Решение по делу № 8Г-22970/2024 [88-26057/2024] от 19.07.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-26057/2024

№ дела суда первой инстанции № 2-900/2023

УИД 23RS0039-01-2023-001110-59

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                 27 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Лозовой Н.В.,

судей Лопаткиной Н.А. Мельникова В.А.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Арбузовой Елизаветы Александровны к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, администрации муниципального образования Павловский район о предоставлении жилого помещения лицу из числа оставшихся без попечения родителей, по кассационной жалобе администрации муниципального образования Павловский район, поданной представителем ФИО4, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда                      от 22 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи Лозовой Н.В., судебная коллегия

                                            установила:

Арбузова Е.А. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, администрации муниципального образования Павловский район, в котором просит суд обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда края по норме представления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края от 3 июня 2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», не менее 30 квадратных метров общей площади.

Решением Павловского районного суда Краснодарского края                                       от 30 ноября 2024 года в удовлетворении исковых требований Арбузовой Е.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 мая 2024 года решение суда первой инстанции отменено.

По делу принято новое решение, которым исковые требования Арбузовой Е.А. удовлетворены.

На Министерство труда и социального развития Краснодарского края, администрацию муниципального образования Павловский район возложена обязанность предоставить Арбузовой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда края по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», общей площадью не менее 30 кв.м. в границах Павловского района Краснодарского края.

В кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования Павловский район ФИО4 ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 мая 2024 года как незаконного, необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование своих доводов заявитель жалобы ссылается на отсутствие оснований для предоставления истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Краснодарского края во внеочередном порядке, так как документов, подтверждающих её обращение в уполномоченный орган с заявлением об установлении факта невозможности её проживания в ранее занимаемом жилом помещении не предоставлено, обстоятельства, препятствующие установлению данного факта в порядке, предусмотренном Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 апреля 2013 года № 384, доказательствами не подтверждаются.

На кассационную жалобу от представителя истца ФИО8 поступили возражения, в которых содержится критика и просьба оставить её без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно статье 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не находит.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Арбузова Е.А., родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, является инвалидом с детства, имея вторую группу инвалидности.

Согласно постановлению администрации муниципального образования, Павловский район от ДД.ММ.ГГГГ Арбузова Е.А. поставлена на опекунский учет в отдел по вопросам семьи и детства администрации.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, обратилась в администрацию для включения ее подопечной Арбузовой Е.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, заявление зарегистрировано от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ учетное дело передано в Министерство труда и социального развития Краснодарского края для рассмотрения.

Приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ -жс Арбузова Е.А. включена в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очередности в списке лиц, подлежащих обеспечением жилым помещением, – 93.

Арбузова Е.А., обратившись в суд с иском, просила суд обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края, Администрацию муниципального образования Павловского района предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда края по норме представления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края от 3 июня 2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», не менее 30 квадратных метров общей площади.

Отказывая в удовлетворении заявленных, суд первой инстанции, сослался на то, что в соответствии с Законом Краснодарского края «О краевом бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в 2023 году муниципальному образованию Павловский район предоставлены средства лишь в определенном размере для приобретения жилых помещений. В настоящее время муниципальным образованием освоены денежные средства на приобретение жтых помещений, из которых жилых помещений (квартир) уже предоставлены лицам, жилых помещений (квартир) на стадии выдачи. Администрация предоставит Арбузовой Е.А. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого    фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, в установленном законодательством порядке. При этом суд первой инстанции указывает, что Арбузова Е.А. не представила сведений о том, что она обращалась в уполномоченный орган с заявлением об установлении факта невозможности ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Обстоятельства, препятствующие установлению данного факта в порядке, предусмотренном Постановлением, в исковом заявлении не приводятся.

Однако, с такими выводами суд апелляционной инстанции не согласился, так как согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях    социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона. К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

По смыслу изложенных норм права и в их взаимосвязи с положениями жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 названной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 данной статьи.

На территории Краснодарского края данные правоотношения регулируются Законом Краснодарского края от 3 июня 2009 г. №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».

Согласно Закону № 1748-КЗ предоставление жилых помещений осуществляется в заявительном порядке в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что Арбузова Е.А. не представила сведений о том, что она обращалась в уполномоченный орган с заявлением об установлении факта невозможности ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Обстоятельства, препятствующие установлению данного факта в порядке, предусмотренном Постановлением, в исковом заявлении не приводятся. Кроме того полагал, что предоставление жилого помещения лицу, без учета даты и времени включения в список влечет нарушение прав и законных интересов других лиц, включенных в список ранее.

По смыслу изложенных норм права и в их взаимосвязи с положениями жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений гарантировано федеральным законом лицам указанной категории.

В пункте 8 Обзора разъяснено, что федеральное законодательство, а также нормативные правовые акты субъекта Федерации очередность реализации данной категорией граждан права на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не предусматривают.

Судом апелляционной инстанции отмечено, что как следует из обстоятельств дела Арбузова Е.А. включена в соответствующий список и до настоящего времени жильем не обеспечена, какое-либо недвижимое имущество у последней на праве собственности отсутствует, что подтверждается выписками из ЕГРН, а потому указание суда на отсутствие сведений о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении не обосновано, поскольку в силу пункту 1 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ не имеет правового значения в настоящем случае, в связи с чем вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска основан на неверном толковании норм действующего законодательства применительно к спорным правоотношениям.

При этом, суд апелляционной инстанции указал, что судом первой инстанции не было учтено, что согласно представленным в материалы дела доказательствам, как на момент принятия истца на учет (включение в соответствующий список), так и на момент вынесения обжалуемого решения, жилищные условия последней не изменились. Арбузова Е.А. не имеет в собственности жилого помещения, не является ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, жильем со стороны государства с 2018 года не обеспечена, несмотря на требования закона о немедленном исполнении обязательств по предоставлению жилого помещения специализированного фонда сироте.

Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей... уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

В соответствии со ст. 1 Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению следующих вопросов: обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа), в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» в части: приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 2 указанного Закона установлено, что финансовое обеспечение указанных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.

Федеральное и региональное законодательство, регулирующее правоотношения по социальному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не содержит в качестве условия наступления обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного фонда наличие денежных средств.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

По смыслу изложенных норм права и в их взаимосвязи с положениями жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Поскольку право на обеспечение жилым помещением истцом не реализовано, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска является необоснованным.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции совершенно обоснованно признал неверный вывод суда первой инстанции, основанный на позиции ответчиков о нарушении принципа очередности внутри списков, поскольку Арбузова Е.А. была включена в списки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2018 году, формируемым органом исполнительной власти субъекта РФ (Краснодарский край) в порядке, установленном законом субъекта РФ, в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона 159-ФЗ.

Статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не иные законы РФ не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории.

Таким образом, ответчики не вправе как на основания для отказа в удовлетворении заявленных требований ссылаться на списки для получения жилого помещения в очередном порядке.

Учитывая данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции, оценив доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришел к выводу об отмене решения суда и принятию по делу нового решения об удовлетворении заявленных Арбузовой Е.А. требований.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном акте, поскольку они являются правильными, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым дана надлежащая оценка. Поэтому, приведенные в кассационной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене постановленного по делу апелляционного определения, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Результаты оценки доказательств судом апелляционной инстанции отражены в судебном постановлении, в котором приведены мотивы, по которым суд пришел к соответствующим выводам.

Оспариваемое заявителем кассационной жалобы судебное постановление является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорные правоотношения.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения требований кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования Павловский район, поданную представителем ФИО4, - без удовлетворения.

Председательствующий                                                            Н.В. Лозовая

Судьи                                                                                            Н.А. Лопаткина

                                                                                                       В.А. Мельников

8Г-22970/2024 [88-26057/2024]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Арбузова Елизавета Александровна
Ответчики
Администрация муниципального образования Павловский район
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Другие
Шевяков Николай Николаевич
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Лозовая Н. В.
Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
27.08.2024Судебное заседание
27.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее