УИД 11RS0001-01-2021-007103-76 2а- 7363/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2021 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц- связи административное дело по административному исковому заявлению Овчинникова Станислава Николаевича к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России об оспаривании условий содержания в исправительном учреждении, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,
у с т а н о в и л :
Овчинников С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, оспаривая условия содержания в указанном учреждении в период с ноября 2020 по дату обращения в суд, настаивал на взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 800 000 рублей. ...
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России.
Административный истец непосредственного участия в рассмотрении дела не принял, ходатайств об этом в адрес суда от него не поступало.
Представитель административного ответчика иск не признала в полном объеме.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Исходя из требований положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).
В соответствии со ст.12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч.1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
Согласно ст.4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как установлено материалами дела, Овчинников С.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми. В 2020 году обращался с требованиями об оспаривании условий своего содержания в указанном исправительном учреждении с 18.08.2018 ( дело №2а-949/2021).
Как ранее было установлено судом в рамках рассмотрения данного дела, сводом правил №1454/пр предусмотрена комната воспитательной работы и групповой психологической работы с осужденными. Комната воспитательной работы в отряде №9 (СУОН №1) ФКУ ИК-25 имеется. Комната религиозных обрядов в отряде отсутствует, поскольку такого помещения при проектировании и строительства здания СУОН в 1976-1977гг. в действующих на тот период «Указаний про проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД ССР (ВСН 10-73/МВД СССР) предусмотрено не было. По информации ФКУ ИК-25 данная комната будет создана после реконструкции здания. Само по себе отсутствие того или иного помещения не может являться безусловным основанием для утверждения о нарушении прав и свобод. Материалы дела не содержат сведений, что в данной части Овчинников С.Н. нуждался в данной комнате.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Рассматривая требования истца в остальной части, суд исходит из следующего.
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии со ст.99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Как достоверно свидетельствуют представленные материалы, в пользовании осужденных, содержащихся в отряде №9 (СУОН №1) ФКУ ИК-25 находится 188,03 кв.м. площади жилых помещений (спальные помещения отряда без учета площади комнаты ПВР, а также без учета вспомогательных помещений).
Согласно журнала учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных, в период содержания административного истца в указанном отряде перелимита осужденных не имелось: среднесписочная численность лиц, содержащихся в отряде №9, с учетом отсутствующих в связи с водворением в ШИЗО, и по иным основаниям, составляла посуточно от 46 до 64 человек). Таким образом, приходящаяся на каждого члена отряда жилая площадь значительно превышала установленную национальным законодательством норму 2 кв.м. на человека.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что "фактор чрезвычайной переполненности" при содержании истца в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми не имел места.
Душевые помещения в ФКУ ИК-25 спроектированы и оснащены в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП. Наличие индивидуальных душевых кабинок для обеспечения приватности при помывке лиц одного пола Инструкцией не предусмотрено, сам факт отсутствия перегородок между душевыми лейками не находится в каком- либо противоречии с общепринятыми в обществе бытовыми нормами поведения, т.к. соответствует организации деятельности общественных бань.
Туалетные комнаты разделены полноразмерными перегородками и дверными полотнами, обеспечивающими необходимую степень приватности при отправлении соответствующих нужд. Как следует из пункта 14.4.8 СП 308.1325800.2017 и приложения А к нему, в камерах ШИЗО, одиночных камерах, камерах ДИЗО следует предусматривать, в том числе: раковину (умывальник); изолированную кабину с унитазом. В пункте 5 примечания к приложению N 1 приказа ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее - Приказ N 512) установлено, что камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещений камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном и умывальник), окно - форточкой. Установленное сантехническое оборудование -разновидность унитаза типа "Чаша Генуя" (напольный унитаз), соответствует требованиям СП 17-02 Минюста России.
Качество воды, поступающей в водопроводные сети учреждения, соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 и ГН 2.1.5.1315-О3. В соответствии с обязательными ежемесячными лабораторными анализами, проводимой химической и бактериологической лабораториями ОАО «...» вода, поступающая в водопроводные сети учреждения, в том числе отряды, ШИЗО/ПКТ, банно-прачечный комплекс соответствуют требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода...» и ГН 2.1.5.1315-О3 «ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно- бытового водопользования». Сотрудниками ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ежемесячно производится отбор воды из водопроводной системы учреждения на бактериологические показатели и превышение допустимых норм не установлено.
Питание осужденных в оспариваемый период отбывания наказания истцом в ФКУ ИК-25 осуществлялось в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 205 от 11.04.2005, Приказа Минюста России № 125 от 02.08.2005, Приказа Минюста России № 48 от 26.02.2016, Приказа Минюста России № 696 от 02.09.2016, Приказа Минюста России № 189 от 17.09.2018.
Согласно пункта 106 главы 6 Приказа №696 еженедельно начальник учреждения или по его указанию один из заместителей проводит контроль полновесности готовых порций (определение массы первых, мясных (рыбных) порций, вторых, третьих блюд и холодных закусок).
Никаких сведений о нарушении в оспариваемый период норм питания осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми не имеется. Актом проверки №17 от 19.03.2021, проведенной специалистами Филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России каких- либо нарушений в указанной части в работе служб ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, не установлено.
Согласно СП308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух. частях) во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать: приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием; вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением. Удаление воздуха естественным путем следует предусматривать через внутристенные вытяжные каналы.
Наличие принудительной вытяжной вентиляции в других помещениях, в том числе, помещениях ШИЗО/ПКТ законодательством не предусмотрено.
Камеры здания «ШИЗО/ПКТ» оборудованы вентиляцией с естественным побуждением, что допускается требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10. Имеется одно окно, оборудованное форточкой, позволяющей обеспечивать проветривание помещения. В отрядах, где проживают осужденные, воздухообмен осуществляется естественным путем, через оконные и дверные проемы, внутристенные вытяжные каналы. В коридоре здания ШИЗО-ПКТ установлена вентиляция с механическим побуждением. При проверке специалистами ФКУЗ МСЧ-11 установлено соответствие параметров микроклимата ( температура, влажность, освещенность) помещений общежития СУОН и камер блока ШИЗО/ПКТ установленным санитарным нормативам. Дефицита кислорода не выявлено.
В 2013 году в здании ШИЗО/ПКТ проведен капитальный ремонт кровли с установкой новой вытяжной вентиляции с естественным побуждением с выводом на крышу здания, что отвечает требованиям п.20.17 СП 17-02 Минюста России. В июне 2018 году произведена установка вентилятора.
В помещениях банно-прачечного комплекса функционирует механическая вытяжная вентиляция, которая находится в исправном состоянии.
Общие санитарно гигиенические и бытовые условия удовлетворительные, о чем свидетельствуют материалы проверки ЦГЭСН ФКУЗ МСЧ-11. Искусственное освещение в камерах соответствует п.20.33 СГ1 17-02 Минюста России.
Доводы административного истца о нарушении его права на частную жизнь применением средств фото- видеофиксации в оспариваемый период содержания в исправительном учреждении, также не могут свидетельствовать о нарушении ст.3 Конвенции.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 16 февраля 2006 года N 63-О, от 20 марта 2008 года N 162-О-О, от 23 марта 2010 года N 369-О-О) применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. Лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Таким образом, ограничение конституционных прав, в том числе на неприкосновенность частной жизни, является допустимым и оправданным в целях обеспечения личной безопасности подозреваемых и обвиняемых, а также сотрудников учреждения.
Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации четко обозначена предупредительная направленность использования технических средств в исправительных учреждениях, такое ограничение конституционных прав осужденного является допустимым и оправданным в целях осуществления контроля, обеспечивающего личную безопасность осужденных и персонала учреждения, позволяет в значительной степени снизить вероятность совершения побегов, обеспечить надежную охрану и изоляцию осужденных, повысить эффективность постоянного надзора за ними, поэтому не может рассматриваться как нарушающее, или ограничивающее права истца. При этом сам по себе факт применения средств аудиовизуального надзора и контроля еще не свидетельствует о причинении истцу физических или нравственных страданий.
При этом, уголовно-исполнительное законодательство не содержит запрета на осуществление надзора сотрудниками-женщинами за поведением осужденных в месте их проживания, исходя из того, что спальные помещения не являются местом, где должна обеспечиваться приватность для осужденных. Видеомониторинг туалетных комнат административным ответчиком, вопреки утверждениям об этом истца, не производится.
Требования к оборудованию прогулочных дворов закреплены в утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02 июня 2003 года N 130 дсп Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России). При размещении прогулочных дворов на территории локальных участков подстилающие слои полов в прогулочных дворах должны выполняться бетонными толщиной не менее 100 мм (пункт 16.14 Инструкции).
В здании ШИЗО/ПКТ имеется четыре прогулочных двора площадью от 7,63 кв.м. до 7,97 кв.м.
В соответствии с подпунктом 3 примечания таблицы 14 пункта 9.14 Инструкции вместимость прогулочных дворов следует принимать с учетом покамерного вывода осужденных на прогулку, не допуская одновременного пребывания в одном прогулочном дворе осужденных, содержащихся в разных камерах, что также отражено в пункте 20 таблицы 14.4 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр. Никаких достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих о том что условия содержания административного истца во время прогулок были неудовлетворительными и нарушили его права, не имеется. Рассадка в прогулочные дворы производится с учетом количества человек, выводимых на прогулочные мероприятия, с учетом требований действующего законодательства о недопущении одновременного пребывания в одном прогулочном дворе осужденных, содержащихся в разных камерах. Право истца на ежедневную прогулку при содержании в ШИЗО реализовано.
Таким образом, доводы административного истца о нарушении условий его содержания не находят своего подтверждения в ходе разбирательства по делу. Данные условия соответствовали требованиям нормативных правовых актов, нарушения ими прав административного истца, в том числе ст.3 Конвенции по правам человека, не установлено.
Все те перечисленные в иске неудобства, которые, по мнению административного истца, причинили ему страдания, не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы и является закономерным следствием его собственных действий.
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание. Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленных государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
Действия административного ответчика по изъятию нательного белья в период содержания истца в камере ШИЗО, также не являются нарушающими ст. ст. 3 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Пунктами 16 и 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 установлено, что осужденные обязаны, в частности соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении, выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы.
Как следует из материалов дела, при помещении Овчинникова С.Н. в камеру ШИЗО №8 ... последний отказался надевать выданный ему из подменного фонда ШИЗО/ПКТ костюм х/б.
Согласно ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Статьей 11 УИК РФ установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч. 2); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (ч. 6).
Исходя из ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В соответствии с ч. 3 ст.82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 (далее по Правила №295), осужденным запрещается брать с собой в ШИЗО имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, мыла, зубной щетки, зубной пасты (зубного порошка), туалетной бумаги, средств личной гигиены, тапочек, письменных и почтовых принадлежностей, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Индивидуальные средства гигиены, одноразовые бритвы и посуда для приема пищи (за исключением кружек) хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ШИЗО только на определенное распорядком дня время (п.152). При приеме осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры проводится обыск осужденных, санитарная обработка, также включающая в себя помывку, после чего осужденные переодеваются в одежду, закрепленную за этими помещениями (п. 159).
Согласно примечанию к приложению № 1 к Правилам № 295 количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу ИУ, утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей.
Требования правил ношения одежды установленного образца для осужденных, содержащихся в ШИЗО ФКУ ИК-25, предусмотрены приложением к приказу начальника ФКУ ИК-25, и предусматривает ношение одежды костюма х/б, который выдается из подменного фонда ШИЗО на период отбывания дисциплинарного взыскания.
В перечень предметов и личных вещей, которые могут иметь при себе осужденные в камере ШИЗО нательное белье, а также дезодорант, не входит, при этом входит: мыло в мыльнице, печатные издания из библиотеки, туалетная бумага, очки, кроме солнцезащитных, полотенце установленного образца, иконы без стекла для нательного или карманного ношения, нательный крест (амулет), религиозная литературы, трусы, тапочки, костюм х/б установленного образца ( с подменного фонда ШИЗО), кружка пластмассовая установленного образца.
Ни п.152 Правил № 295, ни приказ начальника ФКУ ИК-25, не содержат указания о том, что при водворении осужденного в ШИЗО при нем должно быть оставлено нательное белье. Напротив, из указанных пунктов требований следует, что личные вещи, не включенные в перечень, принимаются на хранение, взамен осужденному выдается из подменного фонда ШИЗО костюм х/б, а также постельные принадлежности.
В период пребывания в ШИЗО ФКУ ИК-25 административный истец был обеспечен тем перечнем предметов и личных вещей, которые предусмотрены требованиями п.152 Правил № 295 и приказом №75 начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.
Выполнение физзарядки в ШИЗО также не свидетельствует о нарушении прав административного истца, т.к. в силу п.20 Правил внутреннего распорядка в каждом ИУ устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.
Согласно пункту 21 названных Правил распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно - массовых мероприятиях, отбоя.
Согласно приложению N 6 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений физическая зарядка - продолжительностью до 15 минут - включена в примерный распорядок осужденных.
Во исполнение пункта 20 утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации N 295 от 16 декабря 2016 года Правил, приказом начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК утвержден распорядок дня для лиц, отбывающих наказание в данном исправительном учреждении.
В приложении к данному приказу для осужденных, содержащихся в камерах ШИЗО, ПКТ ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК определен распорядок дня, включающий выполнение осужденными физической зарядки.
В соответствии со статьей 110 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Физическое воспитание является одной из форм воспитательной работы с осужденными, которая предусмотрена законом.
В соответствии с положениями статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны: соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Требование о выполнении осужденными определенного комплекса физических упражнений, утвержденного начальником исправительного учреждения, в период, установленный распорядком дня и выполнение которого предусмотрено Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения, в свою очередь, не исключающего проведение физической зарядки в помещениях камерного типа, не свидетельствует о нарушении прав осужденных.
Физическое воспитание, одной из основных его форм которого является ежедневная физическая зарядка, направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья осужденных. В данном случае, исходя из того, что положениями действующего законодательства не установлено каких-либо ограничений относительно включения физической зарядки в распорядок дня осужденных при отбытии ими наказаний в ШИЗО, требования должностного лица о его выполнении суд расценивает, как правомерные.
Комплекс упражнений утренней физической зарядки подобран так, что не требует помещения большой площади, является непродолжительным по времени, и доводы заявителя об отсутствии в ШИЗО принудительной вентиляции и других необходимых условий для его выполнения, не могут быть приняты во внимание судом, как лишенные бесспорных правовых аргументов.
Нарушений прав административного истца, в том числе предусмотренных ст.ст.3 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также положений УИК РФ, оспариваемыми действиями не допущено.
С учетом изложенного, заявленные требования истца о признании ненадлежащими условий содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в период времени с ноября 2020 по май 2021 удовлетворению не подлежат.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии каких-либо условий, которые бы привели к нарушению ст.3 Конвенции по правам человека.
Поскольку требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является производным от основного требования, оснований для его удовлетворения также не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Овчинникова Станислава Николаевича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми об оспаривании условий содержания в исправительном учреждении в период времени с ноября 2020 года по май 2021 года, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Ю.А.Дульцева
В окончательной форме решение принято судом 29 ноября 2021 года.