Дело №2-481/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2023 года                                                                                г. Реутов Московская обл.

Реутовский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Волковой Э.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малявчик Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению законного представителя (опекуна) несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4 – Лазарева Юрия Валерьевича к Окружному управлению социального развития №1 Министерства социального развития Московской области об установлении факта постоянного проживания в Московской области,

У С Т А Н О В И Л:

Лазарев Ю.В. обратился в суд с иском как законный представитель (опекун) несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4 к Окружному управлению социального развития №1 Министерства социального развития Московской области об установлении факта постоянного проживания в Московской области, имеющего юридическое значение для реализации прав, предусмотренных Законами Московской области №№ 36/2006-03, 1/2006-03, 258/2017-03 от 27.12.2017, 136/2018-03 от 23.07.2018, 149/2018-03 на предоставление мер социальной поддержки и получения социальной карты жителей Московской области, а так же, реализации прав на бесплатный проезд в общественном транспорте.

Истец Лазарев Ю.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Ответчик Окружное управление социального развития №1 Министерства социального развития Московской области представителя в судебное заседание не направило, начальник правления Мамонкин И.В. направил в суд возражения, в которых просил отказать в удовлетворении искового заявления.

Третье лицо Лазарева М.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания дела извещена надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Лазарев Ю.В. и его супруга Лазарева М.А. являются опекунами несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истец Лазарев Юрий Валерьевич с ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Свидетельством № о регистрации по месту регистрации подтверждается факт регистрации по месту пребывания ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту постоянной регистрации опекуна по адресу: <адрес>.

Свидетельством № о регистрации по месту регистрации подтверждается факт регистрации по месту пребывания ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту постоянной регистрации опекуна по адресу: <адрес>.

Решением Реутовского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ. отказано ФИО3 в предоставлении государственной услуги «Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя Московской области», поскольку льготодержатель постоянно не зарегистрирован на территории Московской области.

Решением Окружного управления социального развития №1 Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 отказано в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителей Московской области», поскольку на основании Административного регламента по предоставлению Министерством социального развития Московской области государственной услуги по выдаче, замене и прекращению действия социальных карт жителя Московской области право на оформление социальной карты жителя Московской области имеют граждане РФ зарегистрированные по месту жительства на территории Московской области, а заявителем было предоставлено свидетельство о регистрации по месту пребывания.

В силу ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

Согласно положениям ст. 1 Закона МО от 12.01.2006г. № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением ч. 3 ст. 16, ч. 2 ст. 19; иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в Московской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», регистрация не входит в понятие «место жительства», а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Как следует из представленных доказательств, несовершеннолетним ФИО15. и ФИО4 было отказано в предоставлении государственной услуги «Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя Московской области» так как у них отсутствует постоянная регистрация по месту жительства в Московской области.

В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В силу ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Как усматривается из искового заявления, установление факта постоянного проживания на территории Московской области необходимо истцам для получения мер социальной поддержки и получения социальной карты жителей Московской области, реализации права на бесплатный проезд в общественном транспорте.

Представитель ответчика в письменных возражениях пояснил, что условием выдачи социальной карты является наличие регистрации на территории Московской области. Согласно ст. 2 Закона Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» определено понятие места жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Место жительства удостоверяется отметкой регистрационных органов в паспорте гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельством о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, (п. 18 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713).

Правовая позиция Министерства социального развития Московской области основана на буквальном толковании Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон), в соответствии с абз. 6 ст. 2, место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

В соответствии с Законом условием назначения и получения мер социальной поддержки является наличие регистрации по месту жительства в Московской области.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях Постановления от 4 апреля 1996 года № 9-П и от 2 февраля 1998 года № 4-П, определения от 13 июля 2000 года № 185-0 и от 5 октября 2000 года № 199-01 и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Аналогичная правовая позиция изложена Конституционным Судом РФ в Определении от 06.10.2008 года № 619-О-П, где указано, что на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 1 Закона Московской области № 1/2006-ОЗ его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.

Таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации распространил действие указанного Закона на отдельную категорию граждан, имеющих место жительства в Московской области.

Верховный Суд РФ в Определении от 14.08.2013 года № 5-АПГ13-24 по заявлению М. о признании недействующими отдельных положений постановлений Правительства г. Москвы от 24.01.2006 г. № 37-ПП «Об утверждении Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве» указал, что в силу Закона г. Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» право на меры социальной поддержки возникает у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.

Факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен судом общей юрисдикции.

Анализируя изложенное суд считает, что в судебном заседании было установлено совместное проживание единой семьей Лазарева Ю.В, его супруги Лазаревой М.А. и несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4, которые находятся на иждивении опекунов и воспитываются ими.

В Распоряжениях №-р от ДД.ММ.ГГГГ. и №-р от ДД.ММ.ГГГГ. прописано, что местом фактического проживания подопечных ФИО3 и ФИО4 является <адрес>.

С учетом требований Семейного законодательства и вышеприведенных норм, несовершеннолетние ФИО3 и ФИО10 имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством для обозначенной категории граждан.

Таким образом, с учетом изложенных норм права, принимая во внимание исследованные в суде доказательства, суд считает, что требование Лазарева Ю.В., заявленное в порядке искового производства, об установлении факта постоянного проживания в Московской области подлежит удовлетворению.

В силу п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению основания и предмета иска с целью использования более эффективного способа защиты, а также выбора иного способа защиты.

На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░4 – ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░4 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░:                                                                                                                       ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-481/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Реутовское управление соцзащиты
Окружное управление соцразвития №1
Другие
Лазарев Юрий Владимирович
Суд
Реутовский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
reutov.mo.sudrf.ru
21.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2022Передача материалов судье
23.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2023Подготовка дела (собеседование)
02.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2023Судебное заседание
06.03.2023Подготовка дела (собеседование)
06.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее