом, протекающим по дну оврага, сток в котором присутствует только в весенний период после таяния снега и в летний период после сильных осадков; для принятия окончательного решения необходимо проведение стационарных наблюдений в разные гидрологические сезоны- весеннее половодье, летняя межень, дождевые паводки.

Свидетель ФИО11 <данные изъяты> в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ показала, что в ДД.ММ.ГГГГ выезжала на полигон ТБО с целью определения наличия водного объекта, в связи с чем проходила вдоль полигона, где находится предположительно водный объект и ниже полигона. В ДД.ММ.ГГГГ присутствовали следы стока, вода текла по направлению от полей вниз к дороге, в июне на участке выше трубы стока уже не было, поскольку предшествовала сухая погода. Подтвердить наличие временного водного объекта или это разовое протекание воды не могла, поскольку отсутствовало наблюдение в разные точки сезона, о чем указала в заключении. Указала на наличие гидрологической связи обследуемого объекта с расположенным через трубу водным объектом. Если закопать трубу, то вода будет скапливаться перед дорогой, стоять и заболачиваться либо, если ее будет много, перельется через дорогу.

Из информации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что испрашиваемый водоток-речка без названия (ручей без названия) является правобережным притоком водного объекта высшей категории рыбохохзяйственного назначения- ручья <данные изъяты>, протяженность ручья без названия порядка <данные изъяты> км. Водосбор ручья представляет собой холмистую равнину, характер течения паводковый, в период меженей ручей без названия может пересыхать или перемерзать. Водный баланс обеспечивается за счет смешанного, с преобладанием снегового питания. Уровень обводнения ручья значительно изменяется в течение года и зависит от наполнения более крупного водотока, а также обильности выпадающих осадков. Ручей без названия может быть отнесен к рыбохозяйственным водным объектам второй категории. Размещение отходов в водоохранной зоне ручья без названия может привести к снижению численности или гибели гибробионтов, являющихся кормовой базой разных возрастных групп всех видов рыб.

В рабочем проекте мелиорации участка <данные изъяты> со схемой подпорной площади имеется указание на ручей без названия, примыкающий к сооружению.

Согласно информации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными схемами и дополнительно представленной информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в границах земельного участка с кадастровым номером располагаются сооружения областной мелиоративной системы <данные изъяты> которые с ДД.ММ.ГГГГ закреплены на праве оперативного управления за <данные изъяты> В северной части земельного участка с кадастровым номером располагаются сооружения закрытой дренажной сети: гончарные дрены, закрытые коллекторы. Вблизи земельного участка с кадастровым номером располагается сооружение открытой дренажной системы: открытый канал, в который осуществляется сброс воды из сооружений мелиоративной системы, как расположенных на земельном участке с кадастровым номером , так и на соседних земельных участках. Канал располагается между земельными участками с кадастровым номером и с кадастровым номером . Сброс выводных коллекторов и каналов мелиоративной системы <данные изъяты> осуществляется коллекторами в открытый канал <данные изъяты> (отрегулированная часть безымянного ручья). Водосборная площадь канала составляет <данные изъяты> км. Посредством открытого канала <данные изъяты> осуществляется транспортировка собранной воды в безымянный ручей.

Из объяснений ФИО13<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, данных заместителю Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Пилипкину Н.М. в порядке статьи 22 ФЗ «О прокуратуре», следует, что в северной части земельного участка с кадастровым номером располагаются сооружения мелиоративной системы, представленные в виде открытого проводящего канала <данные изъяты> и закрытых коллекторов и дрен. Канал <данные изъяты> является отрегулированной частью безымянного ручья в истоковой его части. Под отрегулированной частью ручья без названия подразумевается часть ручья, переустроенного в канал, а именно приданы размеры, характерные для мелиоративных каналов, ширина по дну,заложение откосов, укрепление их и дна, выходы в канал коллекторов оборудованы устьевыми сооружениями. В канал <данные изъяты> происходит сброс вод с осушаемой территории участка мелиорации <данные изъяты> из трех коллекторов Предположила, что с учетом документов территориального планирования и градостроительного зонирования канал <данные изъяты> был ручьем или тавельгом, примыкающим к ручью. В соответствии с рабочим проектом мелиорации земель участка <данные изъяты> и схемы водосборной площади и дорожной сети по объекту <данные изъяты> сброс воды с открытого канала <данные изъяты> осуществляется в водоприемник-ручей без названия.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ свидетель ФИО14- <данные изъяты>, показала, что ответ на запрос от ДД.ММ.ГГГГ , находящийся в <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>, о том, что под водным объектом подразумевается ирригационная канава подготовлен ею на основании информации, представленной ее начальником ФИО15 никаких документов она не изучала, документов, подтверждающих наличие ирригационной канавы, не имеется.

С учетом анализа информации <данные изъяты> свидетельских показаний ФИО14 объяснений ФИО13 суд считает утверждение о прохождение по <данные изъяты> части полигона ТБО ирригационной канавы не доказанным.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» сам факт нахождения на почвах отходов производства предполагает причинение вреда почве, как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов производства в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

Наличие вреда подтверждается следующими исследованными доказательствами:

- экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ подготовленным <данные изъяты> ФИО6 согласно которому имеется факт причинения вреда состоянию и качеству окружающей среды через ухудшение состояния поземных вод, вред является существенным, учитывая расположение части полигона ТБО в водоохранной зоне, а также с учетом разгрузки грунтовых вод в сторону водотоков, что обуславливает проникновение загрязняющих веществ в <данные изъяты>, многолетнее функционирование полигона как источника хронического загрязнения, в зону влияния которого попадают водные объекты;

- заключением cпециалиста от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому наблюдается факт неправильной эксплуатации ТБО, в частности загрязнением водоохранной зоны речки без названия отходами, что ухудшает состояние окружающей среды, что наносит вред состоянию и качеству окружающей среды, который может привезти к тяжелым последствиям: загрязнению открытых водоемов, подземных вод, атмосферного воздуха; вред является существенным, так как в связи с длительным негативным воздействием выделяемых из отходов загрязняющих веществ изменяются характеристики реки, в воду попадают загрязняющие вещества, что нарушает нормальное существование организмов, обитающих в месте размещения отходов, в местах миграции загрязняющих веществ и в водном объекте;

- экспертным заключением, подготовленным <данные изъяты> ФИО6 согласно которому угрозы здоровью и жизни людей носят не явный характер и определяются пролонгированным опасным воздействием токсификации вод, связанной с захламлением водоохранной зоны отходами бытовыми и лесопиления, при гниении которых выделяются токсические вещества, включая фенолы, которые могут поступать в водоток с дождевыми и талыми водами и распространятся по гидрологической сети. Имется факт загрязнения окружающей среды, включая ручей без названия, входящий в гидрологическую сеть Шекснинского бассейна и почвы водоохранной зоны, что обусловлено эксплуатацией полигона ТБО; имеется факт причинения вреда состоянию и качеству окружающей среды через ухудшение состояния водоохранной зоны при захламлении бытовыми отходамилесопиления, засорении и нарушении барьерной функциив отношении поступления загрязняющих веществ в водоток и почву., данный вред является существенным, учитывая потерю барьерной роли водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы речки без названия при засорении, и появлении дополнительного источника миграции опасных токсикантов в почву и водную среду, пролонгированное влияние поступления токсических веществ в ручей без названия, их распространение по гидрологической сети <данные изъяты>;

-ответом филиала <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому размещение в пределах воохранной зоны и прибрежной полосы реки без названия бытовых отходов и отходов лесопиления причиняет вред окружающей среде, который связан в возникновением механического и химического загрязнения акватории водного объекта и прибрежной полосы. В результате токсического воздействия разнообразных загрязняющих веществ ухудшается условия обитания гибробионтов, происходит накопление токсикантов по трофической цепочке от фитопланктона до рыб, что создает потенциальную опасность поступления загрязняющих веществ в организм человека. В результате эксплуатации полигона ТБО при размещении бытовых отходов и отходов лесопиления в водоохранной зоне произошло ухудшение состояния водоохранной зоны, имеется факт причинения вреда состоянию и качеству окружающей среды, который является существенным, с которыми у суда не имеется оснований не согласится.

На основании п. 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, обязанность по обеспечению очистки от отходов части полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, находящемся в водоохранной зоне ручья без названия, подлежит возложению на арендатора ООО «Полигон» и его собственника ООО «Водоканалжилсервис», который его купил, каких-либо нареканий по его состоянию не имел, произвел межевание по исправлению реестровой ошибки, увеличил площадь земельного участка. Оснований для возложения ответственности на бывшего собственника АО «Шексна-Теплосеть» суд не усматривает.

Указанные в ходатайстве об уточнении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ координаты поворотных точек водоохранной зоны и расположенных в ней отходов соответствует заключению проведенной комплексной экспертизы, с учетом исключения координат <данные изъяты>, то есть части водоохранной зоны земельного участка, где расположены пост охраны и вагончики, на которых отходы ТБО отсутствуют.

Согласно ч.2 статьи 206 Гражданского кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока для исполнения настоящего решения суд учитывает такие обстоятельства, как характер обязательств, комплекс мероприятий, направленных на выполнение работ по очистке территории, площадь очистки, а также то, что его исполнение связано с устранением негативного воздействия на окружающую природную среду, потенциальной опасности для жизни и здоровья людей. С учетом изложенного суд соглашается с заявленным прокуратурой сроком очистки водоохранной зоны- 1 месяц.

В рамках производства по данному делу по ходатайству прокурора определением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ была назначена комплексная экспертиза, расходы по оплате которой в силу статьи 96, 103 ГПК РФ до принятия решения были возложены на Управление судебного департамента в Вологодской области. Экспертами <данные изъяты> было составлено экспертное заключение и заявление об оплате экспертизы.

Расходы по производству экспертизы составили 152 850 рублей 67 коп., оплата которых не произведена.

Таким образом, по делу усматривается, что <данные изъяты> и его экспертами надлежащим образом были исполнены возложенные на них обязанности, проведена экспертиза, заключение представлено в суд, однако оплата стоимости экспертизы не была произведена. <данные изъяты> при направлении в суд экспертного заключения просило разрешить вопрос об оплате произведенной экспертизы.

Согласно абз. 2 статьи 94 Гражданского процессуального кодекса РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.

Частью 1 статьи 96 Гражданского процессуального кодекса РФ составлен

Исходя из положений ч.2 статьи 45, абз. 2 части 2 статьи 85, ч.1 статьи 96, статьи 98, 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом того, что ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы было заявлено прокурором, который освобожден от обязанностей по оплате экспертизы и обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц и РФ, решение суда состоялось не в пользу ответчиков, которые от уплаты судебных издержек не освобождены, суд полагает взыскать судебные расходы по производству экспертизы в размере 152 850 рублей 67 коп. солидарно с ответчиков ООО «Полигон» и ООО «Водоканалжилсервис».

В силу положений статьи 98 и 103 Гражданского процессуального кодекса РФ солидарно с ответчиков ООО «Полигон» и ООО «Водоканалжилсервис» в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 рублей, от уплаты которой прокурор был освобожден.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора частично.

Обязать запретить обществу с ограниченной ответственностью «Полигон (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) размещать отходы на части полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> находящемся в водоохранной зоне ручья без названия, в следующих координатах поворотных точек:

<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Полигон» (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>), общество с ограниченной ответственностью «Водоканалжилсервис» (ИНН <данные изъяты> ОГРН <данные изъяты>) в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить очистку от отходов части полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> находящемся в водоохранной зоне ручья без названия, в следующих координатах поворотных точек:

<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

В удовлетворении исковых требований к акционерному обществу «Шексна-Теплосеть» отказать.

Принять частичный отказ Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора от исковых требований в части возложения на ООО «Полигон» обязанности обеспечения эксплуатации полигона ТБО в соответствии с п.253 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ и производство по делу в этой части прекратить.

Взыскать с ООО «Полигон», ООО «Водоканалжилсервис» солидарно в пользу бюджета Шекснинского муниципального района государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Взыскать с ООО «Полигон», ООО «Водоканалжилсервис» солидарно в пользу <данные изъяты> (ИНН <данные изъяты>) в счет возмещения расходов на проведение экспертизы в размере 152 850 рублей 67 коп.

Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суд путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Шекснинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

           Судья                                                                        Е.В. Шутова

         Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

         Судья                                                                       Е.В. Шутова

2-1/2023 (2-134/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Череповецкая межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ООО "Полигон"
ООО "Водоканал-Жилсервис"
ОАО "Шексна-Теплосеть"
Другие
Управление муниципальной собственности администрации Шекснинского муниципального района
Северное межрегиональное управление Росприроднадзора
Кузьминова С.А.
Администрация Шекснинского муниципального района
Суд
Шекснинский районный суд Вологодской области
Судья
Шутова Е.В.
Дело на странице суда
sheksninsky.vld.sudrf.ru
18.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2022Передача материалов судье
24.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.02.2022Предварительное судебное заседание
10.03.2022Предварительное судебное заседание
08.04.2022Судебное заседание
17.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Судебное заседание
07.06.2022Судебное заседание
23.06.2022Судебное заседание
24.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Судебное заседание
07.07.2022Судебное заседание
07.07.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.08.2022Предварительное судебное заседание
08.09.2022Судебное заседание
21.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Судебное заседание
16.05.2023Производство по делу возобновлено
16.05.2023Судебное заседание
20.06.2023Производство по делу возобновлено
21.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Судебное заседание
18.07.2023Судебное заседание
26.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее