Дело № 2а-56 от 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 июля 2019 года
Вадинский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Булавской Л.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по заявлению прокурора Вадинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ягановского сельсовета Вадинского района Пензенской области о признании незаконным бездействие администрации Ягановского сельсовета Вадинского района Пензенской области, выразившееся в неисполнении обязанности по опубликованию годового отчета о исполнении местного бюджета за 2018 год и ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета за 1 квартал 2019 года,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Вадинского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, обосновав свои требования следующим образом.
Прокуратурой Вадинского района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в деятельности администрации Ягановского сельсовета Вадинского района Пензенской области, в ходе которой выявлены нарушения вышеназванного законодательства, в части не опубликования в сети Интернет сведений о ходе исполнения местного бюджета.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах прозрачности (открытости).
Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов; стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода) (ст. 36 БК РФ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Частью 6 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.
В соответствие с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления – муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления (пункты 1 и 2 ст.4). Конкретизируя данные принципы, статья 5 того же Федерального закона предусматривает, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если такая информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.
Согласно с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления должна содержать предусмотренную законом информацию.
Таким образом, законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации представляет пользователям информации право на получение информации и право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.
В соответствии с п. 3,5 ст. 264.2 БК РФ бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является годовой. Отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным. Отчет об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п.п. 2, 3 Инструкции бюджетная отчетность составляется на следующие даты: месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным, квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.
В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства администрацией Ягановского сельсовета Вадинского района на официальном сайте администрации в сети Интернет по электронным адресам: http://yaganovsky.vadinsk.pnzreg.ru/, http://test.yaganovsky.vadinsk.pnzreg.ru/, не опубликованы сведения об исполнении местного бюджета Ягановского сельсовета за 2018 год, 1 квартал 2019 года.
Указанное бездействие администрации Ягановского сельсовета по официальному опубликованию снижает возможности общественного контроля гражданского общества (неопределенного круга лиц) за законностью деятельности администрации поселения, нарушает права неопределенного круга лиц на ознакомление с такими сведениями.
Выявленные нарушения ущемляют права граждан на беспрепятственное получение информации о деятельности органа местного самоуправления и являются недопустимыми.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Административный истец, прокурор Вадинского района Пензенской области, просит суд:
признать бездействие администрации Ягановского сельсовета Вадинского района Пензенской области, выразившееся в неисполнении обязанности по опубликованию годового отчета о исполнении местного бюджета за 2018 год и ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета за 1 квартал 2019 года, незаконным;
обязать администрацию Ягановского сельсовета Вадинского района Пензенской области опубликовать на официальном сайте администрации в сети Интернет http://yaganovsky.vadinsk.pnzreg.ru/, http://test.yaganovsky.vadinsk.pnzreg.ru/ годовой отчет о исполнении местного бюджета за 2018 год и ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета за 1 квартал 2019 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, в соответствии с главой 33 КАС РФ, единолично судьей, без проведения судебного заседания и без извещения сторон.
В деле имеется заявление от административного истца, прокурора Вадинского района, в котором он сообщает, что поддерживает требования в полном объеме и согласен на рассмотрение дела порядке упрощенного судопроизводства.
В деле имеется заявление от административного ответчика, главы администрации Ягановского сельсовета, Вадинского района, Пензенской области А.В.Десятова, в котором он сообщает, что согласен полностью с требованиями прокурора и согласен на рассмотрение дела в порядке упрощенного судопроизводства.
Проанализировав в целом требования прокурора Вадинского района, Пензенской области, суд находит их законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие администрации Ягановского сельсовета Вадинского района Пензенской области, выразившееся в неисполнении обязанности по опубликованию годового отчета о исполнении местного бюджета за 2018 год и ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета за 1 квартал 2019 года, незаконным;
обязать администрацию Ягановского сельсовета Вадинского района Пензенской области опубликовать на официальном сайте администрации в сети Интернет http://yaganovsky.vadinsk.pnzreg.ru/, http://test.yaganovsky.vadinsk.pnzreg.ru/ годовой отчет о исполнении местного бюджета за 2018 год и ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета за 1 квартал 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Вадинский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующая: Булавская Л.А.