Именем Российской Федерации
23 июня 2020 года п. Переволоцкий
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Расчупко Е.И., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Переволоцкого района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности опубликовать на сайте информацию,
установил:
прокурор Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным административным иском к администрации муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области, указав, что прокуратурой района проведена проверка в рамках анализа состояния законности и правопорядка при исполнении органами местного самоуправления требований законодательства об энергосбережении и энергоэффективности, в ходе которой выявлены факты нарушения администрацией положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Установлено, что администрацией Мамалаевского сельсовета в нарушение норм и требований действующего законодательства не осуществляется информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В ходе анализа информации, представленной на официальном сайте администрации Мамалаевского сельсовета, установлено, что отсутствует следующая информация, направленная на достижение общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на осуществление информационного обеспечения населения:
-омероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
-опотенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности.
Кроме того, информация об установленных ФЗ «Об энергосбережении» правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях ФЗ «Об энергосбережении», в нарушение указанного Федерального закона на официальном сайте не размещена. Социальная реклама в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности администрацией сельского совета не распространяется. Информацияоб энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов также на сайте отсутствует.
Ссылаясь на часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, положения ст.ст. 1, 2, 4, 8, 22 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 14 ЖК РФ, ст.ст. 4, 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" указывает, что бездействие администрации муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области, выразившееся в не размещении в свободном доступе информации, непосредственно затрагивающей права и обязанности граждан, нарушает законные права неограниченного круга лиц на доступ к информации.
В соответствии со ст. 24 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Бездействие администрации муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области нарушает указанные выше принципы, препятствуя повышению правовой просвещенности граждан, ограничивает осведомленность в указанной сфере, что в конечном итоге подрывает правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Круг лиц, имеющих доступ к Интернет-сайту администрации указанного муниципального образования, невозможно определить, поскольку он не ограничивается жителями, проживающими на его территории.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в части неосуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на официальном Интернет-сайте.
Обязать администрацию муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области разместить на официальном сайте следующую информацию:
-омероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
-опотенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности;
- об установленных Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – ФЗ «Об энергосбережении»). Целью данного Федерального закона, согласно ст. 1 ФЗ «Об энергосбережении» является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 14 "Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 8 ФЗ «Об энергосбережении», к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
- разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
- информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;
- осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно положениям ст.2 ФЗ «Об энергосбережении» под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); под энергетической эффективностью понимаются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
В соответствии с ч.1 ст. 22 ФЗ «Об энергосбережении» информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством, в том числе, информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов; распространения информации о потенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности.
Согласно ч. 21 ст. 22 ФЗ «Об энергосбережении» в целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:
- информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;
- социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, согласно ст. 4 ФЗ «Об энергосбережении», основывается на следующих принципах:
-эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
-поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
-системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
-планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
-использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8-ФЗ одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Исходя из положений ст. 13 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", информация размещаемая указанными органами в сети "Интернет" содержит, в том числе, информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района проведена проверка в рамках анализа состояния законности и правопорядка при исполнении органами местного самоуправления требований законодательства об энергосбережении и энергоэффективности, в ходе которой выявлены факты нарушения администрацией Кубанского сельсовета положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Установлено, что администрацией Мамалаевского сельсовета в нарушение норм и требований действующего законодательства не осуществляется информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. На официальном сайте администрации отсутствует следующая информация, направленная на достижение общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на осуществление информационного обеспечения населения:
-омероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
-опотенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности.
Кроме того, на официальном сайте не размещена информация об установленных ФЗ «Об энергосбережении» правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях ФЗ «Об энергосбережении». Социальная реклама в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности администрацией сельского совета не распространяется. На сайте отсутствует информацияоб энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов.
Суд приходит к выводу, что несоблюдение администрацией МО Мамалаевский сельсовет требований Федерального законодательства об энергосбережении и энергоэффективности свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика по исполнению возложенных на него законом обязанностей в данной сфере.
При таких обстоятельствах административное исковое требование прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 39, 175-180, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск прокурора Переволоцкого района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности опубликовать на сайте информацию удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в части неосуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на официальном Интернет-сайте.
Обязать администрацию муниципального образования Мамалаевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области разместить на официальном сайте следующую информацию:
-омероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
-опотенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности;
- об установленных Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Переволоцкий районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Е.И. Расчупко