Решение по делу № 33-5867/2020 от 28.02.2020


Судья Аулова Л.Ф. УИД 16RS0045-01-2019-003828-40

Дело № 2-115/2020

№ 33-5867/2020

Учет № 132 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 мая 2020 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хасаншина Р.Р.,

Гайнуллина Р.Г., Миннегалиевой Р.М.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Чугуновой А.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Хасаншина Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 16 января 2020 года по гражданскому делу по иску исполнительного комитета муниципального образования города Казани к Лапшовой Т.М., нотариусу Костеевой А.А. о прекращении права собственности на земельный участок, которым постановлено:

в удовлетворении иска исполнительного комитета муниципального образования г. Казани к Лапшовой Татьяне Михайловне, нотариусу нотариального округа г. Казани РТ Костеевой Альфие Анваровне о признании государственного акта на право собственности на землю пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданный председателем Кадышевского сельского Совета Высокогорского района Республики Татарстан за № .... недействительным; признании недействительным свидетельство о праве на наследство по закону № .... от 08.09.2016, выданное нотариусом нотариального округа г. Казани РТ Костеевой А.А. на имя Лапшовой Татьяны Михайловны; признании отсутствующим зарегистрированного права собственности (26/90 долей) Лапшовой Татьяны Михайловны на земельный участок с кадастровым номером .... по адресу: <адрес>, площадью 281 кв.м, отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, выслушав объяснения представителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани Лагуновой М.В. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ИК МО г. Казани в лице представителя обратился в суд с иском к Лапшовой Т.М., нотариусу Костеевой А.А. о прекращении права собственности.

В обоснование исковых требований указано, что согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером .... по адресу: <адрес>, площадью 281 кв.м, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, находится в долевой собственности Лапшовой Татьяны Михайловны, доля в праве 26/90.

Право зарегистрировано на основании свидетельства о праве на наследство по закону .... от 08.09.2016, выданного нотариусом нотариального округа г. Казани РТ Костеевой А.А. Согласно свидетельству 26/90 долей в праве общей собственности на земельный участок площадью по правоустанавливающему документу 249 кв.м, площадью согласно кадастровому паспорту земельного участка 281 кв.м с кадастровым номером .... по адресу: РТ, <адрес>, предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства ЛМ. После смерти ФИО15 <дата>, супруга ЛВ, умершая <дата>, приняла наследство, после которой сын Лапшов А.М. наследство принял, однако не успел оформить наследственные права на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй, выданного председателем Кадышевского сельского Совета Высокогорского района Республики Татарстан за № .... Регистрация права не проводилась.

Согласно землеустроительному делу земельного участка 4-02-76, Лапшов А.М. 17.01.1999 декларировал факт использования земельного участка площадью 0,0281 га по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, в отсутствие правоустанавливающих документов.

На основании вышеизложенного, истец просил признать государственный акт на право собственности на землю пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданный председателем Кадышевского сельского Совета Высокогорского района Республики Татарстан за .... недействительным; признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону .... от <дата>, выданное нотариусом нотариального округа <адрес> РТ ФИО1, на имя Лапшовой Татьяны Михайловны; признать отсутствующим зарегистрированное право собственности (26/90 долей) Лапшовой Татьяны Михайловны на земельный участок с кадастровым номером .... по адресу: <адрес>, площадью 281 кв.м.

Ответчики Лапшова Т.М. и нотариус Костеева А.А. в судебном заседании иск не признали.

Суд постановил решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представителем исполнительного комитета г. Казани Лагуновой М.В. ставится вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности. В частности указывается, что суд при вынесении решения недостаточно изучил обстоятельства, имеющие значение для дела, не учёл, что сведения о собственнике земельного участка Лапшове М.М. в похозяйственных книгах отсутствуют. Вместе с тем государственный акт на земельный участок не являлся основанием для постановки земельного участка на кадастровый учёт. Поскольку наследодатели не являлись собственниками спорного земельного участка, то правовых оснований для включения его в состав наследства не имелось. Действия по незаконному оформлению земельного участка в собственность Лапшовой Т.М. нарушают права муниципального образования.

Рассмотрев представленные материалы, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав объяснения представителя исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Лагуновой М.В. в поддержку доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав недвижимости».

К документам, являющимся основаниями для государственной регистрации прав, относятся, в частности: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Статьей 31 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 года №1103-I в редакции, действовавшей до издания Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2287, устанавливалось, что право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.

Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», из содержания пункта 3 Указа Президента РФ от 25 января 1999 года № 112 «О признании утратившими силу и об изменении некоторых актов Президента РФ» следует, что документами, удостоверяющими права на земельный участок, после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации могли являться государственный акт либо свидетельство.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В силу части 3 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в редакции до 1 января 2017 года сведения о ранее учтённых объектах недвижимости с учётом предусмотренного статьёй 7 данного Федерального закона состава сведений (в том числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости) и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером .... по адресу: <адрес>, имеет площадь 281 кв.м, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства и находится в долевой собственности Лапшовой Татьяны Михайловны, доля в праве 26/90. Право зарегистрировано на основании свидетельства о праве на наследство по закону ...., выданного нотариусом нотариального округа г. Казани РТ Костеевой А.А.

Согласно содержанию свидетельства о праве на наследство от 08.09.2016, выданного истцу Лапшовой Т.М., супруге ФИО5, умершего <дата>, Лапшовой Т.М. унаследовала 26/90 долей в праве общей собственности на земельный участок площадью по правоустанавливающему документу 249 кв.м, площадью согласно кадастровому паспорту земельного участка 281 кв.м с кадастровым номером 16:50:320102:28 по адресу: РТ, <адрес> участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства ЛМ умершему <дата>, после которого супруга ЛВ, умершая <дата>, приняла наследство, после которых сын Лапшов Анатолий Михайлович наследство принял, но не успел оформить наследственные права на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного председателем Кадышевского сельского Совета Высокогорского района Республики Татарстан за №РТ-10-001954. Регистрация права не проводилась.

Государственный акт .... выдан ЛМ, <адрес> РТ, Кадышевским сельским Советом Высокогорского района Республики Татарстан в том, что указанному собственнику, владельцу, пользователю земли постановлением от 9 марта 1994 года Кадышевского сельского Совета предоставляется всего 0,1642 гектаров земли, в том числе в собственность 0,1642 гектаров из них бесплатно, 0,1642 гектаров в границах, указанных на чертеже для ведения личного подсобного хозяйства.

Заявляя требования в суд о признании данного Государственного акта недействительным, представитель истца сослался на невозможность идентифицировать данный земельный участок, который наследодателю не предоставлялся.

Разрешая требования истца, суд пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для признания данного акта недействительным. Оценивая по правилам ст. 67 ГПК РФ представленный ответчиком государственный акт, судом указано, что государственный акт составлен и выдан в установленном порядке в двух экземплярах, из которых первый выдан ЛМ, второй хранится в Кадышевском сельсовете. Акт зарегистрирован в книге записей Государственных актов на право владения, пользования землей за № 1954, в нём имеется чертёж двух контуров земельного участка, описание их границ. Государственный акт оформлен в соответствии с требованиями действующего законодательства Кадышевским сельским Советом Высокогорского района РТ, который на момент его выдачи в 1994 году имел полномочия выдавать государственные акты на землю. При таких данных суд пришёл к выводу об отсутствии доказательств того, что земельный участок Кадышевским сельским Советом Лапшову М.М. не предоставлялся и доказательств его принадлежности муниципальному образованию.

Судебная коллегия оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не находит.

Материалами дела установлено, что Государственный акт выдан на основании постановления от 9 марта 1994 года Кадышевского сельского Совета, согласно которому населению Кадышевского сельского Совета, имеющему земельные участки до 9 марта 1994 года, разрешено передать их в частную собственность.

Ссылка заявителя жалобы на отсутствие данных в похозяйственной книге о наличии у Лапшова М.М. земельного участка по ул. Почтовая является не состоятельной, поскольку такие суждения истца основаны лишь по данным похозяйственных книг на 1986-1990 годы, тогда как согласно сведениям Администрации Авиастроительного и Нов-Савиновского районов г. Казани похозяйственная книга Кадышевского сельского Совета народных депутатов за 1991-1996 годы в Администрации отсутствует.

При этом согласно материалам дела спорный земельный участок находился в фактическом пользовании Лапшова А.М., о чем свидетельствует декларация от 17.01.1999, согласно которой земельный участок по <адрес>,0281 га, предоставлен в собственность, для ведения личного подсобного хозяйства (огород), решением Кадышевского сельского Совета, представлен каталог координат.

При этом данных о том, что оспариваемый Государственный акт выдан неуполномоченным органом, либо с нарушением действовавших на момент его выдачи требований действующего законодательства, свидетельствующих об отсутствии воли органа муниципального образования на его предоставление, истцом в качестве правовых оснований для признания его недействительным, не приведено.

Кроме того, соглашаясь с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, судебная коллегия принимает во внимание круг лиц, привлеченных к участию в деле, учитывая, что на имя Лапшовой Татьяны Михайловны проведена регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, доля в праве 26/90.

При таких данных решение суда следует признать законным и обоснованным, постановленным с учетом фактических обстоятельств по делу, на основании имеющихся по делу доказательств, которым судом дана надлежащая юридическая оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 16 января 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета муниципального образования города Казани - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-5867/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Другие
Управление Росреестра по РТ
Нотариус Костеева Альфия Анваровна
Лапшова Т.М.
ИКМО гор. Казани
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Хасаншин Р. Р.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
28.02.2020[Гр.] Передача дела судье
04.03.2020[Гр.] Судебное заседание
09.04.2020[Гр.] Судебное заседание
28.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее