Дело № 2 – 84/2023
УИД 76RS0022-01-2022-002658-19
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
28 февраля 2023 года г. Ярославль
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Иванчиковой Ю.В.
при секретаре Семеновой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г.Ярославля к МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, КУМИ мэрии г. Ярославля о возложении обязанности обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны,
у с т а н о в и л:
Прокурор Заволжского района г.Ярославля обратился в суд с иском к МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях о возложении обязанности обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны. В обеспечение иска указано, что прокуратурой района с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославлю проведена проверка соблюдения МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях по адресу: <адрес>, требований законодательства о гражданской обороне в процессе эксплуатации сооружений гражданской обороны, в ходе которой установлено, что объект гражданской обороны – убежище № находится в собственности РФ, учтено в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет МТУ. Однако, содержание указанного защитного сооружения МТУ в соответствии с требованиями закона в процессе его эксплуатации не обеспечивается. Так, при проверке ЗС ГО № выявлены следующие нарушения:
1. Во входах в ЗС ГО, защитно-герметические и герметические ворота и двери находятся в открытом положении без подставок (нарушение п. 3.2.5
Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны,
утвержденных приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. № 583 (далее по тексту приказ МЧС от 15.12.2002 № 583);
2. Резиновые детали уплотнения металлических дверей частично
окрашены краской (нарушение п. 3.2.10 приказа МЧС от 15.12.2002 № 583);
3. Защитно-герметическая дверь (дверь аварийного выхода из ЗС ГО) не закрывается (нарушение п.4.1.2. приказа МЧС от 15.12.2002 № 583);
4. Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в
установленные цвета:
в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых;
в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС;
в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод;
в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды;
в коричневый - трубы системы отопления;
в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы. (нарушение п. 3.2.10 приказа МЧС от 15.12.2002 №583);
5. На дверях отсутствует маркировка (нарушение п. 3.2.10, 6.2.2 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
6. Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО содержится в
неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению (при
запуске вентиляционного оборудования двигатели не работали) нарушение п.
3.2.11 приказа МЧС от 15.12.2002 № 583);
Санузлы, не используемые в хозяйственных целях, не закрыты и не опечатаны (нарушение п. 3.2.24 приказа МЧС от 15.12.2002 № 583);
Не проводится оценка технического состояния ЗС ГО (нарушение п. 4.1.1 приказа МЧС от 15.12.2002 № 583);
Отсутствует обозначение ЗС ГО на дверях входа со стороны въезда на территорию предприятия (нарушение п. 6.2.1 приказа МЧС от 15.02.2002 № 583);
10. Текущий и капитальный ремонт строительных конструкции не
проводится (в ряде помещений на стенах краска потрескалась и отслоилась,
водопроводные трубы и задвижки со следами ржавчины) (нарушение п. 5.2
приказа МЧС от 15.02.2002 № 583);
11. Не проводится оценка технического состояния фильтров поглотителей (ФП). ФП окрашены голубой краской, закрашены маркировочные надписи, имеются следы ржавчины (нарушение п. 4.3.3, п. 4.4.1 приказа МЧС от 15.02.2002 №583);
12. Убежище не проверяется на герметичность и подпор воздуха (двери
плотно не закрываются, механизмы задраивания частично неисправны, тягонапоромер отсутствует) (нарушение п. 4.3.10, 4.3.11 приказа МЧС 15.02.2002 №583).
13. Не проводится оценка технического состояния системы
водоснабжения и канализации, а также оценка технического состояния
емкостей для запаса воды (трубы и кран на емкости со следами ржавчины,
емкости баков для запаса воды с наружной стороны обработаны материалом, не позволяющем оценить целостность и состояние емкости) (нарушение п. 4.5.1, 4.5.2 приказа МЧС от 15.02.2002 № 583).
Отсутствие надлежащего функционирования защитных сооружений гражданской обороны препятствует обеспечению защиты населения на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в том числе от проявления угроз террористического характера, способствует увеличению потенциального количества пострадавших в указанных ситуациях и противоречит основным принципам законодательства о противодействии терроризму. Истец просит возложить на ответчика обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны №, расположенное по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен КУМИ мэрии г. Ярославля.
В судебном заседании старший помощник прокурора Заволжского района г.Ярославля Мосягина С.В. исковые требования поддержала. Исходя из объяснений сторон и материалов дела, считает надлежащим ответчиком МТУ Росимущества.
Представитель ответчика КУМИ мэрии г. Ярославля по доверенности Грекова О.Д. возражала против удовлетворения требований к КУМИ мэрии г. Ярославля, поскольку объект в муниципальную собственность не передан, документов о передаче объекта в собственность муниципальному образованию в материалы дела не представлено. В связи с чем основания для возложения обязанности по обеспечению готовности защитного сооружения на комитет отсутствуют.
Представитель третьего лица мэрии г. Ярославля по доверенности Семенова Ю.Р. представила письменную позицию по делу, также возражала против удовлетворения заявленных истцом требований к КУМИ мэрии г. Ярославля, поскольку спорный объект не передан в собственность муниципального образования, документы, свидетельствующие об обратном в материалы дела не представлены. Объект может быть передан в собственность только на основании волеизъявления двух сторон. После получения перечня объектов муниципальные органы направляют МТУ промежуточное письмо с указанием на необходимость предоставления технического паспорта на объект, его соответствие установленным законом требованиям к защитным сооружением.
Представитель ответчика Межрегиональное территориальное управление Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях руководитель Рахманова М.Н. направила в суд ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки представителя и необходимостью предоставления дополнительных документов, в удовлетворении которого суд определил отказать, поскольку у ответчика было достаточно времени для предоставления необходимых доказательств по делу, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представлено. Ранее представителем МТУ по доверенности Котовой Е.Л. направлялась письменная позиция по делу, в которой ссылается на ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ “О гражданской обороне”, в соответствии с которым обязанность по созданию и поддержанию защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности возложена на субъекты РФ и муниципальные образования. В настоящее время МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, Губернатором ЯО по согласованию с ГУ МЧС России по ЯО утвержден перечень объектов защитных сооружений гражданской обороны, подлежащих передаче в муниципальную собственность, в состав которого вошел объект ЗС ГО №, что является основанием возникновения и регистрации права собственности соответствующего муниципального образования. Согласно поручению Президента РФ от 11.10.2022 органам исполнительной власти субъектов и органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить государственную регистрацию права собственности на включенные в перечень защитные сооружения гражданской обороны до 26.10.2023.
От третьего лица Правительства ЯО в лице представителя по доверенности Хониной О.М. поступили объяснения на исковое заявления, в которых просит рассмотреть дело без своего участия. Указывает, что поскольку спорное защитное сооружение не находится в собственности ЯО, в правительстве области отсутствует информация о проведении мероприятий по изменению типа или снятию с учета спорного защитного сооружения, а также регистрации права муниципальной собственности на него.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
С согласия сторон суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав стороны, представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспорено сторонами, что прокуратурой района с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославлю проведена проверка соблюдения МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях по адресу: <адрес>, требований законодательства о гражданской обороне в процессе эксплуатации сооружений гражданской обороны.
Объект гражданской обороны – убежище № в реестре муниципального имущества не значится, находится в собственности РФ, учтено в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях.
Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика МТУ о том, что утвержденный перечень объектов защитных сооружений гражданской обороны, подлежащих передаче в муниципальную собственность, в состав которого вошел объект ЗС ГО №, является основанием возникновения и регистрации права собственности соответствующего муниципального образования, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 2-4 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 утвержден “Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации”, в соответствии с п. 5 которого установлено, что в целях внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества при принятии решений Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом в указанных решениях должно быть определено, что право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта.
Таким образом, соответствующие перечни защитных сооружений ГО, планируемых к передаче в муниципальную собственность, не являются основанием возникновения и регистрации права собственности соответствующего муниципального образования. Документов, подтверждающих возникновение права муниципальной собственности на защитное сооружение гражданской обороны №, расположенное по адресу: <адрес>, в материалы дела не представлено. Кроме того, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях на дату рассмотрения дела не оспаривается факт нахождения спорного объекта в реестре федерального имущества.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определяются ФЗ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О гражданской обороне" федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Частью 1 ст. 8 ФЗ "О гражданской обороне" на органы государственной власти субъектов возложена обязанность по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны.
Частью 2 ст. 8 ФЗ "О гражданской обороне" на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Из анализа и толкования вышеуказанных норм Гражданского кодекса РФ, ФЗ "О гражданской обороне" суд приходит к выводу о том, что лицом, обязанным поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию объекты гражданской обороны, которые жизненно необходимы населению, в том числе в военное время, являются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов, органы местного самоуправления, в собственности которых находится тот или иной объект гражданской обороны.
Таким образом, лицом, обязанным содержать в надлежащем состоянии в соответствии с требованиями закона защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <адрес>, является МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены “Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны”, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
При проверке указанного ЗС ГО № выявлены многочисленные нарушения Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", которые нашли свое подтверждение в материалах дела.
Отсутствие надлежащего функционирования защитных сооружений гражданской обороны препятствует обеспечению защиты населения на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в том числе от проявления угроз террористического характера, способствует увеличению потенциального количества пострадавших в указанных ситуациях и противоречит основным принципам законодательства о противодействии терроризму.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора Заволжского района г. Ярославля к МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях о возложении обязанности в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Обязать МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях (ИНН: 3329056771, ОГРН: 1133340004401) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени путем выполнения следующих действий:
1) установить подставки на защитно-герметические и герметические
ворота на входах в защитное сооружение гражданской обороны;
устранить окрашивание резиновых деталей уплотнения металлических дверей;
обеспечить свободное закрывание защитно-герметической двери (дверь аварийного выхода из ЗС ГО);
окрасить в установленные цвета элементы инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в установленные цвета:
в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых;
в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС;
в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод;
в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды;
в коричневый - трубы системы отопления;
в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы;
выполнить маркировку на дверях помещений ЗС ГО;
привести инженерно-техническое оборудование ЗС ГО в неисправное состояние;
закрыть и опечатать санузлы, не используемые в хозяйственных целях;
провести оценку технического состояния ЗС ГО;
установить обозначение ЗС ГО на дверях входа со стороны въезда на территорию предприятия;
провести текущий и капитальный ремонт строительных конструкций ЗСГО;
провести оценку технического состояния фильтров-поглотителей (ФП);
выполнить проверку ЗС ГО на герметичность и подпор воздуха;
провести оценку технического состояния системы водоснабжения, канализации, а также оценку технического состояния емкостей для забора воды.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.В. Иванчикова
Мотивированное решение изготовлено 07.03.2023.