Дело №2-2818/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2024 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Карманова К.А.,
при секретаре судебного заседания – Макаренко Д.С.,
с участием:
прокурора – Черной Е.А.,
представителя Департамента городского хозяйства города Севастополя – Клочко Е.И.,
представителя ГБУ «Горсвет» - Велиц А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балаклавского района города Севастополя к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, государственному бюджетному учреждению «Горсвет» о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам, в котором, уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит:
- обязать Департамент городского хозяйства <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу профинансировать государственному бюджетному учреждению «Горсвет» осуществление мероприятий по разработке проектно-сметной документации и проведению строительно-монтажных работ по освещению участка дороги между домами №№-В, 3-Д по <адрес> с одной стороны и домом №№-Г по <адрес> с другой стороны;
- обязать государственное бюджетное учреждение «Горсвет» осуществить мероприятия по разработке проектно-сметной документации и проведению строительно-монтажных работ по освещению участка дороги между домами №№-В, 3-Д по <адрес> с одной стороны и домом №№-Г по <адрес> городского хозяйства <адрес> соответствующего финансирования.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой в результате проведенных проверочных мероприятий в деятельности ответчиков выявлены нарушения требований действующего законодательства.
Прокурор в судебном заседании требования иска поддержала.
Представители ответчиков в судебном заседании возражали против заявленных требований.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при обеспечении надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования и требований по их содержанию в деятельности ГБУ «Горсвет».
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» утверждены 12 национальных проектов, в том числе национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Целями данного национального проекта является создание современной, комфортной и надежной инфраструктуры.
Статьей 12 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Федерального закона № 196-ФЗ задачами данного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Паспорта национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №), на территории города реализуется региональный проект «Безопасность дорожного движения», направленный на приведение дорожной инфраструктуры в нормативное состояние.
В соответствии с уставом ГБУ «Горсвет» обеспечение наружного уличного освещения, декоративного (архитектурно-художественного), праздничного освещения и обслуживание объектов наружного освещения, находящихся в собственности <адрес>, возложены на учреждение.
Соглашениями о предоставлении ГБУ «Горсвет» субсидий от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № денежные лимиты выделялись учреждению, в том числе в рамках реализации мероприятия 1.3 «Капитальный ремонт, реконструкция и новое строительство сетей наружного освещения <адрес>» Государственной программы «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры <адрес>», утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП.
В целях исполнения требований федеральных законов на территории Российской Федерации действуют определенные ГОСТы.
Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Национальные стандарты и своды правил являются обязательными для применения.
В силу ч. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) линейными объектами признаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно п. 20 ФИО7 59511-2021 «Освещение искусственное. Информационное обеспечение для инвентаризации объектов систем освещения. Термины и определения» (далее – ФИО7 59511-2021) система наружного освещения (далее – СНО) – сложная, пространствено–распределенная организационно-техническая структура, объединяющая совокупность инженерных комплексов, систем энергоснабжения, зданий и сооружений, предприятий и подразделений управления и обслуживания, а также установок наружного освещения, оборудованных на определенной территории и предназначенных для обеспечения утилитарного (функционального) освещения, архитектурно-художественной подсветки, ландшафтного освещения, праздничной и декоративной иллюминации, освещения автомобильных дорог.
В соответствии с п. 30 ФИО7 59511-2021 опора стационарного электрического освещения – конструкция для закрепления кронштейнов, светильников наружного освещения, а также подвески кабелей электрической сети наружного освещения.
В соответствии со ст. 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее – Закон №-ЗС) Правительство Севастополя является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти <адрес>, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти <адрес>, и правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Губернатора.
Согласно ст. 26 Закона №-ЗС Правительство Севастополя разрабатывает и осуществляет городскую политику в области развития городской инфраструктуры и обеспечения единства городского хозяйства.
В соответствии с п. 1 положения о Департаменте городского хозяйства <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП (далее – Положение о Департаменте), Департамент городского хозяйства <адрес> (далее - Департамент) является исполнительным органом <адрес>, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий <адрес> в сферах жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и обеспечения топливно-энергетическими ресурсами, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, функции по государственному контролю за соблюдением требований законодательства <адрес> в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства на территории <адрес> (в границах административно-территориальных единиц - районов <адрес>), земельный контроль на территории <адрес>, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к размещению, содержанию и внешнему виду рекламных конструкций на территории <адрес>, входящим в систему исполнительных органов <адрес> и финансируемым за счет средств бюджета <адрес>.
Согласно п. 2 Положения о Департаменте целями деятельности Департамента являются выработка и реализация государственной политики и нормативное правовое регулирование в сферах жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса
При этом в соответствии с п. 3.3 Положения о Департаменте основными задачами деятельности Департамента являются: определение и реализация единой государственной политики <адрес> по развитию жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, регулированию отношений между организациями различных организационно-правовых форм по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, поставок и использования топливно-энергетических ресурсов, оказания жилищно-коммунальных услуг в интересах повышения уровня жизни населения; реализация государственной политики в области благоустройства на территории <адрес> в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации, законодательством <адрес>.
В силу п. 9.10.1 Положения о Департаменте для реализации указанных целей и задач Департамент осуществляет функции главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета <адрес>, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций, а также функции главного администратора (администратора) доходов бюджета <адрес>.
Согласно Уставу ГБУ «Горсвет» утвержденному приказом Департамента городского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законами <адрес>, нормативными правовыми актами Правительства Севастополя, полномочий <адрес> в сфере благоустройства <адрес> (наружное освещение в границах административно-территориальных единиц <адрес> – районов <адрес>). Основной целью деятельности ГБУ «Горсвет» является удовлетворение общественных потребностей в обеспечении <адрес> наружным (уличным), декоративным (архитектурно-художественным), праздничным освещением и обслуживанием объектов наружного освещения, находящихся в собственности <адрес>, с возложением на учреждение функций заказчика при размещении заказов для достижения основной цели деятельности.
ГБУ «Горсвет» осуществляет в частности: распределение электроэнергии; передачу электроэнергии; обустройство наружного освещения, установкой светильников, опорных столбов наружного освещения строительно-монтажными работами по обустройству наружным освещением не только городских улиц, но и на автомобильных дорогах.
В соответствии с ФИО7 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст (далее – ФИО7 52766-2007), остановочные пункты маршрутных транспортных средств на дорогах и улицах должны размещаться в местах промежуточных остановок на маршруте следования в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ГОСТ 33062.
Между тем, в нарушении требований п. 4.6.1.1 ФИО7 52766-2007 на участке между домами №№-В, 3-Д по <адрес> с одной стороны и домом №№-Г по <адрес> с другой стороны отсутствует освещение.
Непринятие ГБУ «Горсвет» и Департаментом городского хозяйства <адрес> необходимых и своевременных мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности создает угрозу безопасности участникам дорожного движения.
На основании ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворении иска в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).
В п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее – ПП ВС РФ №) разъяснено, что удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Руководствуясь положениями указанных норм гражданского процессуального законодательства, принимая во внимание характер допущенных нарушений, фактические обстоятельства гражданского дела, отсутствие доказательств значительной затруднительности исполнения обязанности по устранению указанных нарушений, суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиками:
- Департаментом городского хозяйства <адрес> - в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу;
- государственным бюджетным учреждением «Горсвет» - в течение шести месяцев со дня доведения Департаментом городского хозяйства <адрес> соответствующего финансирования.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
исковое заявление удовлетворить.
Обязать Департамент городского хозяйства <адрес> (ИНН 9204005268) в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу профинансировать государственному бюджетному учреждению «Горсвет» осуществление мероприятий по разработке проектно-сметной документации и проведению строительно-монтажных работ по освещению участка дороги между домами №№-В, 3-Д по <адрес> с одной стороны и домом №№-Г по <адрес> с другой стороны.
Обязать государственное бюджетное учреждение «Горсвет» (ИНН 9203541509) осуществить мероприятия по разработке проектно-сметной документации и проведению строительно-монтажных работ по освещению участка дороги между домами №№-В, 3-Д по <адрес> с одной стороны и домом №№-Г по <адрес> городского хозяйства <адрес> соответствующего финансирования.
Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий К.А. Карманов