Дело -----
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата года г.Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Савельевой В.В.,
при секретаре судебного заседания Прокопьевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары Чурбановой Е.А. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республики о признании информации, размещенной на Интернет-странице, запрещенной к распространению,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары Столярова Э.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республики о признании информации о круглосуточной дистанционной реализации алкогольной продукции, размещенную на Интернет-страницах: 1. ------ 2. ------ 3. ------ 4. ------, информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.
В обосновании иска указано, что в результате проверки выявлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц 4 адреса в сети «Интернет», которые запущены на компьютере: 1. ------ 2. ------ 3. ------ 4. ------.
На данных сайтах указаны конкретные способы доставки и продажи алкогольной продукции в режиме круглосуточного времени, в том числе о получении алкогольной продукции «в подарок» при покупке сувенирной продукции. На интернет сайтах: ------, ------ предлагается круглосуточная доставка алкоголя в подарок при покупке сувенирной продукции. При этом, в способах оформления заказа на сайтах указано на выбор алкогольной продукции из меню в подарок, а система автоматически предлагает сувенирный магнит, соответствующий номиналу спиртного напитка. Указано о необходимости подбора алкогольной, а не сувенирной продукции.
Ссылаясь на Конституцию РФ, а также положения ФЗ ----- от дата Об информации, информационных технологиях и защите информации», указывает, что действующее законодательство предусматривает возможность ограничения распространения информации в сети Интернет в целях защиты конституционных прав и законных интересов граждан и публичных интересов Российской Федерации. Указанные сайты создает угрозу нарушения действующего российского законодательства. В связи с изложенным, заявляет вышеуказанные требования.
В судебное заседание прокуратура Калининского района г.Чебоксары, явку представителя не обеспечила, прокурор Александрова О.Н., заявлением просила рассмотреть данное дело без ее участия, иск поддержала по изложенным в нем основаниям, с учетом дополнений ответчика.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором просит в течение 3 дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии:428020, Чувашская Республика, адрес) для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В ст.2 Федерального закона от дата №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» используются следующие основные понятия:
- информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
- доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;
- предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
В силу ст.3 указанного закона основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе, принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Согласно п.1 ст. 10 закона ----- - ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Прокуратурой Калининского района г.Чебоксары проведена проверка исполнения требований ФЗ от дата № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», то есть проверка Интернет ресурсов, содержащих запрещенную информацию, направленную на противодействие реализации алкогольной продукции в сети «Интернет.
Проверкой выявлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц 4 адреса в сети «Интернет», которые запущены на компьютере: ------ 2. ------ 3. ------ 4. ------.
На данных сайтах указаны конкретные способы доставки и продажи алкогольной продукции в режиме круглосуточного времени, в том числе о получении алкогольной продукции «в подарок» при покупке сувенирной продукции. На интернет сайтах: ------, ------ предлагается круглосуточная доставка алкоголя в подарок при покупке сувенирной продукции. При этом, в способах оформления заказа на сайтах указано на выбор алкогольной продукции из меню в подарок, а система автоматически предлагает сувенирный магнит, соответствующий номиналу спиртного напитка. Указано о необходимости подбора алкогольной, а не сувенирной продукции.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от дата N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее по тексту - Федеральный закон N 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законам требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч.6 ст.10 ФЗ ----- запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статья 16 ФЗ от дата № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» устанавливает особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции. В соответствии с положениями ч.5 вышеуказанной статьи не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Пунктом 1 ст.9 ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Кроме того, в соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от дата ----- «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.
Указанная на Интернет-сайтах информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст.14.16 КоАП РФ), так и уголовная ответственность (ст.151.1 УК РФ) – розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции), может способствовать их совершению, что подтверждается актом осмотра данных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет страницам, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, в соответствии со ст.15.1 закона № 149-ФЗ.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к Интернет - ресурсам, содержащим информацию, в которой указываются конкретные способы доставки и продажи алкогольной продукции в режиме круглосуточного времени, в том числе о получении алкогольной продукции «в подарок» при покупке сувенирной продукции.
Указанный в иске сайт создает угрозу нарушения федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Факт размещения информации, в которой указываются конкретные способы доставки и продажи алкогольной продукции в режиме круглосуточного времени, в том числе о получении алкогольной продукции «в подарок» при покупке сувенирной продукции, подтверждается справкой помощника прокурора района и распечатками скрин-шотов страниц с указанного сайта.
Таким образом, информацию, размещенную на Интернет – страницах: 1. ------ 2. ------ 3. ------ 4. ------ необходимо признать информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В силу п.2 ч.5 ст. 15.1 ФЗ ----- основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи (доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено), является: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора, в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от дата -----.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом п.2 ч.5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать информацию о круглосуточной дистанционной реализации алкогольной продукции, размещенную на Интернет-страницах: 1. ------ 2. ------ 3. ------ 4. ------, информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.
В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии:428020, Чувашская Республика, адрес) для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Судья В.В. Савельева