Решение по делу № 3а-3/2019 от 26.11.2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28 января 2019 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И.

при секретаре Черепановой О.М.,

с участием прокурора Хорошевой О.Я., представителя административного истца Гузеевой Н.И., представителя избирательной комиссии Республики Бурятия Ульихина В.С., заинтересованного лица Глобенко Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-3/2019 по административному исковому заявлению Заиграевского районного Совета депутатов муниципального образования «Заиграевский район» к Избирательной комиссии Республики Бурятия о признании незаконным и отмене Постановления от 18 мая 2018 г. № 75/861-6, о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Заиграевский районный Совет депутатов муниципального образования «Заиграевский район» (далее Совет депутатов) обратился с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Избирательной комиссии Республики Бурятия от ... ..., возложении обязанности на Избирательную комиссию Республики Бурятия направить административному истцу предложения по соответствующим законодательству кандидатурам, заявление которых поступили в Избирательную комиссию Республики Бурятия.

Исковые требования мотивированы тем, что в муниципальном образовании «Заиграевский район» ведется работа по формированию Избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район». ... в газете «Вперед» было публиковано информационное сообщение о сроке и порядке внесения предложений по кандидатам в состав избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район», утвержденное решением Заиграевского районного Совета депутатов муниципального образования «Заиграевский район» от ... .... В соответствии с требованиями части 9 статьи 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Избирательная комиссия Республики Бурятия обязана предоставить предложения по составу формируемой Избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район». При этом, граждане ФИО16 ФИО17 ФИО18 ФИО19 ФИО20 обратились к административному ответчику с необходимым пакетом документов и с согласием о назначении их членами Избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район». Однако указанную обязанность административный ответчик не исполнил, предложение в адрес административного истца не направил и принял оспариваемое Постановление. Из содержания данного постановления следует, что при наличии заявлений граждан Избирательная комиссия Республики Бурятия решила свои предложения в Заиграевский районный совет депутатов о кандидатурах Избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район» не направлять. Мотивов принятия данного постановления в нем не приводятся. Такое решение Избирательной комиссии Республики Бурятия нарушает право муниципального образования «Заиграевский район» на формирование своей избирательной комиссии. Кроме того, Избирательной комиссией Республики Бурятия нарушены также избирательные права граждан, которые желают стать членами избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район» и которые обратились с соответствующими заявлениями к административному ответчику.

В судебном заседании представитель административного истца Гузеева Н.И. доводы исковых требований поддержала в полном объеме.

Заинтересованное лицо Глобенко Л.В. доводы административного искового заявления поддержала.

Представитель Избирательной комиссии Республики Бурятия Ульихин В.С. просил в удовлетворении иска отказать.

Ранее, представитель административного ответчика, в ходе подготовке к рассмотрению дела пояснял, что обязанность избирательной комиссии муниципального образования «<...>» на территориальную избирательную комиссию не возложена.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключения прокурора Хорошевой О.Я., полагавшей, что имеются основания для удовлетворения административного искового заявления, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 06.10.203 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона № 131-ФЗ порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

Пунктом 7 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Частью 8 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Согласно части 9 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ представительный орган муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 № 419-III «О выборах депутатов представительного органа муниципального образовании в Республике Бурятия» формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 67. Срок приема предложений по составу избирательной комиссии муниципального образования составляет 30 дней.

Статьей 37 Устава муниципального образования «Заиграевский район» предусмотрено, что полномочия избирательной комиссии, порядок и гарантии ее деятельности регулируются федеральными законами, законами Республики Бурятия, положением, принимаемым Советом депутатов.

Решением Заиграевского районного Совета депутатов муниципального образования «Заиграевский район» от 09.02.2018 г. № 253 утверждено Положение об избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район».

Согласно частям 1, 5, 6 статьи 7 Положения комиссия формируется в составе десяти членов Комиссии с правом решающего голоса. Совет депутатов назначает половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений: от политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; от политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Народном Хурале Республики Бурятия, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 59 Закона Республики Бурятия от 06.01.2004 г. № 603-III. Совет депутатов обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе предложений Избирательной комиссии Республики Бурятия.

Учитывая указанные положения, в т.ч. положения Закона Республики Бурятия № 419-III, доводы представителя административного ответчика о том, что в Республики Бурятия не предусмотрена возможность формирования избирательной комиссии муниципального образования, являются необоснованными.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что в настоящее время полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район» на территориальную избирательную комиссию не возложены.

Таким образом, Заиграевский районный Совет депутатов муниципального образования «Заиграевский район» имел право сформировать избирательную комиссию муниципального образования «Заиграевский район».

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Учитывая, что федеральным, республиканским законодательством, а также муниципальными актами предусмотрено право Совета депутатов на формирования избирательной комиссии муниципального образования доводы административного ответчика о том, что административный истец не обладает самостоятельным правом оспаривать постановление Избирательной комиссии Республики Бурятия, подлежат отклонению.

Из материалов дела следует, что 09 февраля 2018 г. Решением Совета депутатов № 254 принято решение о формировании избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район».

Данным решением также утвержден текст сообщения, содержащейся в приложении № 1 к указанному решению.

Решением Совета депутатов № 260 от 13 апреля 2018 года в решение № 254 внесены изменения, приложение № 1 изложено в новой редакции.

Согласно данного приложения:

1.Заиграевский районный Совет депутатов муниципального образования «Заиграевский район» сообщает о предстоящем формировании избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район».

2.Избирательная комиссия формируется в количестве 10 членов с правом решающего голоса.

3.Половина от общего числа Избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район» назначается Заиграевским районным Советом депутатов муниципального образования «Заиграевский район» на основе поступивших предложений от политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; от политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Народном Хурале Республики Бурятия, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 59 Закона Республики Бурятия от 06.01.2004 г. № 603-III.

4.Половина от общего числа Избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район» назначается Заиграевским районным Советом депутатов муниципального образования «Заиграевский район» на основе поступивших предложений Избирательной комиссии Республики Бурятия, подготовленных с учетом предложений общественных объединений.

5. Предложения о кандидатурах для назначения членами Избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район» с правом решающего голоса принимаются с 19 апреля 2018 года по 18 мая 2018 года.

Факт направления указанных решений в Избирательную комиссию Республики Бурятия сторонами не оспаривается.

В период с 19 апреля 2018 г. по 18 мая 2018 г. в Избирательную комиссию Республики Бурятия поступило 6 заявлений от граждан, предоставивших свои сведения в качестве кандидатов для назначения членами Избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район» с правом решающего голоса (Афанасьева О.Ю., Батурина А.В., Глобенко Л.В., Мороз А.Ю., Сафонова А.С., Хусаев Ж.Ж.).

18 мая 2018 г. Избирательной комиссией Республики Бурятия вынесено постановление ..., из которого следует, что рассмотрев предложения о кандидатурах Афанасьевой О.Ю., Батуриной А.В., Глобенко Л.В., Мороза А.Ю., Сафоновой А.С., Хусаева Ж.Ж. для назначения членами избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район» Избирательная комиссии Республики Бурятия постановила – предложения в Заиграевский районный Совет депутатов муниципального образования «Заиграевский район» о кандидатурах для назначения членами избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район» с правом решающего голоса не направлять.

... на имя председателя Совета депутатов Чмелева А.А. за подписью председателя Избирательной комиссии Республики Бурятия Ивайловского Д.А. было направлено письмо, которым сообщают, что рассмотрев документы по выдвижению кандидатур в состав избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район», поступившие в Избирательную комиссию Республики Бурятия принято решение о не направлении предложений в Заиграевский районный Совет депутатов муниципального образования «Заиграевский район».

Рассматривая довод представителя административного ответчика о пропуске административным истцом срока обращения в суд, прихожу к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Копия письма Избирательной комиссии Республики Бурятия от 18 мая 2018 г. получена административным истцом 21 мая 2018 г.

Данное обстоятельство подтверждается факсовой копией письма, представленного истцом, на котором стоит отметка о получении «21 мая 2018 09:46» и стороной истца не отрицается.

Таким образом, Совет депутатов узнал о принятии административным ответчиком решения о не направлении в их адрес предложений о кандидатурах для назначения членами избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район» 21 мая 2018 г., тогда как в суд обратились 26 ноября 2018 г., т.е. за пределами трехмесячного срока обращения в суд.

Ссылка представителя административного истца о том, что срок обращения в суд нужно исчислять с момента получения копии постановления от 18 мая 2018 г. (ноябрь 2018 года), подлежит отклонению как основанное на неправильном толковании норм права.

Законодательство предусматривает начало течения срока обращения в суд с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Административный истец имел право и возможность истребовать у административного ответчика информацию о том, в каком виде принято решение об отказе в направлении предложений о кандидатурах и запросить это решение, что сделано не было.

Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, не приведено.

Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Кроме того, по мнению суда, право административного истца на формирование избирательной комиссии муниципального образования «Заиграевский район» может быть реализовано и при не направлении административным ответчиком предложений о кандидатурах для назначения членами такой избирательной комиссии.

Так, частью 9.3 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что в случае, если указанных в пунктах 8, 9 или 9.1 настоящей статьи поступивших предложений не достаточно для реализации соответственно пунктов 8, 9 или 9.1 настоящей статьи, назначение оставшихся членов комиссии осуществляется на основе предложений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.

Учитывая все изложенные обстоятельства, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Заиграевского районного Совета депутатов муниципального образования «Заиграевский район» к Избирательной комиссии Республики Бурятия о признании незаконным и отмене Постановления от 18 мая 2018 г. № 75/861-6, о возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятии его в окончательной форме.

Судья                  Е.И. Захаров

3а-3/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура РБ
Заиграевский районный Совет депутатов МО "Заиграевский район"
Ответчики
Избирательная комиссия РБ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
26.11.2018Регистрация административного искового заявления
27.11.2018Передача материалов судье
29.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
29.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2018Подготовка дела (собеседование)
10.01.2019Подготовка дела (собеседование)
10.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2019Судебное заседание
28.01.2019Судебное заседание
01.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2019Дело оформлено
13.03.2019Дело передано в архив
28.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее