Решение от 23.11.2023 по делу № 33-2932/2023 от 02.10.2023

Судья Струнгарь А.Н. Дело № 2-6115/2023

№ 33-2932/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Фроловой Ж.А.,

судей Коуровой В.Е., Доставаловой В.В.,

при секретаре судебного заседания Кычевой Е.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 23ноября2023г. гражданское дело по иску Игнатьевой М.В. к Администрации города Кургана об оспаривании постановления о снятии с учета граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности

по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 3 июля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Коуровой В.Е. об обстоятельствах дела, пояснения явившихся участников процесса, судебная коллегия

установила:

Игнатьева М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Кургана (далее – Администрация г. Кургана) о признании незаконным и отмене постановления Администрации г. Кургана от 27марта2023г., которым она была снята с учета граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В обоснование заявленных требований с учетом их изменения указывала, что вышеуказанным постановлением она снята с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, в связи с выявлением в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет. Полагала, что указанное постановление является незаконным, поскольку противоречит ст. ст. 51, 52, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает гарантированное ст.40 Конституции Российской Федерации ее право на жилище. При этом решение принято с нарушением ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, так оспариваемое решение не содержит указания на конкретные обстоятельства, которые послужили основанием для его вынесения, ссылка на п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации носит формальный характер. Кроме того, данное постановление в установленный срок в ее адрес не направлялось. О принятии данного постановления ей стало известно только 17 апреля 2023 г. в судебном заседании по гражданскому делу № 2-103/2023 после приобщения этого постановления в дело представителем ГУ МЧС России по Курганской области.

Просила признать незаконным и отменить постановление Администрации г.Кургана от 27марта2023г., которым она была снята с учета граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать ответчика восстановить ее на этом учете.

Определением Курганского городского суда Курганской области от 14июня2023 г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства. Производство по делу в порядке административного судопроизводства прекращено.

В судебном заседании суда первой инстанции истец Игнатьева М.В. и ее представитель Ворошилов А.В. на доводах заявленных требований настаивали, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г. Кургана – Борисова Ю.С. с заявленными требованиями не соглашалась, просила в иске отказать.

Представитель третьего лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области (далее – ГУМЧС России по Курганской области) – Созонова Т.В. поддерживала позицию Администрации г. Кургана.

Третьи лица Солдаткина А.А., Игнатьев А.А., представитель третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещались надлежащим образом.

Курганским городским судом Курганской области 3 июля 2023 г. постановлено решение, которым исковые требования Игнатьевой М.В. удовлетворены. Признано незаконным постановление Администрации г.Кургана от 27 марта 2023 г. № 2210 «О снятии Игнатьевой М.В. с учета граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении», с возложением на Администрацию г. Кургана обязанности по восстановлению Игнатьевой М.В. в очереди нуждающихся в жилом помещении.

Администрацией г. Кургана подана апелляционная жалоба и дополнения к ней, в которых она просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что по сообщению ГУ МЧС России по Курганской области в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства была проведена проверка на наличие оснований у Игнатьевой М.В. нахождения на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. По результатам проверки установлено, что Игнатьевой М.В. при постановке на учет предоставлены сведения, не соответствующие действительности (неполные, недостоверные), послужившие основанием для принятия на учет. Согласно адресным справкам по адресу: <адрес> зарегистрированы: Игнатьева М.В., Солдаткина А.А., Игнатьев А.А. Между тем, как следует из выписок из ЕГРН у Игнатьева А.А. имеется в собственности 5 жилых помещений (площадью <...> кв.м, <...> кв.м, <...> кв.м, <...> кв.м, <...> кв.м), у Солдаткиной А.А. с 12 декабря 2016 г. по 30 января 2019 г. имелось в собственности 1 жилое помещение площадью 30кв.м, у Игнатьевой М.В. имеется в собственности 1/2 доли в жилом помещении площадью <...> кв.м. Таким образом, по результатам проверки было установлено, что на момент подачи заявления Игнатьевой М.В. о постановке на учет ее семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении были предоставлены недостоверные сведения, оснований для признания малоимущими и постановке на учет Игнатьевой М.В. и членов ее семьи не имелось. Между тем, суд, удовлетворяя исковые требования, подменил полномочия органа местного самоуправления в части признания малоимущим гражданина. Указывает, что о данном решении Игнатьева М.В. была уведомлена письмом от 28февраля 2023 г. Также судом произведено неправильное толкование положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагает необоснованным вывод суда об отсутствии умышленных действий Игнатьевой М.В. и членов ее семьи, свидетельствующих о совершении их с целью постановки на учет в качестве нуждающихся. Считает, что умышленность и недобросовестность истца подтверждается тем, что в заявлении о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении от 5декабря2021г. ею было указано об отсутствии действий и гражданско-правовых сделках с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых помещений или к их отчуждению за последние 5 лет, предшествующие подаче заявления. Судом указанным доводам не дано правовой оценки.

Определением от 19 октября 2023 г. судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда перешла к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции, в соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Игнатьева М.В., ее представитель Ворошилов А.В. на заявленных требованиях настаивали, с доводами апелляционной жалобы ответчика не соглашались.

Представитель третьего лица – ГУ МЧС России по Курганской области – Чудинова П.В. доводы апелляционной жалобы Администрации г. Кургана поддержала.

Третье лицо Игнатьев А.А. просил требования Игнатьевой М.В. удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в связи с нарушением норм процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Так, безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения (п.7ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Установлено, что в нарушение положений ст. ст. 192, 194, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалах дела отсутствует объявленная резолютивная часть решения суда с подписью судьи, рассматривавшего дела, указание на оглашение которой имеется в последнем протоколе судебного заседания.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает установленным факт нарушения судом первой инстанции правила о тайне совещания судей при принятии решения.

При отмене решения судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования Игнатьевой М.В., исходя из следующего.

Конституция Российской Федерации, признавая право каждого на жилище, возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность создания условий для его осуществления и предусматривает возможность предоставления жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

В развитие приведенного положения Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает право получить жилое помещение по договору социального найма малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным данным кодексом основаниям, из муниципального жилищного фонда (ч. 2 ст. 49).

Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч. ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Решением Курганской городской Думы от 2 ноября 2005 г. № 250 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в Администрацию города Кургана в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 13 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

В соответствии с ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии; при этом с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (ч. ч. 3, 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Аналогичные положения содержит ст. 4 Закона Курганской области от 7сентября2005 г. № 66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области».

В заявлении о принятии на учет гражданин указывает совместно проживающих с ним членов его семьи, а также сведения о действиях и гражданско-правовых сделках с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению за последние пять лет. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи (абзац второй п. 3 ст. 4 Закона Курганской области).

Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что для принятия решения о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, помимо заявления о принятии на учет, необходимы следующие документы: 1)паспорт гражданина или иной документ, удостоверяющий его личность; 2)документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.); 3) при наличии - технический паспорт на дом; 4) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.), при наличии жилого помещения; 5) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах заявителя и каждого члена его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества по месту жительства заявителя; 6) справка в отношении заявителя и каждого члена его семьи из организации (органа), осуществляющей (осуществляющего) технический учет жилищного фонда, о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту жительства заявителя.

В силу п. 1 ст. 5 Закона Курганской области в заявлении о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях указывается просьба о признании их малоимущими, за исключением иных определенных федеральным законом и настоящим Законом категорий граждан.

Пунктом 2 ст. 5 указанного Закона предусмотрено, что граждане, указанные в п. 1 настоящей статьи, одновременно с документами, предусмотренными ст. 4 настоящего Закона, представляют следующие документы, в случае, если они (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций: 1) копии документов, подтверждающих правовые основания владения заявителем и членами его семьи подлежащим налогообложению движимым и недвижимым имуществом на праве собственности; 2) документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи; 3) копии документов, подтверждающих сведения о стоимости принадлежащего на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи налогооблагаемого движимого и недвижимого имущества, в случае, если предоставление указанных документов предусмотрено постановлением Правительства Курганской области, принятым в соответствии с п. 4 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления вправе проверить достоверность сведений, указанных в документах, предусмотренных п. 2 настоящей статьи (п. 3 ст. 5 Закона Курганской области).

Согласно п. 1 ст. 6 Закона Курганской области решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам предусмотренных ст. ст. 4, 5 настоящего Закона документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.

Таким образом, отдельного решения о признании гражданина малоимущим орган местного самоуправления не выносит, оценка его материального положения производится в ходе рассмотрения заявления о принятии на учет, соответственно решение о постановке гражданина на учет свидетельствует о наличии оснований для признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения и малоимущим.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В силу ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Аналогичные положения содержатся в п. п. 6 п. 1, п. 2 ст. 11 Закона Курганской области от 7сентября 2005 г. № 66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области».

Из материалов дела следует, что Игнатьева М.В. с 1 июня 1998 г. зарегистрирована и проживает в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, относящемся к специализированному жилищному фонду, находящемуся в оперативном управлении ГУ МЧС России по Курганской области. Вместе с ней с 12сентября2003 г. зарегистрирована и проживает ее дочь – Солдаткина А.А., что подтверждается показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Ноговицыной Н.Н. и Криволаповой О.В.

По информации отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Курганской области от 1 ноября 2023 г., предоставленной в материалы дела по запросу судебной коллегии, сын Игнатьевой М.В. – Игнатьев А.А., <...> рождения, в период с 16июля 1995 г. по 4 мая 2023 г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>; с 4мая 2023 г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Из материалов дела также видно, что 15 апреля 2022 г. в Курганский городской суд Курганской области Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области подано исковое заявление о признании Игнатьевой М.В., Игнатьева А.А. и СолдаткинойА.А. прекратившими право пользования жилым помещением , расположенным по адресу: <адрес>; возложении обязанности по освобождению указанного жилого помещения, которое принято к производству суда.

21 апреля 2022 г. Игнатьева М.В. обратилась в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана с заявлением о признании ее и членов ее семьи малоимущими и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с малой жилой площадью. В качестве совместно проживающих членов семьи ею указана дочь – Солдаткина А.А., <...> рождения.

По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости Игнатьевой М.В. на основании договора купли-продажи от 16 июня2012 г. на праве собственности принадлежит 1/2 доля в праве общедолевой собственности на жилое помещение общей площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; за Солдаткиной А.А. право собственности не зарегистрировано.

Согласно справке специалиста Администрации г. Кургана от 25 мая 2022 г. у Игнатьевой М.В. жилая площадь составляет более учетной нормы (16,5 кв.м на человека); отсутствуют документы о доходах, результат – отказ, поскольку жилая площадь составляет более учетной нормы.

Постановлением Администрации г. Кургана от 7 июня 2022 г. № 3651 Игнатьевой М.В. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

5 декабря 2022 г. Игнатьева М.В. вновь обратилась в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана с заявлением о признании ее и членов ее семьи малоимущими и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с малой жилой площадью, указав в качестве члена своей семьи проживающую с ней дочь Солдаткину А.А., приложив к заявлению документы, в том числе содержащие необходимые сведения о доходах и имуществе.

Постановлением Администрации г. Кургана от 28 декабря 2022 г. № 9847 Игнатьева М.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, присвоен номер очереди – 7617, о чем последняя была уведомлена 30 декабря 2022г.

Как видно из материалов учетного дела Игнатьевой М.В., представленных по запросу судебной коллегии, 17 марта 2023 г. в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана поступила информация из Главного управления МЧС России по Курганской области, из содержания которой следовало, что по данным из Единого государственного реестра недвижимости у Игнатьева А.А., являющегося сыном Игнатьевой М.В. и зарегистрированного по адресу: <адрес>, имеются в собственности следующие жилые помещения: жилое помещение площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, жилое помещение площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, жилое помещение площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. У Игнатьевой М.В. имеется в собственности 1/2 доля в праве общедолевой собственности на жилое помещение площадью <...>.м, расположенное по адресу: <адрес>.

При этом постановлением Администрации г. Кургана от 27 марта 2023 г. №2210 Игнатьева М.В. с дочерью Солдаткиной А.А. сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет (п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 6 ч. 1 ст. 11 Закона Курганской области от 7сентября 2005 г. № 66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области»).

28 марта 2023 г. в адрес Игнатьевой М.В. направлено уведомление о снятии ее с учета граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении по указанным основаниям.

Поскольку в постановлении не конкретизировано, о каких документах, содержащих не соответствующие действительности сведения и представленных заявителем, идет речь, то данные обстоятельства устанавливались судом из пояснений представителя ответчика Администрации г. Кургана в судебном заседании.

В частности, установлено, что основанием для снятия Игнатьевой М.В. с учета явилось не указание ею в заявлении в качестве члена семьи сына Игнатьева А.А., зарегистрированного в жилом помещении, в котором проживает ИгнатьеваМ.В., а также сведений об отчуждении ее дочерью Солдаткиной А.А. в 2019 г. жилого помещения площадью 30 кв.м по адресу: Курганская область, Кетовский район, СНТ «Калинка». Указанные сведения являлись существенными и повлияли на определение нуждаемости заявителя, в случае учета площадей всех жилых помещений, принадлежащих Игнатьевой М.В., Игнатьеву А.А., Солдаткиной А.А., обеспеченность указанных лиц общей площадью жилого помещения превышает учетную норму.

Оспаривая снятие с учета путем подачи настоящего искового заявления, истец Игнатьева М.В. поясняла, что не указала сына ИгнатьеваА.А. в заявлении, поскольку он на дату его подачи совместно с ней не проживал и не являлся членом ее семьи.

Условия и порядок признания членом семьи определяются нормами жилищного законодательства, подлежащими применению к спорным правоотношениям.

Члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с ч.5ст. 100 и ч. ч. 2 - 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется (ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 11 постановления от 2июля 2009 г. № 14 разъяснил, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения следует разрешать с учетом положений приведенной выше нормы, исходя из того, что для признания перечисленных в ней лиц членами семьи собственника жилого помещения достаточно установления только факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки (п. «а»).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28июня2022г. № 1655-О подчеркнул, что ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, не предполагающая произвольного отнесения граждан к членам семьи собственника жилого помещения, допускает возможность признания членами семьи собственника только совместно проживающих с ним граждан.

Как следует из разъяснений, изложенных в абзаце шестом п. 11 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Конституционный Суд Российской Федерации также обращал внимание, что место жительства гражданина может быть установлено судом общей юрисдикции на основе юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (определения от 5 октября 2000 г. № 199-О, от 27мая2010 г. № 741-О-О).

Как следует из пояснений самого Игнатьева А.А., а также допрошенных в судебном заседании суда первой и апелляционной инстанций свидетелей Криволаповой О.В., Ноговицыной Н.Н., Усовой Т.Ю., он с 2019 г. постоянно проживает в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей ему на праве собственности по договору купли-продажи от 20ноября 2019 г. Указанное также подтверждается тем, что 4 мая 2023 г. ИгнатьевА.А. встал на регистрационный учет по данному адресу по месту жительства.

Таким образом, поскольку Игнатьев А.А. на момент подачи заявления Игнатьевой М.В. совместно с ней не проживал, то в силу указанных выше норм права не являлся членом ее семьи, оснований для указания его в заявлении не имелось, равно как и для предоставления сведений о наличии у него в собственности жилых помещений, подлежащих учету при решении вопроса о постановке на учет.

Кроме того, судебная коллегия также не может согласиться с тем, что не указание Игнатьевой М.В. в заявлении сведений об отчуждении ее дочерью Солдаткиной А.А. в январе 2019 г. жилого помещения площадью 30 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, могло послужить основанием для снятия Игнатьевой М.В. и ее дочери с учета нуждающихся.

Исходя из смысла положений п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, под не соответствующими действительности сведениями понимаются не любые сведения, содержащиеся в документах, а лишь те, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из материалов учетного дела, при принятии Игнатьевой М.В. на учет у органа местного самоуправления имелась выписка из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 16 мая 2022 г. в отношении Солдаткиной А.А., в которой содержались данные об отчуждении ею спорного помещения. Таким образом, указанные сведения имелись в распоряжении уполномоченного органа, и их не указание в заявлении не повлияло на постановку на учет.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на указанный учет не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

По смыслу приведенной нормы ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, то есть если гражданин, ранее не отвечающий критериям нуждаемости в жилом помещении, в результате указанных действий стал нуждающимся в обеспечении жильем.

Из материалов дела следует, что продажа жилого помещения СолдаткинойА.А. была произведена в январе 2019 г., а Игнатьева М.В. обратилась с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении спустя 3 года, первоначально 21апреля 2022 г., затем – 5 декабря 2022 г., при этом обращение с заявлением о постановке на учет обусловлено подачей 15апреля2022г. искового заявления ГУМЧС России по Курганской области о признании Игнатьевых М.В., А.А. и СолдаткинойА.А. прекратившими право пользования служебным жилым помещением, возложении обязанности по освобождению жилого помещения. При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, действия Солдаткиной А.А., связанные с отчуждением жилого помещения в январе 2019 г., в данном случае не могут свидетельствовать о совершении их с целью постановки на учет в качестве нуждающейся и намеренном ухудшении жилищных условий.

Таким образом, судебная коллегия считает, что не указание в заявлении на факт отчуждения СолдаткинойА.А. принадлежащего ей жилого помещения не является основанием для снятия с учета нуждающихся Игнатьевой М.В. и ее дочери.

На основании изложенного, исковые требования Игнатьевой М.В. о признании постановления Администрации г. Кургана от 27 марта 2023 г. № 2210 «О снятии Игнатьевой М.В. с учета граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении» незаконным, возложении обязанности по ее восстановлению на учете подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 3июля2023г. отменить.

Исковые требования Игнатьевой М.В. удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации города Кургана от 27марта2023 г. № 2210 «О снятии Игнатьевой М.В. с учета граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении».

Возложить на Администрацию города Кургана обязанность восстановить Игнатьеву М.В. на учете граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Судья-председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 ноября 2023 г.

Судья Струнгарь А.Н. Дело № 2-6115/2023

№ 33-2932/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Фроловой Ж.А.,

судей Коуровой В.Е., Доставаловой В.В.,

при секретаре судебного заседания Кычевой Е.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 23ноября2023г. гражданское дело по иску Игнатьевой М.В. к Администрации города Кургана об оспаривании постановления о снятии с учета граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности

по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 3 июля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Коуровой В.Е. об обстоятельствах дела, пояснения явившихся участников процесса, судебная коллегия

установила:

Игнатьева М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Кургана (далее – Администрация г. Кургана) о признании незаконным и отмене постановления Администрации г. Кургана от 27марта2023г., которым она была снята с учета граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В обоснование заявленных требований с учетом их изменения указывала, что вышеуказанным постановлением она снята с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, в связи с выявлением в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет. Полагала, что указанное постановление является незаконным, поскольку противоречит ст. ст. 51, 52, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает гарантированное ст.40 Конституции Российской Федерации ее право на жилище. При этом решение принято с нарушением ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, так оспариваемое решение не содержит указания на конкретные обстоятельства, которые послужили основанием для его вынесения, ссылка на п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации носит формальный характер. Кроме того, данное постановление в установленный срок в ее адрес не направлялось. О принятии данного постановления ей стало известно только 17 апреля 2023 г. в судебном заседании по гражданскому делу № 2-103/2023 после приобщения этого постановления в дело представителем ГУ МЧС России по Курганской области.

Просила признать незаконным и отменить постановление Администрации г.Кургана от 27марта2023г., которым она была снята с учета граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать ответчика восстановить ее на этом учете.

Определением Курганского городского суда Курганской области от 14июня2023 г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства. Производство по делу в порядке административного судопроизводства прекращено.

В судебном заседании суда первой инстанции истец Игнатьева М.В. и ее представитель Ворошилов А.В. на доводах заявленных требований настаивали, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г. Кургана – Борисова Ю.С. с заявленными требованиями не соглашалась, просила в иске отказать.

Представитель третьего лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области (далее – ГУМЧС России по Курганской области) – Созонова Т.В. поддерживала позицию Администрации г. Кургана.

Третьи лица Солдаткина А.А., Игнатьев А.А., представитель третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещались надлежащим образом.

Курганским городским судом Курганской области 3 июля 2023 г. постановлено решение, которым исковые требования Игнатьевой М.В. удовлетворены. Признано незаконным постановление Администрации г.Кургана от 27 марта 2023 г. № 2210 «О снятии Игнатьевой М.В. с учета граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении», с возложением на Администрацию г. Кургана обязанности по восстановлению Игнатьевой М.В. в очереди нуждающихся в жилом помещении.

Администрацией г. Кургана подана апелляционная жалоба и дополнения к ней, в которых она просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что по сообщению ГУ МЧС России по Курганской области в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства была проведена проверка на наличие оснований у Игнатьевой М.В. нахождения на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. По результатам проверки установлено, что Игнатьевой М.В. при постановке на учет предоставлены сведения, не соответствующие действительности (неполные, недостоверные), послужившие основанием для принятия на учет. Согласно адресным справкам по адресу: <адрес> зарегистрированы: Игнатьева М.В., Солдаткина А.А., Игнатьев А.А. Между тем, как следует из выписок из ЕГРН у Игнатьева А.А. имеется в собственности 5 жилых помещений (площадью <...> кв.м, <...> кв.м, <...> кв.м, <...> кв.м, <...> кв.м), у Солдаткиной А.А. с 12 декабря 2016 г. по 30 января 2019 г. имелось в собственности 1 жилое помещение площадью 30кв.м, у Игнатьевой М.В. имеется в собственности 1/2 доли в жилом помещении площадью <...> кв.м. Таким образом, по результатам проверки было установлено, что на момент подачи заявления Игнатьевой М.В. о постановке на учет ее семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении были предоставлены недостоверные сведения, оснований для признания малоимущими и постановке на учет Игнатьевой М.В. и членов ее семьи не имелось. Между тем, суд, удовлетворяя исковые требования, подменил полномочия органа местного самоуправления в части признания малоимущим гражданина. Указывает, что о данном решении Игнатьева М.В. была уведомлена письмом от 28февраля 2023 г. Также судом произведено неправильное толкование положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагает необоснованным вывод суда об отсутствии умышленных действий Игнатьевой М.В. и членов ее семьи, свидетельствующих о совершении их с целью постановки на учет в качестве нуждающихся. Считает, что умышленность и недобросовестность истца подтверждается тем, что в заявлении о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении от 5декабря2021г. ею было указано об отсутствии действий и гражданско-правовых сделках с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых помещений или к их отчуждению за последние 5 лет, предшествующие подаче заявления. Судом указанным доводам не дано правовой оценки.

Определением от 19 октября 2023 г. судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда перешла к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции, в соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Игнатьева М.В., ее представитель Ворошилов А.В. на заявленных требованиях настаивали, с доводами апелляционной жалобы ответчика не соглашались.

Представитель третьего лица – ГУ МЧС России по Курганской области – Чудинова П.В. доводы апелляционной жалобы Администрации г. Кургана поддержала.

Третье лицо Игнатьев А.А. просил требования Игнатьевой М.В. удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в связи с нарушением норм процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Так, безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения (п.7ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Установлено, что в нарушение положений ст. ст. 192, 194, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалах дела отсутствует объявленная резолютивная часть решения суда с подписью судьи, рассматривавшего дела, указание на оглашение которой имеется в последнем протоколе судебного заседания.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает установленным факт нарушения судом первой инстанции правила о тайне совещания судей при принятии решения.

При отмене решения судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования Игнатьевой М.В., исходя из следующего.

Конституция Российской Федерации, признавая право каждого на жилище, возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность создания условий для его осуществления и предусматривает возможность предоставления жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

В развитие приведенного положения Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает право получить жилое помещение по договору социального найма малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным данным кодексом основаниям, из муниципального жилищного фонда (ч. 2 ст. 49).

Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч. ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Решением Курганской городской Думы от 2 ноября 2005 г. № 250 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в Администрацию города Кургана в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 13 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

В соответствии с ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии; при этом с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (ч. ч. 3, 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Аналогичные положения содержит ст. 4 Закона Курганской области от 7сентября2005 г. № 66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области».

В заявлении о принятии на учет гражданин указывает совместно проживающих с ним членов его семьи, а также сведения о действиях и гражданско-правовых сделках с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению за последние пять лет. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи (абзац второй п. 3 ст. 4 Закона Курганской области).

Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что для принятия решения о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, помимо заявления о принятии на учет, необходимы следующие документы: 1)паспорт гражданина или иной документ, удостоверяющий его личность; 2)документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.); 3) при наличии - технический паспорт на дом; 4) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.), при наличии жилого помещения; 5) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах заявителя и каждого члена его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества по месту жительства заявителя; 6) справка в отношении заявителя и каждого члена его семьи из организации (органа), осуществляющей (осуществляющего) технический учет жилищного фонда, о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту жительства заявителя.

В силу п. 1 ст. 5 Закона Курганской области в заявлении о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях указывается просьба о признании их малоимущими, за исключением иных определенных федеральным законом и настоящим Законом категорий граждан.

Пунктом 2 ст. 5 указанного Закона предусмотрено, что граждане, указанные в п. 1 настоящей статьи, одновременно с документами, предусмотренными ст. 4 настоящего Закона, представляют следующие документы, в случае, если они (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций: 1) копии документов, подтверждающих правовые основания владения заявителем и членами его семьи подлежащим налогообложению движимым и недвижимым имуществом на праве собственности; 2) документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи; 3) копии документов, подтверждающих сведения о стоимости принадлежащего на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи налогооблагаемого движимого и недвижимого имущества, в случае, если предоставление указанных документов предусмотрено постановлением Правительства Курганской области, принятым в соответствии с п. 4 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления вправе проверить достоверность сведений, указанных в документах, предусмотренных п. 2 настоящей статьи (п. 3 ст. 5 Закона Курганской области).

Согласно п. 1 ст. 6 Закона Курганской области решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам предусмотренных ст. ст. 4, 5 настоящего Закона документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.

Таким образом, отдельного решения о признании гражданина малоимущим орган местного самоуправления не выносит, оценка его материального положения производится в ходе рассмотрения заявления о принятии на учет, соответственно решение о постановке гражданина на учет свидетельствует о наличии оснований для признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения и малоимущим.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В силу ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Аналогичные положения содержатся в п. п. 6 п. 1, п. 2 ст. 11 Закона Курганской области от 7сентября 2005 г. № 66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области».

Из материалов дела следует, что Игнатьева М.В. с 1 июня 1998 г. зарегистрирована и проживает в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, относящемся к специализированному жилищному фонду, находящемуся в оперативном управлении ГУ МЧС России по Курганской области. Вместе с ней с 12сентября2003 г. зарегистрирована и проживает ее дочь – Солдаткина А.А., что подтверждается показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Ноговицыной Н.Н. и Криволаповой О.В.

По информации отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Курганской области от 1 ноября 2023 г., предоставленной в материалы дела по запросу судебной коллегии, сын Игнатьевой М.В. – Игнатьев А.А., <...> рождения, в период с 16июля 1995 г. по 4 мая 2023 г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>; с 4мая 2023 г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Из материалов дела также видно, что 15 апреля 2022 г. в Курганский городской суд Курганской области Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области подано исковое заявление о признании Игнатьевой М.В., Игнатьева А.А. и СолдаткинойА.А. прекратившими право пользования жилым помещением , расположенным по адресу: <адрес>; возложении обязанности по освобождению указанного жилого помещения, которое принято к производству суда.

21 апреля 2022 г. Игнатьева М.В. обратилась в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана с заявлением о признании ее и членов ее семьи малоимущими и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с малой жилой площадью. В качестве совместно проживающих членов семьи ею указана дочь – Солдаткина А.А., <...> рождения.

По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости Игнатьевой М.В. на основании договора купли-продажи от 16 июня2012 г. на праве собственности принадлежит 1/2 доля в праве общедолевой собственности на жилое помещение общей площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; за Солдаткиной А.А. право собственности не зарегистрировано.

Согласно справке специалиста Администрации г. Кургана от 25 мая 2022 г. у Игнатьевой М.В. жилая площадь составляет более учетной нормы (16,5 кв.м на человека); отсутствуют документы о доходах, результат – отказ, поскольку жилая площадь составляет более учетной нормы.

Постановлением Администрации г. Кургана от 7 июня 2022 г. № 3651 Игнатьевой М.В. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

5 декабря 2022 г. Игнатьева М.В. вновь обратилась в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана с заявлением о признании ее и членов ее семьи малоимущими и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с малой жилой площадью, указав в качестве члена своей семьи проживающую с ней дочь Солдаткину А.А., приложив к заявлению документы, в том числе содержащие необходимые сведения о доходах и имуществе.

Постановлением Администрации г. Кургана от 28 декабря 2022 г. № 9847 Игнатьева М.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, присвоен номер очереди – 7617, о чем последняя была уведомлена 30 декабря 2022г.

Как видно из материалов учетного дела Игнатьевой М.В., представленных по запросу судебной коллегии, 17 марта 2023 г. в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана поступила информация из Главного управления МЧС России по Курганской области, из содержания которой следовало, что по данным из Единого государственного реестра недвижимости у Игнатьева А.А., являющегося сыном Игнатьевой М.В. и зарегистрированного по адресу: <адрес>, имеются в собственности следующие жилые помещения: жилое помещение площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, жилое помещение площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, жилое помещение площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. У Игнатьевой М.В. имеется в собственности 1/2 доля в праве общедолевой собственности на жилое помещение площадью <...>.м, расположенное по адресу: <адрес>.

При этом постановлением Администрации г. Кургана от 27 марта 2023 г. №2210 Игнатьева М.В. с дочерью Солдаткиной А.А. сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет (п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 6 ч. 1 ст. 11 Закона Курганской области от 7сентября 2005 г. № 66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области»).

28 марта 2023 г. в адрес Игнатьевой М.В. направлено уведомление о снятии ее с учета граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении по указанным основаниям.

Поскольку в постановлении не конкретизировано, о каких документах, содержащих не соответствующие действительности сведения и представленных заявителем, идет речь, то данные обстоятельства устанавливались судом из пояснений представителя ответчика Администрации г. Кургана в судебном заседании.

В частности, установлено, что основанием для снятия Игнатьевой М.В. с учета явилось не указание ею в заявлении в качестве члена семьи сына Игнатьева А.А., зарегистрированного в жилом помещении, в котором проживает ИгнатьеваМ.В., а также сведений об отчуждении ее дочерью Солдаткиной А.А. в 2019 г. жилого помещения площадью 30 кв.м по адресу: Курганская область, Кетовский район, СНТ «Калинка». Указанные сведения являлись существенными и повлияли на определение нуждаемости заявителя, в случае учета площадей всех жилых помещений, принадлежащих Игнатьевой М.В., Игнатьеву А.А., Солдаткиной А.А., обеспеченность указанных лиц общей площадью жилого помещения превышает учетную норму.

Оспаривая снятие с учета путем подачи настоящего искового заявления, истец Игнатьева М.В. поясняла, что не указала сына ИгнатьеваА.А. в заявлении, поскольку он на дату его подачи совместно с ней не проживал и не являлся членом ее семьи.

Условия и порядок признания членом семьи определяются нормами жилищного законодательства, подлежащими применению к спорным правоотношениям.

Члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с ч.5ст. 100 и ч. ч. 2 - 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется (ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 11 постановления от 2июля 2009 г. № 14 разъяснил, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения следует разрешать с учетом положений приведенной выше нормы, исходя из того, что для признания перечисленных в ней лиц членами семьи собственника жилого помещения достаточно установления только факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки (п. «а»).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28июня2022г. № 1655-О подчеркнул, что ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, не предполагающая произвольного отнесения граждан к членам семьи собственника жилого помещения, допускает возможность признания членами семьи собственника только совместно проживающих с ним граждан.

Как следует из разъяснений, изложенных в абзаце шестом п. 11 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Конституционный Суд Российской Федерации также обращал внимание, что место жительства гражданина может быть установлено судом общей юрисдикции на основе юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (определения от 5 октября 2000 г. № 199-О, от 27мая2010 г. № 741-О-О).

Как следует из пояснений самого Игнатьева А.А., а также допрошенных в судебном заседании суда первой и апелляционной инстанций свидетелей Криволаповой О.В., Ноговицыной Н.Н., Усовой Т.Ю., он с 2019 г. постоянно проживает в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей ему на праве собственности по договору купли-продажи от 20ноября 2019 г. Указанное также подтверждается тем, что 4 мая 2023 г. ИгнатьевА.А. встал на регистрационный учет по данному адресу по месту жительства.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ 2019 ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 30 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 6 ░. 1 ░░. 56 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 16 ░░░ 2022 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░.

░░░░░░░░ ░░. 53 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2019 ░., ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ 21░░░░░░ 2022 ░., ░░░░░ – 5 ░░░░░░░ 2022 ░., ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 15░░░░░░2022░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2019 ░., ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░ 2023 ░. № 2210 «░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 328, 329, 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 3░░░░2023░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27░░░░░2023 ░. № 2210 «░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░».

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2023 ░.

33-2932/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Игнатьева Марина Владимировна
Ответчики
АДМИНИСТРАЦИЯ Г КУРГАНА
Другие
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана
Солдаткина Анастасия Александровна
Ворошилов Антон Валерьевич
Суд
Курганский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.krg.sudrf.ru
02.10.2023Передача дела судье
19.10.2023Судебное заседание
19.10.2023Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
09.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Судебное заседание
29.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2023Передано в экспедицию
23.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее