Решение по делу № 2-1764/2024 от 07.11.2024

№ 2-1764/2024

56RS0019-01-2024-003238-37

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

4 декабря 2024 года     город Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Клейн Е.В.,

при секретаре Савиной И.В.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Ленинского района г. Орска Нурсеитовой Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1764/2024 по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Орска, действующего в интересах Кузнецовой Е. В., к администрации Ленинского района г. Орска, администрации города Орска, Министерству социального развития Оренбургской области, ГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения» в г. Орске о признании факта нарушения условий жизнедеятельности, признании права на получение единовременной материальной помощи,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района города Орска, действующий в интересах Кузнецовой Е.В., обратился в суд с исковым заявлением к администрации Ленинского района г. Орска, администрации города Орска, Министерству социального развития Оренбургской области, ГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения» в г. Орске, в котором просил:

- признать факт нарушения условий жизнедеятельности Кузнецовой Е.В. в результате чрезвычайной ситуации, вызванной в результате прохождения весеннего паводка, в период с 04.04.2024 года,

- признать за Кузнецовой Е.В. право на получение единовременной материальной помощи в размере 15 000 руб., предусмотренной постановлением правительства Оренбургской области от 31.01.2023 г. №85-пп «О единовременной материальной помощи и единовременных пособиях гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области» вследствие нарушения условий жизнедеятельности гражданина при чрезвычайной ситуации, проживающего в жилом доме, находящемся в границах зоны чрезвычайной ситуации,

- обязать Министерство социального развития Оренбургской области в течении 10 дней с момента вступления решения в законную силу начислить и выплатить Кузнецовой Е.В. единовременную материальную помощь гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности, в размере 15 000 рублей.

В обоснование искового заявления указано, что Кузнецова Е.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, пострадала в результате паводковой ситуации, поскольку по месту её постоянного проживания длительное время отсутствовали коммунальные ресурсы (газ, вода, свет). Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, расположен в границах зон чрезвычайной ситуации, утвержденной приложением к указу губернатора Оренбургской области от 04.04.2024 г. №103-ук «О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера». С целью оказания мер социальной поддержки Кузнецова Е.В. 11.04.2024 г. обратилась с заявлением об оказании единовременной материальной помощи в министерство социального развития Оренбургской области, указанное заявление рассмотрено. 10.05.2024 г. принято решение об отказе в назначении выплаты единовременной материальной помощи в связи с неподтверждением факта нахождения адреса места жительства в зоне чрезвычайной ситуации, Кузнецовой Е.В. ошибочно указан адрес: <адрес>. Срок подачи заявления на получение единовременной материальной помощи истек 04.06.2024 года. Таким образом, в настоящее время Кузнецова Е.В. в заявительном порядке лишена возможности получить меры социальной поддержки. Вместе с тем, решение Министерства социального развития Оренбургской области об отказе в выплате единовременной материальной помощи в размере 15 000 руб. является незаконным, поскольку по месту постоянного проживания Кузнецовой Е.В. более чем 24 часа нарушены условия жизнедеятельности, что подтверждается Указом №103-ук. Кузнецова Е.В. пострадала в результате чрезвычайной ситуации, не обладает юридическими познаниями, в связи с чем, самостоятельно не может обратиться в суд и нести соответствующие расходы.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ленинского района г. Орска Нурсеитова Д.М. на исковых требованиях настаивала по изложенным в иске основаниям, полагала, что истец имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 15 000 руб. Также добавила, что Кузнецова Е.В. уже получила выплаты в размере 10 000 рублей.

Истец Кузнецова Е.В. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, также подтвердила, что единовременная материальная помощь в размере 10 000 руб. ей выплачена после обращения в суд с настоящим иском.

Представители ответчиков – Министерства социального развития Оренбургской области, администрации города Орска, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представитель ответчика администрации Ленинского района г. Орска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика - ГАУСО «КЦСОН» в г.Орске представил в суд отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Кузнецова Е.В. 11.04.2024 года через Единый портал государственных услуг подала заявления об оказании единовременной материальной помощи, как пострадавшим в результате ЧС, вызванного весенним паводком 2024 года. По решению Министерства социального развития Оренбургской области от 25.10.2024 года ей была назначена выплата в размере 10 000 руб.

Принимая во внимание надлежащее извещение сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя истца - помощника прокурора Ленинского района г. Орска Нурсеитову Д.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Указом Губернатора Оренбургской области от 04.04.2024 года № 103-УК «О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера» обстановка, возникшая в Оренбургской области в результате прохождения весеннего паводка в 2024 году, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера.

Решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций № 2 от 07.04.2024 года ситуация на территории Оренбургской области отнесена к чрезвычайным ситуациям федерального характера.

В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального закона «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Согласно требованиям пункта 8 части 1 ст. 7 Закона Оренбургской области от 28.02.2022 года №235/90-VII-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера», к полномочиям правительства Оренбургской области в области защиты населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций относится, в том числе, принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам, без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В целях оказания социальной помощи гражданам, пострадавшим в период паводка, постановлением Правительства Оренбургской области от 31.01.2023 г. №85-пп утверждено положение об оказании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 3 Положения право на получение единовременной материальной помощи имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане (на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации) и лица без гражданства, проживающие на дату введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, расположенных на территории Оренбургской области и попавших в зону чрезвычайной ситуации, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности (далее - граждане).

В силу п. 6 Положения, единовременная материальная помощь гражданину оказывается из расчета:

25000 руб. на человека – при установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина, обусловленного невозможностью проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, по причине повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания (жилого помещения),

15000 руб. – в иных случаях установления факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина при чрезвычайной ситуации, проживающего в жилом доме, находящемся в границах зоны чрезвычайной ситуации.

В соответствии с абз. 7 п. 13 Положения о Министерстве социального развития Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 г. №183-ук, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет социальные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Оренбургской области.

Судом установлено, что Кузнецова Е.В. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое находилось в зоне чрезвычайной ситуации. В указанном жилом помещении нарушены условия жизнедеятельности истца в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенним паводком в период с 04.04.2024 года, а именно, отсутствовали коммунальные ресурсы.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований о признании факта нарушения условий жизнедеятельности Кузнецовой Е.В., проживающей по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации, вызванной в результате прохождения весеннего паводка, в период с 04.04.2024 года

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, учитывая, что факт нарушения условий жизнедеятельности истца в жилом помещении по адресу: <адрес>, установлен, суд приходит к выводу, что истец имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 15 000 руб., предусмотренной постановлением правительства Оренбургской области от 31.01.2023 г. №85-пп «О единовременной материальной помощи и единовременных пособиях гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области» вследствие нарушения условий жизнедеятельности гражданина при чрезвычайной ситуации, проживающего в жилом доме, находящемся в границах зоны чрезвычайной ситуации.

При этом, суд учитывает тот факт, что единовременная материальная помощь выплачена Кузнецовой Е.В. частично в размере 10 000 руб.

Вместе с тем, суд считает, что ГАУСО «КЦСОН» в г.Орске, администрация г. Орска и администрация Ленинского района г. Орска не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку принятие решений об установлении факта проживания, факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина, о признании за гражданином права на получение единовременной материальной помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области не находится в их компетенции. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований прокурора к ГАУСО «КЦСОН» в г.Орске, администрации г. Орска и администрация Ленинского района г. Орска следует отказать.

В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению, что соответствует положениям ст. 212 ГПК РФ, поскольку необходимость его исполнения обусловлена особыми обстоятельствами, вызванными чрезвычайной ситуацией федерального характера, а промедление исполнения может привести к нарушению прав граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение мер социальной поддержки, гарантированных государством.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление прокурора Ленинского района города Орска, действующего в интересах Кузнецовой Е. В., к Министерству социального развития Оренбургской области, администрации г. Орска о признании факта нарушения условий жизнедеятельности, признании права на получение единовременной материальной помощи, — удовлетворить.

Установить факт нарушения условий жизнедеятельности Кузнецовой Е. В., ДД.ММ.ГГГГ рождения (паспорт <данные изъяты>), в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением весеннего паводка, в период с 04.04.2024 года.

Признать за Кузнецовой Е. В., ДД.ММ.ГГГГ рождения (паспорт <данные изъяты>), право на получение единовременной материальной помощи в размере 15 000 руб., предусмотренной Постановлением правительства Оренбургской области от 31.01.2023 г. №85-пп «О единовременной материальной помощи и единовременных пособиях гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области» вследствие нарушения условий жизнедеятельности гражданина при чрезвычайной ситуации, проживающего в жилом доме, находящемся в границах зоны чрезвычайной ситуации.

Решение суда является основанием для осуществления Министерством социального развития Оренбургской области доплаты в пользу Кузнецовой Е. В., ДД.ММ.ГГГГ рождения (паспорт <данные изъяты>) единовременной материальной помощи в сумме 5 000 рублей, в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 31.01.2023 года № 85-пп.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района города Орска, действующего в интересах Кузнецовой Е. В., в остальной части отказать.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 04.12.2024 года.

Судья     Е.В. Клейн

07.11.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2024Передача материалов судье
14.11.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2024Судебное заседание
04.12.2024Судебное заседание
04.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2024Дело оформлено
04.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее