Решение по делу № 2-4875/2024 от 13.08.2024

Дело

УИД 77RS0-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября 2024 года                                                           <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Рыбакова В.А., при секретаре Новожиловой Е.В., с участием помощника прокурора ФИО3, представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску Даурского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ,

Даурский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Прокуратурой по заданию Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры в связи с произошедшими в ноябре 2023 года актами вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта проведена проверка исполнения законов о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено следующее.

В собственности ОАО «РЖД» имеется объект транспортной инфраструктуры – железнодорожная станция Забайкальск, расположенная по адресу: <адрес>. Данный объект включен ДД.ММ.ГГГГ в реестр категорированных объектов с установлением объектам транспортной инфраструктуры 1 категории (реестровый номер ), результаты оценки уязвимости утверждены ДД.ММ.ГГГГ. План обеспечения транспортной безопасности на станции Забайкальск разработан и утвержден ДД.ММ.ГГГГ.

Проверкой установлено, что воспрепятствование проникновению в зону транспортной безопасности и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства, в том числе подготовленного нарушителя, на станции не осуществляется, аккредитованное подразделение транспортной безопасности для охраны и защиты мостов от противоправных посягательств не привлечено (не создано).

По фактам допущенных нарушений ДД.ММ.ГГГГ начальнику Забайкальской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.

Согласно ответу на представление Забайкальской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ выявленные в ходе проверки нарушения требований действующего законодательства о транспортной безопасности применительно к обеспечению транспортной безопасности ОАО «РЖД» не устранены, в связи с поэтапным выполнением мероприятий по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Привлечение подразделений транспортной безопасности и организация пропускного режима на объекте транспортной инфраструктуры невозможно до оснащения объекта инженерно-техническими средствами.

Непринятие действенных мер по обеспечению транспортной безопасности владельцем инфраструктуры является недопустимым, противоречит основным принципам функционирования железнодорожного транспорта, требованиям законодательства о транспортной безопасности, нарушает права и свободы неопределенного круга лиц на предупреждение актов незаконного вмешательства, что в целом угрожает безопасности деятельности транспортного комплекса и может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей.

Истец просит суд обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить положения законодательства о транспортной безопасности, а именно образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) подразделения транспортной безопасности на станции Забайкальск (реестровый номер ЖСГ 601444), расположенной по адресу: <адрес>.

Помощник прокурора ФИО3 в судебном заседании поддержала доводы иска, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, представила письменный отзыв на исковое заявление.

В соответствии с частью 1 статьи 123 Конституции Российской Федерации разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 10 ГПК РФ разбирательство дел во всех судах открытое.

Согласно ч. 2 ст. 10 ГПК РФ разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается и при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

По ходатайству представителя ответчика, рассмотрение дела осуществлено в закрытом судебном заседании.

Заслушав участвующих лиц, проверив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ) предусмотрено, что под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Пунктом 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ установлено, что юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления определенных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ основным принципом обеспечения транспортной безопасности является непрерывность.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1633 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности).

В силу пункта 1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В соответствии с пунктом 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, настоящий документ применяется в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры, не отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Закона «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию: железнодорожные вокзалы и станции; железнодорожные тоннели, мосты, эстакады; участки железнодорожных путей, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса в части железнодорожного транспорта здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, и (или) грузов повышенной опасности, являющиеся объектами транспортной инфраструктуры, определяемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности».

В соответствии с пп. «в», «е», «и» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры:

образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. Допускается разработка и представление плана обеспечения безопасности объектов исходя из наивысшей категории объекта транспортной инфраструктуры, входящего в группу объектов транспортной инфраструктуры, при соблюдении следующих условий: субъектом транспортной инфраструктуры в отношении каждого из объектов транспортной инфраструктуры, входящих в группу, является одно лицо; группа объектов транспортной инфраструктуры находится в границах одной железнодорожной станции;

утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности - в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. Копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности, которые прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта в течение одного месяца (для субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих закупки работ и услуг в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в срок до 4 месяцев) с даты утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения безопасности объекта - в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.

Целями организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД» являются создание условий для надежного и устойчивого функционирования объектов и транспортных средств, а также повышение уровня их защищенности от угроз совершения актов незаконного вмешательства (п. 5 Положения об организации обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта в ОАО «РЖД», утвержденное Приказом ОАО «РЖД» от 03.04.2019 № 38) (далее - Положение об организации обеспечения транспортной безопасности).

Пунктом 7 Положение об организации обеспечения транспортной безопасности определено, что обеспечение транспортной безопасности в ОАО «РЖД» организуется в соответствии со следующими основными принципами: законность; непрерывность; устойчивость; охрана жизни и здоровья людей; конфиденциальность информации.

В судебном заседании установлено, что в собственности ОАО «РЖД» имеется объект транспортной инфраструктуры – железнодорожная станция Забайкальск, расположенная по адресу: <адрес>.

Данный объект включен ДД.ММ.ГГГГ в реестр категорированных объектов с установлением объектам транспортной инфраструктуры 1 категории (реестровый номер ), результаты оценки уязвимости утверждены ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурорской проверкой установлено и стороной ответчика не оспорено, что к настоящему времени для защиты указанного выше объекта не образованы и не привлечены подразделения транспортной безопасности.

Неисполнение требований федерального законодательства в части обеспечения транспортной безопасности негативно влияет на обеспечение антитеррористической и противодиверсионной защищенности объекта от актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, а также создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.

Доводы ответчика о поэтапной реализаций требований транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры не являются основанием для освобождения от возложенной обязанности соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.

Таким образом, требования прокурора о возложении обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты указанных объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности подлежат удовлетворению.

Истец просит суд обязать ОАО «РЖД» выполнить мероприятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает верным установить срок для осуществления вышеуказанных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая финансовые и временные затраты, в т.ч. на оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности указанных объектов транспортной инфраструктуры, формирование и (или) привлечение подразделений транспортной безопасности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить положения законодательства о транспортной безопасности, а именно образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) подразделения транспортной безопасности на станции Забайкальск (реестровый номер ), расположенной по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Судья                                                                          В.А. Рыбаков

Мотивированное решение изготовлено 27.11.2024

2-4875/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Даурский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Суд
Центральный районный суд г. Чита
Судья
Рыбаков Виктор Александрович
Дело на странице суда
centr.cht.sudrf.ru
13.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.08.2024Передача материалов судье
16.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.09.2024Предварительное судебное заседание
14.11.2024Судебное заседание
27.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее