Дело № 2-13718/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Олейника И.И.
при секретаре Дикгаут К.В.,
с участием представителей ответчиков Бойцова А.В., Шомысовой Л.Н.,
Гичева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
21 октября 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Абурова А.А. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда,
установил:
Абуров А.А. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда, причиненного отбыванием Абуровым А.А., бывшим сотрудником ФСИН, наказания в виде лишения свободы в неспециализированной колонии.
В ходе рассмотрения дела судом было вынесено определение о привлечении УФСИН России по РК к участию в деле в качестве третьего лица, при этом в связи с предъявлением истцом исковых требований, в том числе, и к Управлению о взыскании компенсации морального вреда, указанный орган имеет по настоящему делу статус ответчика.
Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. В связи с тем, что действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает обязательного этапирования истца, отбывающего наказание в виде лишения свободы, для участия в процессе, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Абурова А.А.
Представители ответчиков с иском были не согласны, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, личное дело осужденного Абурова А.А., суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Абуров А.А., осужденный к отбыванию наказания в виде лишения свободы приговором Сыктывкарского городского суда от ** ** ** г., прибыл в ФКУ ИК-25 ** ** ** г. в соответствии с разнарядкой ФСИН России.
** ** ** г. после установления принадлежности Абурова А.А. к категории бывших сотрудников правоохранительных органов /истец проходил службу в органах ФСИН/, он был этапирован для дальнейшего отбывания наказания в специализированной колонии – ФКУ ИК... УФСИН России по РК /г..../.
В силу п.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.
Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 71, пункт «о») тем самым наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать и иные ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступления и подвергнутых наказанию, которое по самой своей сути, как следует из ч.1 ст.43 Уголовного кодекса РФ, заключается в предусмотренном законом лишении или ограничении отдельных прав и свобод этих лиц. Установленные нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания, а также из общих основ правового положения осужденных, которым при исполнении наказаний гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными в соответствии с Конституцией РФ уголовным, уголовно-исполнительным и иным федеральным законодательством.
Согласно ст.80 УИК РФ в отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные.
Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, а также их перевода из одного исправительного учреждения в другое регламентируются Инструкцией, утвержденной приказом Минюста России от 01.12.2005 г. № 235.
Абзац 2 пункта 6 Инструкции воспроизводит указанную норму ст.80 УИК РФ.
В соответствии со ст.81 УИК РФ перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении /п.10 Инструкции/.
Согласно п.11 Инструкции вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии оснований, указанных в пункте 10 настоящей Инструкции, по заявлению осужденных и (или) их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.
По данным приговора местом работы Абурова А.А. было указано ООО «...», ....
Объективных доказательств, подтверждающих, что в период отбывания наказания в ФКУ ИК-25 администрация учреждения располагала достоверными данными о том, что он является бывшим сотрудником правоохранительных органов, и при наличии достаточных оснований не принимала своевременных мер к его переводу в соответствующее учреждение, по делу не представлено, материалы личного дела осужденного таких доказательств также не содержат.
Как следует из письменных объяснений ИК-25, принадлежность истца к данной категории осужденных была установлена оперативным отделом учреждения, после чего он был переведен в ИК-....
Суд находит, что неправомерных действий /бездействия/ со стороны ИК-25 и УФСИН России по Республике Коми, способных повлечь причинение Абурову А.А. морального вреда, в отношении истца не допущено.
Доказательств причинения нравственных или физических страданий истцу вследствие отбывания в неспециализированной колонии в указанный период истцом не представлено, а судом в ходе рассмотрения не добыто.
В этой связи законных оснований к взысканию в пользу Абурова А.А. компенсации морального вреда /статьи 1069-1071 Гражданского кодекса Российской Федерации/ по делу не имеется.
Таким образом, Абурову А.А. следует отказать в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Абурову А.А. в удовлетворении исковых требований к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.И.Олейник