Решение по делу № 33-2754/2023 от 11.01.2023

    Судья Л.М. Халилова                                                  Дело № 33-2754/2023

                                            № 2-2261/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        г. Уфа                            1 февраля 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи     Фроловой Т.Е.,

судей                     Кривцовой О.Ю. и Набиева Р.Р.

при секретаре                Власове Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Рысаевой Ф.С. на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 14 ноября 2022 г.,

заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан Фроловой Т.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Рысаева Ф.С. обратилась в суд с иском (с учетом последующих уточнений) к администрации городского округа г.Салават Республики Башкортостан о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по месту жительства, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включении во внеочередной список на предоставление жилого помещения по категории граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания.

В обоснование исковых требований указала, что 19 апреля 2021 г. обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по месту жительства, однако постановлением администрации городского округа г.Салават Республики Башкортостан от 3 июня 2021 г. №1030-п ей было отказано.

Полагает данное постановление незаконным, поскольку вселение и регистрация членов семьи Рысаевой Ф.С. (дочери и двоих внуков) в приобретенную ею с использованием жилищного сертификата квартиру по адресу адрес обусловлена отсутствием у указанных лиц жилья, не является действиями по преднамеренному ухудшению жилищных условий; при этом Рысаева Ф.С. страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2012 г. № 987.

Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 14 ноября 2022 г. постановлено:

исковое заявление Рысаевой Ф.С. к администрации городского округа г.Салават Республики Башкортостан о признании незаконным и отменить постановления главы Администрации городского округа г.Салават от 03.06.2021 №1030-п и обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включении во внеочередной список на предоставление жилого помещения по категории граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, - оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Рысаева Ф.С. просит решение суда отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам искового заявления. По утверждению истицы, она страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2012 г.            № 987, однако фактически жилое помещение во внеочередном порядке ей предоставлено не было.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Рысаеву Ф.С., Гафарову З.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Данный вывод в полной мере согласуется с положениями пункта 2 части 1, части 2 статьи 51, пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которых гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, содержащийся в статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим.

Согласно положениям статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации не истечение предусмотренного статьей 53 данного Кодекса срока является самостоятельным основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Решением Совета городского округа г. Салават Республики Башкортостан от 19 января 2006 № 1-5/79 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 (двенадцати) квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере от 14 (четырнадцати) квадратных метров до 18 (восемнадцати) квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Разрешая спор, суд правильно сослался на приведенные выше нормы права и пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истицей требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.

Так, судом установлено и сторонами не оспаривается, что Рысаева Ф.С. является инвалидом 1 группы бессрочно, по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно части 2 пункта 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 987н и на дополнительную жилую площадь в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 г. №991н, вступивших в силу 1 января 2018 г. на основании Постановления правительства от 21 июля 2017 н. №859. Код заболевания: ...

С 23 апреля 2014 г. Рысаева Ф.С. является единоличным собственником квартиры общей площадью 32,8 кв.м. по адресу адрес, приобретённой ею в том числе за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты, предоставляемой в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 сентября 2011 г. №322 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета» на основании Сертификата о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилых помещений №4384 от 3 декабря 2013 г. (л.д. 8, 18-20).

19 апреля 2021 г. истица обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее с составом семьи из двух человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с обеспеченностью площадью жилого помещения менее учетной нормы (л.д. 60-61).

Постановлением администрации городского округа г.Салават Республики Башкортостан от 3 июня 2021 г. №1030-п в удовлетворении данного заявления было отказано по тем основаниям, что в квартире общей площадью 32,8 кв.м. по адресу адрес, приобретенной с использованием средств жилищного сертификата, Рысаева Ф.С. до 25 декабря 2020 г. была зарегистрирована одна. В настоящее время в квартире зарегистрированы три человека: Рысаева Ф.С. и ее внуки Гафаров Рафаэл А. и Гафаров Роберт А., при этом Гафарову Рафаэлу А. и Гафарову Роберту А. на праве общей долевой собственности (в 1/6 доле каждому) принадлежит комната площадью 19,3 кв.м. по адресу адрес (л.д. 16, 62-67, 84). Администрация пришла к выводу об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в связи с тем, что срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не истек, а также в связи с не предоставлением документов, которые подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 59).

Вышеуказанные обстоятельства достоверно подтверждены материалами дела, из которых видно, что на момент принятия оспариваемого постановления внуки истицы являлись долевыми собственниками комнаты площадью 19,3 кв.м. по адресу адрес (в 1/6 доле каждый).

Разрешая вопрос о законности постановления, суд правомерно посчитал, подлежащими учету как площадь принадлежащей истице жилого помещения по адресу адрес (32,8 кв.м.), так и площадь 1/3 (1/6 +1/6) долей в жилом помещении по адресу адрес, ком.3 (19,3 кв.м./3 = 6,43 кв.м.).

          С учетом суммарной общей площади двух указанных жилых помещений, количества прописанных в жилых помещениях, на семью Рысаевой Ф.С., состоящую из трех человек с 14 января 2021 г., приходилось на каждого более 13 кв.м, что превышает учетную норму, установленную в размере 12 кв. м.

Доводы стороны истца о том, что регистрация своих членов семьи по месту жительства у которых отсутствует жилье не является действиями по преднамеренному ухудшению жилищных условий, так как мать Гафарова Рафаэла А. и Гафарова Роберта А. Гафарова З.К. (дочь истицы) признана потерпевшей по уголовному делу в августе 2019г., а также в отношении нее завершена процедура реализации имущества в 2020г., обоснованно не были приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления Гафарова З.К. в квартире по адресу адрес не была зарегистрирована, зарегистрировалась 17 января 2022 г., а жилое помещение по адресу адрес, ком.3, принадлежащее Гафаровым на праве общей долевой собственности, было продано после вынесения оспариваемого постановления (л.д. 88-89, 108). Кроме того, данное обстоятельство, не является юридически значимым для разрешения настоящего спора.

При таких обстоятельствах, на момент обращения истца с заявлением в администрацию городского округа г.Салават Республики Башкортостан отсутствовали правовые основания для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет.

Соответственно, оснований для удовлетворения иска в части признании незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется, о чем судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод.

Судебная коллегия так же соглашается с выводами суда об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований истца о возложении на ответчика обязанности принять истицу на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить во внеочередной список на предоставление жилого помещения по категории граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, поскольку суд не может подменить собой деятельность органов местного самоуправления, на которые возложены функция по учету граждан, нуждающихся в жилом помещении.

Истица после продажи Гафаровыми комнаты по адресу адрес к ответчику с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не обращалась.

С постановленным по делу решением об отказе в удовлетворении исковых требований судебная коллегия соглашается, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.

Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам искового заявления, а также доводы о том, что истица страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2012 г.            № 987, однако фактически жилое помещение во внеочередном порядке ей предоставлено не было, сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.

Как уже было сказано выше, на момент обращения истца с заявлением в администрацию городского округа г.Салават Республики Башкортостан отсутствовали правовые основания для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет, поскольку у зарегистрированных совместно с ней внуков Гафаровых имелось в собственности другое жилое помещение, в связи с чем на семью Рысаевой Ф.С., состоящую из трех человек с 14 января 2021 г., приходилось более учетной нормы в размере 12 кв. м.

После продажи Гафаровыми данного помещения, имевшей место уже после вынесения оспариваемого постановления, истица к ответчику с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не обращалась.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.

Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от     14 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу          Рысаевой Ф.С. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара), путем подачи кассационной жалобы в суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 февраля 2023 г.

33-2754/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Рысаева Фирдаус Сафиулловна
Ответчики
Администрация городского округа г. Салават РБ
Другие
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору
Отдел опеки и попечительства Администрации городского округа города Салават
Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан
Правительство Республики Башкортостан
Гафарова Зугра Камиловна
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Фролова Татьяна Евгеньевна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
12.01.2023Передача дела судье
01.02.2023Судебное заседание
17.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2023Передано в экспедицию
01.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее