Решение по делу № 2-1952/2022 от 30.05.2022

79RS0002-01-2022-003809-73

Дело № 2-1952/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июля 2022 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Шелепановой И. Г.,

при секретаре Чернышовой Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района ЕАО в интересах Соколовой Ольги Геннадьевны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района Еврейской автономной области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Соколовой Ольги Геннадьевны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда. Просит суд обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обеспечить Соколову Ольгу Геннадьевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами по рецептам серии от 11.03.2022 <данные изъяты> в количестве 2 упаковки; от 05.04.2022 <данные изъяты> в количестве 2 упаковки; от 05.04.2022 <данные изъяты> в количестве 2 упаковки. Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Соколовой Ольги Геннадьевны компенсацию морального вреда в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей.

Определением суда от 06.06.2022, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ленинская центральная районная больница», государственное предприятие Еврейской автономной области «Фармация».

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Биробиджанского района ЕАО Миюца Е. Г. поддерживает требования и доводы иска.

В судебном заседании представитель ответчика Цыбукеева А. Е., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в части не обеспечения лекарственным препаратом. Суду пояснила, что департамент не бездействовал, меры по обеспечению истца предпринимались, но не были исполнены из -за необходимости соблюдения закупочных процедур. Истцом не представлены доказательства того, что департамент своими действиям причинил истцу моральный вред. Сумма морального вреда не обоснована, а также отсутствует причинно-следственная связь между вредом и действиями департамента. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебном заседании представитель ГП ЕАО «Фармация» Лаврущев В. А., действующий на основании доверенности, не возражал по заявленным требованиям суду пояснил, что обязанность по обеспечению лекарственными препаратами лежит на ответчике. Моральный вред оставляет на разращение суда.

Представитель ОГБУЗ «Ленинская центральная районная больница», в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы, приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что истец Соколова О. Г. является инвалидом 2 группы, находится на диспансерном наблюдение в ОГБУЗ «ленинская ЦРБ» и ей выписаны рецепты: серии от 11.03.2022 на получение лекарственного препарата <данные изъяты> в количестве 2 упаковки; от 05.04.2022 на лекарственный препарат <данные изъяты> в количестве 2 упаковки; от 05.04.2022 на лекарственный препарат <данные изъяты> в количестве 2 упаковки.

Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 14 указанного Порядка предусмотрено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19 Порядка).

Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.

Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области, урегулированы Законом ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области».

Согласно ст. 3 данного Закона обеспечение лекарственными средствами, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в области медицинской помощи в порядке, установленном правительством области.

Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп определено, что департамент здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.

В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.

Таким образом, организация обеспечения определенных категорий граждан лекарственными средствами, медицинскими изделиями на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что департамент здравоохранения правительства ЕАО возложенную на него обязанность в отношении Соколовой О. Г., своевременно не исполнил. Рецепты не обслужены департаментом здравоохранения правительства ЕАО.

Необеспечение истца в срок необходимым лекарственным препаратом, прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает права материального истца на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами.

Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 установлена обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных средств, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Управление здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти ЕАО по реализации закона ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственным препаратом и (или) изделиями медицинского назначения (пункт 1 постановления правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп «О реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственным препаратом и (или) изделиями медицинского назначения» (далее - постановление правительства от 16.07.2013 № 339-пп)).

Пунктом 2.1, пунктом 2.2 указанного постановления управление здравоохранения правительства ЕАО обязано организовывать размещение заказа на оказание услуг по хранению и отпуску лекарственным препаратом и (или) изделий медицинского назначения для льготных групп населения в соответствии с установленным законодательством порядком, а также организовать размещение заказа на поставку лекарственным препаратом и изделий медицинского назначения для льготных групп населения в соответствии с установленным законодательством порядком

В соответствии с пунктом 11 Порядка льготного обеспечения лекарственным препаратом и (или) изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп, аптечные организации в обязательном порядке осуществляют ежедневный учет и обмен информацией с управлением здравоохранения правительства ЕАО об отпущенных рецептах и рецептах, принятых на отсроченное обеспечение.

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что обязанность по контролю за своевременным и достаточным обеспечением льготными лекарственными препаратами отдельных групп населения возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что департамент здравоохранения правительства ЕАО возложенную на него обязанность в отношении истца исполнил ненадлежащим образом.

Поскольку организация обеспечения лекарственными средствами на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО, исковые требования в части возложения на департамент здравоохранения правительства ЕАО обязанности по обеспечению истца необходимыми лекарственным средством по выписанному рецепту являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об обязании департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обеспечить Соколову О. г. в соответствии с рецептурными бланками.

Рассматривая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В нарушение установленного Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, рецепты Соколовой О. Г. не обслужены.

Необеспечение Соколовой О. Г. в срок необходимыми изделиями медицинского назначения прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает право гражданина на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.

В соответствии с частью 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Доказательства отсутствия вины департамента здравоохранения в причинение истцу морального вреда, в нарушение статьи 56 ГПК РФ, суду не представлены.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, заболевание истца, его возраст, период, в течение которого он, в нарушение установленного законом срока, не был обеспечен изделиями медицинского назначения, степень вины ответчика, суд приходит к выводу, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда завышен, и с учетом требований разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 3 000 рублей.

Оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в большем размере, суд по представленным стороной истца доказательствам не усматривает.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинского района ЕАО в интересах Соколовой Ольги Геннадьевны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда, – удовлетворить частично.

Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ИНН ОГРН ) организовать обеспечение Соколовой Ольги Геннадьевны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, паспорт ), медицинскими изделиями по рецептам: серии от 11.03.2022 на лекарственный препарат <данные изъяты> серии от 05.04.2022 на лекарственный препарат <данные изъяты> серии от 05.04.2022 на лекарственный препарат <данные изъяты>

Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ИНН ОГРН ) в пользу Соколовой Ольги Геннадьевны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, паспорт ), компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И. Г.Шелепанова

2-1952/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Соколова Ольга Геннадьевна
Прокурор Ленинского района
Ответчики
Департамент здравоохранения правительства ЕАО
Другие
ОГБУЗ «Ленинская центральная районная больница»
ГП ЕАО «Фармация»
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Шелепанова Ирина Геннадьевна
Дело на странице суда
birobidzhansky.brb.sudrf.ru
30.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2022Передача материалов судье
06.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2022Подготовка дела (собеседование)
17.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2022Судебное заседание
15.07.2022Судебное заседание
22.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее