РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2020 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры в составе председательствующего судьи Ахметова Р.М.
при секретаре Кыневой Г.Г.,
с участием представителя административного истца – Губина А.Г., действующего на основании доверенности, административного ответчика главы с.п. Сибирский и представителя административного ответчика Администрации с.п. Сибирский Иванова А.А., прокурора Лукашевича А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело № 2а – 2174/2020 по административному исковому заявлению АО «Югра-Экология» к Администрации сельского поселения Сибирский о признании недействующим с даты принятия постановления администрации сельского поселения Сибирский от 17.07.2019 года № 23 «О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения Сибирский от 20.12.2017 года № 49 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Сибирский» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов и взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Югра-Экология» обратилось суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Сибирский. Просил признать недействующим с даты принятия постановление администрации сельского поселения Сибирский от 17.07.2019 года № 23 «О внесении изменений в постановление администрации от 20.12.2017 года № 49 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Сибирский» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов. Административный истец свои требования мотивирует тем, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, что следует из статьи 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что следует из соглашения №25, заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры 02.04.2018 года. В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО. Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2016 №79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами». 17 июля 2019 года администрацией сельского поселения Сибирский, в целях реализации отдельных государственных полномочий принято постановление №23 от 17 июля 2019 года «О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения Сибирский от 20.12.2017 №49 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Сибирский». Указанным постановлением административным ответчиком изменены ранее принятые нормативы накопления в пользу их уменьшения по многоквартирным домам и индивидуальным жилым домам. С принятым постановлением административный истец не согласен, поскольку постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений. Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд, независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта, каждой категории, суммируются по дням недели. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов рассчитываются с учетом всех четырех сезонов в году. Административным ответчиком при принятии постановления №23 от 17.07.2019 использовались методы, которые противоречат требованиям постановления Правительства № 269, что влечет недействительность постановления № 23 от 17.07.2019. Кроме того, административный истец указывает, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории с.п. Сибирский оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в ХМАО-Югре утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 21.10.2016 №559-рп (Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 №1130. Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 07.12.2018 №647-рп, в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам накопления ТКО на территории с.п. Сибирский. Изменения нормативов накопления обусловлено, в том числе, принятием административным ответчиком Постановления от 20.12.2017 №49 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Сибирский». В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исхода из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Между тем, по прошествии менее 1 года после последнего изменения нормативов накопления и внесения изменений в Терсхему, административным ответчиком было принято новое постановление, которым нормативы накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим Постановлением № 49 от 20.12.2017 года и по сравнению с теми, что вошли в Терсхему и тарифную заявку. Указанное изменение повлекло для административного истца возникновение убытков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № рублей № копеек.
В судебном заседании представитель административного истца – Губин А.Г. исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске.
В судебном заседании административный ответчик глава с.п. Сибирский и представитель административного ответчика Администрации с.п. Сибирский Иванов А.А. возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что, замеры проводились администрацией Ханты-Мансийского района и им были выданы рекомендации по использованию нормативов установленных Генеральной схемой очистки Ханты-мансийского района. Просит суд в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагавшего необходимым исковое заявление удовлетворить, поскольку нарушена процедура принятия указанного нормативного акта, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статье 5 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 4 статьи 24.10 названного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст.24.6 вышеуказанного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Судом установлено, что акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что следует из соглашения №25, заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ.
В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.
Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2016 № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».
Постановлением администрации сельского поселения Сибирский Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №49 от 20 декабря 2017 года утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Сибирский.
Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории с.п. Сибирский оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 21.10.2016 № 559-рп» (Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130.
Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 07.12.2018 № 647-рп, в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам накопления ТКО на территории Ханты-Мансийского района, в том числе и на территории с.п. Сибирский. Изменения нормативов накопления ТКО внесены на основании постановления администрации городского поселения Сибирский от 20.12.2017 №49 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Сибирский».
В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исхода из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением администрации сельского поселения Сибирский №23 от 17.07.2019 были внесены изменения в постановление администрации сельского поселения Сибирский №49 от 20.12.2017 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Сибирский». При этом нормативы накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим Постановлением №49 от 20.12.2017 и по сравнению с теми, что вошли в Терсхему и тарифную заявку.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Статьей 11 и ст.12 указанного постановления установлено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п.9 методических рекомендаций установлены сроки проведения замеров:
а) зима - декабрь, январь;
б) весна - апрель;
в) лето - июнь, июль;
г) осень - сентябрь, октябрь.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным ответчиком замеры массы и объема накопления твердых коммунальных отходов на территории с.п. Сибирский в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр не проводились, что и не отрицается административным ответчиком.
При этом, представленный отчет «Генеральная схема очистки территории Ханта-Мансийского района» в качестве доказательства проведения замеров на территории с.п. Сибирский, судом не принимается, поскольку как следует, при расчете нормативов учитывались нормы накопления других муниципальных образований, а не Ханты-Мансийского района, что свидетельствует о том, что фактические замеры массы и объема накопления ТБО не проводились.
Таким образом, постановление № 23 от 17.07.2019 года администрацией сельского поселения Сибирский Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в части определения нормативов накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов принято без каких-либо оснований и в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Кроме того, оспариваемое постановление в части определения нормативов накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, безусловно нарушает права и законные интересы АО «Югра-Экология» поскольку его исполнение влечет убытки для указанного акционерного общества.
При определении момента, с которого следует признать не действующим в части оспариваемое постановление, суд учитывает разъяснения указанные в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его, не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения оспариваемого нормативного правового акта применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан. Следовательно, оспариваемые положения данного нормативного правового акта подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу, а не с даты принятия оспариваемого постановления, как просит административный истец.
В силу ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии со ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд, расходы на оплату услуг представителей.
В силу ч. 1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно платежного поручения истцом оплачена государственная пошлина за подачу искового заявления в сумме 4500 рублей.
Таким образом, требования в данной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования акционерного общества «Югра-Экология» удовлетворить частично.
2. Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации сельского поселения Сибирский от 17.07.2019 года № 23 «О внесении изменений в постановление администрации от 20.12.2017 года № 49 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Сибирский» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов.
3. Взыскать с администрации сельского поселения Сибирский в пользу акционерного общества «Югра-Экология» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
4. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
5. Опубликовать решение суда в районной газете «Наш район» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
6. Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано 29 июня 2020 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подпись Р.М. Ахметов
Копия верна
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Р.М. Ахметов