Дело № 2-1028/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 сентября 2018 года |
с. Улаган |
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Тюхтеневой Т.В., при секретаре Адыкаевой С.Ю., с участием прокурора Улаганского района Тобоева А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Балыктуюльское сельское поселение» об обязании оборудовать на кладбище урну для мусора, площадку для мусоросборников и ограждение,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился прокурор Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Балыктуюльское сельское поселение» об обязании оборудовать на кладбище урну для мусора, площадку для мусоросборников и ограждение.
Требования мотивированы тем, что при проведении проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле на общественных кладбищах Балыктуюльского сельского поселения выявлены нарушения пункта 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружения похоронного значения", а именно не оборудованы урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников с твердым покрытием, не оборудовано ограждение.
В судебном заседании прокурор, поддержал иск по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик администрация МО «Балыктуюльское сельское поселение» извещена о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направила, что не препятствует рассмотрению дела.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 этого же Федерального закона).
В силу ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч. 2 ст. 15 Закона места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2014 года N
136-ФЭ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 14 Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, в том числе, статья дополнена
частью 3, закрепляющей вопросы местного значения сельского поселения, среди которых вопросов, предусмотренных п. 22 ч. 1 данной статьи не
значится.
Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N
131 - ФЗ законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских
поселений указанный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями.
Законом Республики Алтай от 07.07.2015 N 32-P3 "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай" за сельскими поселениями закреплен вопрос местного значения организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, предусмотренный пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-
ФЗ "О погребении и похоронном деле", деятельность на местах погребения
осуществляется в соответствии с санитарными, экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми
органами местного самоуправления (пункт 1).
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны
приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять
меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и
здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (пункт 4).
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года N
8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по
решению специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.06.2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические
требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и
сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются
санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения,
проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе
воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного
назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм
собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением,
проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том
числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами
деятельности (п.п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Установлено, что на территории Балыктуюльского сельского поселения Улаганского района Республики Алтай имеется 2 действующих открытых общественных кладбища, расположенных вблизи с. Балыктуюль и вблизи с.Паспарта.
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения пункта 6.7
СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требований к размещению, устройству
и содержанию кладбищ, зданий и сооружения похоронного значения", а именно: на участке кладбищ, расположенных вблизи с. Балыктуюль и вблизи с.Паспарта не оборудованы урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников с твердым покрытием, не оборудовано ограждение.
Отсутствие площадок приводит к несанкционированному складированию отходов, создает опасность для окружающей среды, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению.
В силу п.п.9 п.1 статьей 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан от уплаты государственной пошлины освобожден.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, также освобождены от уплаты государственной пошлины.
В этой связи и на основании п.4 ст.103 ГПК РФ судебные расходы подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно ст.2 ФЗ от 25.11.2008 г. № 223-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», расходные обязательства Российской Федерации, связанные с реализацией ст. 95, 97 и 103 ГПК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляются за счет ассигнований, предусматриваемых федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год на содержание судов общей юрисдикции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Балыктуюльское сельское поселение» об обязании оборудовать на кладбище урну для мусора, площадку для мусоросборников и ограждение удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Балыктуюльское сельское поселение» в срок до 01.06.2019 года оборудовать на кладбище вблизи с.Балыктуюль и вблизи с.Паспарта Балыктуюльского сельского поселения урны для сбора мусора, площадку для мусоросборников с твердым покрытием и ограждение.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 04 сентября 2018 года.
Председательствующий |
Тюхтенева Т.В. |