Решение по делу № 2-2160/2017 от 18.05.2017

Дело № 2-2160/2017

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

    10 октября 2017 года Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

Председательствующего – судьи Пекарининой И.А.

при секретаре:        - Мостовой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к ФИО1, 3-и лица: Правительство города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании права собственности отсутствующим, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении сведений о границах земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель истца, действующий в его интересах по доверенности, обратился в суд с иском к Чуеву В.Е., 3-и лица: Правительство города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании права собственности отсутствующим, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении сведений о границах земельного участка, в котором истец просит суд признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок общей площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу г. Севастополь, <адрес>, кадастровый , истребовать в пользу города федерального значения Севастополя из незаконного владения ответчика указанный земельный участок, исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка.

Требования иска мотивированы тем, что ответчик занимает земельный участок незаконно, поскольку основанием для передачи земельного участка в собственность ответчика явилось Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации № 1207-р от 06.04.2010 года, однако данный земельный участок получен ответчиком в собственность незаконно поскольку проверкой материалов поступивших истцу из Прокуратуры Нахимовского района Севастополя и ГКУ Архив Севастополя установлено, что распоряжений о передаче в собственность земельных участков гражданам – членам ОК «ЖСТИЗ «Опушка» не издавалось, граждане, члены ОК «ЖСТИЗ «Опушка» в том числе ответчик с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков не обращались.

Также указывает на то, что на момент принятия Распоряжения № 1207-р от 06.04.2010 года, у Севастопольской городской государственной администрации отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком, поскольку полномочиями по распоряжению земельными участками в пределах населенных пунктов (г. Севастополя) были наделены соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти; таким образом полномочиями на отчуждение в собственность данного земельного участка был наделен Севастопольский городской Совет.

Ответчиком, в соответствии с ч.4 ст. 123 Земельного Кодекса Украины не был разработан проект землеустройства, в нарушение ст. 118, ст. 186-1 Земельного Кодекса Украины не был согласован проект отвода земельного участка постоянно действующей комиссией по рассмотрению вопросов связанных с согласованием документации по землеустройству, разрешение на разработку проекта отвода землеустройства ответчику Севастопольским городским Советом не получено.

Представитель 3-го лица – Правительства Севастополя в судебное заседание не явилась, предоставила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, поддерживает требования ДИЗО, ее неявка не препятствует рассмотрению дела.

Представитель 3-го лица - Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, его неявка не препятствует рассмотрению дела.

Ответчик в судебное заседание не явился повторно, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно, надлежаще, о чем свидетельствует почтовое уведомление, имеющееся в материалах дела, которое возвращено суду с отметкой «по окончанию срока хранения», причины неявки суду не сообщил, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие не подавал.

Частью 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Таким образом, независимо от того, какой из способов извещения участников судопроизводства избирается судом, любое используемое средство связи или доставки должно обеспечивать достоверную фиксацию переданного сообщения и факт его получения адресатом.

В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В силу пункта 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 ГК РФ" статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения", а также при уведомлении почтовым отделением суда о невозможности вручить телеграмму по причине того, что лицо, участвующее в деле "по извещению за телеграммой не является", следует признать, что в силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

Неполучение лицами, участвующими в деле, направляемого судом извещения о времени и месте рассмотрения дела, при отсутствии уведомления суда об изменении адреса места жительства свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.

При таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося ответчика, признавая уведомление его о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим.

Согласно письменных возражений ответчика, представленных суду, против удовлетворения иска возражал, указывая на то, что истцом пропущен срок исковой давности, который по мнению ответчика должен исчисляться с даты издания Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 1207-р от 06.04.2010 года, поскольку представленными представителем ответчика материалами судебной практики судов Украины, касающихся споров о выделении земельного участка ОК «ЖСТИЗ «Опушка», в которых принимали участие в качестве одной из сторон по делу представители органов государственной власти Украины, на момент рассмотрения дел (2011-2013 годы) было достоверно известно о наличии указанного Распоряжения (№ 1207-р от 06.04.2010). Решениями судов было установлено, что Севастопольская городская государственная администрация имела право на распоряжение земельными участками государственной собственности.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Судом установлено, что Распоряжением СГГА № 1207-р от 06.04.2010 ОК «ЖСТИЗ «Опушка» утвержден комплексный проект землеустройства по отведению земельных участков общей площадью 16 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальной жилой застройки    ОК «ЖСТИЗ «Опушка», расположенных в Нахимовском районе г. Севастополя по адресу: проезд Богданова.

Также данным Распоряжением утверждена техническая документация по землеустройству по составлению документов, которые удостоверяют право собственности каждого из членов кооператива на земельный участок для индивидуального дачного строительства. В частную собственность гражданам Украины – членам обслуживающего кооператива «ЖСТИЗ «Опушка» переданы земельные участки в границах их бесплатной приватизации общей площадью 16,00 га для строительства и обслуживания кварталов индивидуальной жилой застройки, которые расположены в Нахимовском районе г. Севастополя по адресу: проезд Богданова с указанием адресов, указанных в адресных справках управления градостроительства и архитектуры городской администрации соответственно приложению.

В материалы дела истцом также предоставлен список членов ОК «ЖСТИЗ «Опушка» в количестве 137 человек, которым распределен в собственность данный земельный участок в количестве 16,00 га с указанием адреса участка, в том числе Чуев В.Е., который как указано на списке, является приложением к вышеупомянутому распоряжению.

В материалы дела представителем истца представлено сообщение Государственного казенного учреждения «Архив города Севастополя» в адрес директора Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя Р.Ш. Зайнуллина от 16.03.2017 года о том, что в архиве имеются документы архивного фонда Севастопольской городской государственной администрации содержащие Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации» от 02.04.2010 № 1207-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отведению земельных участков площадью 16,00 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальной жилой застройки    ОК «ЖСТИЗ «Опушка» и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, расположенных по адресу: проезд Богданова.

Однако сведений об обращениях граждан – членов Обслуживающего кооператива «ЖСТИЗ «Опушка», проезд Богданова в Севастопольскую городскую государственную администрацию с заявлениями о предоставления разрешения на разработку проекта землеустройства и/или предоставлении в собственность земельных участков не поступало.

    11 марта 2014 года Верховной Радой Автономной Республики Крым и Севастопольским городским Советом принята Декларация о независимости Республики Крым и г. Севастополя, согласно которой провозглашено Крым независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.

20 марта 2014 года Государственной Думой Российской Федерации, а 21 марта 2014 года Советом Федерации одобрен Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Федеральным Конституционным Законом от 21 марта 2014 года N 36-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов, подписанный в городе Москве 18 марта 2014 года.

Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города - героя Севастополя" установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.

В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Кроме того, как следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.

Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1, 7, 9 статьи 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 5-ЗС "О правительстве Севастополя" к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью города Севастополя и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществление управления в области земельных отношений.

В соответствии с Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

Одной из функций Департамента является управление в пределах компетенции земельными ресурсами города Севастополя, в том числе земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, за исключением лесных участков.

Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями, осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя.

В связи с изложенным, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является надлежащим истцом по делу.

В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права, действовавшие на момент возникновения данных правоотношений.

Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения сорных правоотношений) определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.

Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины, гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.

Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.

К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства относительно отведения земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.

Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Из статьи 9 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент принятия указанного распоряжения) следовало, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжения землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины, до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.

Как установлено судом, спорный земельный участок находится на территории Нахимовского района в границах населенного пункта - города Севастополя.

    Также судом установлено, что основанием для оформления права собственности на спорный земельный участок за Чуевым В.Е. является распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 06.04.2010 года №1207-р.

Между тем, исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, полномочия относительно распоряжения указанным земельным участком, расположенным в границах населенного пункта - города Севастополя, относились к компетенции Севастопольского городского Совета, что правильно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении, поскольку распорядителем земель в границах города Севастополя и органом, уполномоченным осуществлять соответствующие функции, на момент издания Распоряжения СГГА от 06.04.2010 N 1207-р являлся Севастопольский городской Совет.

При этом, в органы исполнительной власти либо местного самоуправления г. Севастополя с ходатайствами о предоставлении в собственность земельных участков члены ОК ЖСТИЗ «Опушка» не обращались, уполномоченным органом, Севастопольским городским Советом, разрешение на разработку соответствующего проекта землеустройства по отводу земельного участка не выдавалось, решений об утверждении разработанной технической документации спорного земельного участка и о передаче его в собственность ответчика не принималось.

Данное обстоятельство подтверждается, в частности, ответом из ГКУ «Архив города Севастополя» от 02.08.2017г. № 1692/з. Доказательств обратного ответчиком предоставлено не было.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что приобретение права собственности Чуевым В.Е. на земельный участок, расположенный по адресу г. Севастополь, ул. Кадетская, 33, площадью 0,1 га противоречило положениям ст. 116, 118 Земельного кодекса Украины, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.

    Исходя из месторасположения земельного участка, вопрос о передаче данного имущества разрешен неуполномоченным на то органом, поскольку исключительно Севастопольский городской Совет обладал компетенцией по распределению землями, находящимися в пределах города Севастополя.

В нарушение требований статей 81, 116 и 118 Земельного кодекса Украины решение органа местного самоуправления - Севастопольского городского Совета, о передаче ответчику в собственность спорного земельного участка не принималось.

Сообщением Севреестра от 01.08.2017 года в адрес суда, подтверждается, что в архивах Главного управления Госземагенства Украины в г. Севастополе, осуществлявшего регистрацию права на земельные участки до 31.12.2012 года) и Регистрационной службы ГУЮ Украины в г. Севастополе, которая осуществляла регистрацию права на объекты недвижимости с 01.01.2013 года до 20.03.2014 года), архивные сведения на земельный участок, расположенный по адресу г. Севастополь, <адрес>, отсутствуют.

Регистрация права собственности ответчиком на спорный земельный участок не произведена, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости сведений о регистрации от 28.07.2017 года.

В силу п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество, в иных случаях, предусмотренных законом.

По смыслу указанных правовых норм прекращение права собственности на объект недвижимости возможно исключительно по волеизъявлению собственника или по основаниям, указанным в законе. Иное толкование данных норм означает нарушение принципа неприкосновенности собственности, абсолютного характера правомочий собственника, создает возможность прекращения права собственности по основаниям, не предусмотренным законом.

При таких обстоятельствах, требования истца об исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка ответчика не отвечают способу защиты права предусмотренному гражданским законодательством; оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.

Согласно статье 23 Федерального Конституционного Закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" на территории города федерального значения Севастополя с 18 марта 2014 года действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).

Пункт 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22 содержит следующие разъяснения. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53 постановления от 29.04.2010 N 10/22).

Истцом по виндикационному иску может быть не только собственник, но и другой законный владелец (ст. 305 ГК РФ), чье право (ограничение) также могло бы быть восстановлено в ЕГРП.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником.

Цель предъявления такого иска - возврат конкретной вещи во владение лицу, доказавшему свои права на истребуемое имущество.

В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

Исходя из смысла пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 304 этого же Кодекса в их взаимосвязи, в случае распоряжения имуществом неуполномоченным лицом помимо воли собственника, собственник вправе требовать устранения нарушения его прав, как связанных, так и не связанных с лишением владения, вне зависимости от добросовестности приобретателя.

В силу ст. 125 ЗК Украины, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав.

В соответствии с пп.4 п.2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Суд приходит к выводу о доказанности истцом факта получения ответчиком Чуевым В.Е. земельного участка в собственность без достаточных правовых оснований, в связи с отсутствием сведений, документально подтверждающих обращение ответчика к собственнику земельного участка на момент принятия решения о предоставлении земельного участка площадью 1000 кв.м. в собственность для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений, расположенных по проезду Богданова. Кроме того, не указано в Распоряжении, в каком количестве, какой площадью, и кому из членов ОК «ЖСТИЗ «Опушка» данные земельные участки переданы в собственность, земельный участок выделен единым массивом. Из Распоряжения следует, что данное Распоряжение было издано для передачи в собственность и для выдачи государственных актов на право собственности на землю неограниченному кругу лиц - членов ОК «ЖСТИЗ «Опушка» в соответствии с технической документацией всего кооператива единым массивом 16,00 га, ГУЗР в компетенции которого в 2010 году находилась выдача правоподтверждающих документов. Суд также обращает внимание на то, что в данном Распоряжении вообще отсутствует ссылка на то, что земельные участки, передаются в собственность согласно какому-либо приложению.

Отсутствует согласованный и утвержденный проект землеотвода на спорный земельный участок в отношении земельного участка ответчика по делу. Техническая документация по установлению в натуре на местности границ земельного участка на которую имеется ссылка в Распоряжении № 1207-р от 06.04.2010 года, утвержденным проектом землеотвода в понимании ст.118, 186-1 Земельного кодекса Украины, не является, ответчиком не представлена.

При таких обстоятельствах, определив, что распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 06.04.2010 г. № 1207 принято неуполномоченным органом, в нарушение требований земельного законодательства Украины, правовые основания приобретения ответчиком права собственности на земельный участок отсутствуют, суд приходит к выводу, что ответчик незаконно владеет спорным участком.

В связи с тем, что в установленном ранее действующим земельным законодательством порядке право собственности на земельный участок Чуев В.Е. не приобрел, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования о защите права собственности на земельный участок, путем истребования его в пользу города федерального значения Севастополя, что соответствует абз. 13 ст. 12, ст. 301 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также указывает на то, что при истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, требования о признании права собственности отсутствующим не соответствуют содержанию нарушенного права, а поэтому не могут быть удовлетворены судом.

Относительно доводов ответчика об истечении срока исковой давности по заявленным истцом исковым требованиям следует указать следующее.

В силу ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно узнать о нарушении своего права.

Применительно к статьям 301, 302 ГК РФ срок давности по иску об истребовании недвижимого имущества из чужого владения начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что недвижимое имущество выбыло из его владения и его право на названное недвижимое имущество нарушено.

Как усматривается из представленного суду сообщения Государственного казенного учреждения «Архив города Севастополя», действующего на основании Закона города Севастополя от 29.05.2015 N 150-ЗС "Об архивном деле в городе Севастополе", в адрес директора Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя Р.Ш. Зайнуллина от 16.03.2017 года, в архив поступили документы архивного фонда Севастопольской городской государственной администрации за 2010 год, в которых имеется Распоряжение № 1207-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отведению земельных участков площадью 16,00 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальной жилой застройки ОК «ЖСТИЗ «Опушка» и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, расположенных по адресу: проезд Богданова». Сведений об обращениях граждан – членов Обслуживающего кооператива «ЖСТИЗ «Опушка», проезд Богданова в Севастопольскую городскую государственную администрацию с заявлениями о предоставления разрешения на разработку проекта землеустройства и/или предоставлении в собственность земельных участков не поступало. В связи с чем истец не мог узнать о нарушении права ранее передачи документов СГГА, в том числе Распоряжения № 1207-р от 06.04.2010 года на архивное хранение в ГКУ Архив города Севастополя, и истребовании его копии, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности истцом не пропущен.

На основании ст. ст. 55-57, 98, 193, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Иск удовлетворить частично.

    Истребовать в пользу города федерального значения Севастополя из чужого незаконного владения Чуева ФИО6 земельный участок площадью 0,1 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый .

В удовлетворении остальной части требований, отказать.

Взыскать с Чуева ФИО8 государственную пошлину в доход бюджета в сумме 300 рублей.

    Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нахимовский районный суд города Севастополя.

    Решение в окончательной форме изготовлено 16 октября 2017 года.

Судья Нахимовского районного суда

           города Севастополя                                                                  И.А. Пекаринина

2-2160/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Чуев В.Е.
Другие
Афонин Денис Константинович
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Правительство Севастополя
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
18.05.2017Передача материалов судье
18.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.08.2017Предварительное судебное заседание
22.05.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.10.2017Судебное заседание
16.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее