Дело № 2а-2978/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 декабря 2016 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Малетиной К.Ю.,
при секретаре Ершовой И.П.,
с участием представителя административного истца помощника Шуйского межрайонного прокурора Тихомирова Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании определить общую потребности в объектах гражданской обороны, определить их перечень, разработать программу и организовать обучение в области гражданской обороны,
У С Т А Н О В И Л:
Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании определить общую потребности в объектах гражданской обороны, определить их перечень, разработать программу и организовать обучение в области гражданской обороны.
Административные исковые требования мотивированы следующим.
Шуйской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства Администрацией Введенского сельского поселения в сфере гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Проведенной проверкой установлено, что административным ответчиком, в нарушение требований Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС Российской Федерации от 14 ноября 2008 года № 687, Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2000 года № 841, не определена общая потребность в объектах гражданской обороны, не определен перечень объектов, подлежащих световой и другим видам маскировки, не разработана программа обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного формирований и служб муниципального образования, не проводится обучение населения в области гражданской обороны и способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, не ведется учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. По мнению административного истца, неисполнение требований законодательства в сфере гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций препятствует реализации прав граждан на жизнь и здоровье.
Административный истец просит суд признать незаконным бездействие Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, выразившееся в не определении общей потребности в объектах гражданской обороны, в не определении перечня объектов, подлежащих световой и другим видам маскировки, в не разработке программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного формирований и служб муниципального образования, в не организации обучения населения в области гражданской обороны и способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, в не произведении учета существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; обязать Администрацию Введенского сельского поселения определить общую потребность в объектах гражданской обороны, определить перечень объектов, подлежащих световой и другим видам маскировки, разработать программу обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного формирований и служб муниципального образования, организовать обучение населения в области гражданской обороны и способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, произвести учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Шуйского межрайонного прокурора Тхомиров Е.Н. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Найденова И.Ю. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом в порядке ст. 96 КАС РФ, представила суду заявление, в котором административные исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании определить общую потребности в объектах гражданской обороны, определить их перечень, разработать программу и организовать обучение в области гражданской обороны, признает в полном объеме, просила рассмотреть дело без ее участия
В соответствии со ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав представителя административного истца, суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь.
Согласно пунктов 8 и 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения, проводят подготовку и обучение населения области гражданской обороны, поддерживают в состоянии постоянно готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; создают содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
В соответствии с п. 15.1, п. 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС Российской Федерации от 14 ноября 2008 года № 687 органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по подготовке населения в области гражданской обороны: разработка с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, примерных программ подготовки работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований, определение перечня объектов, подлежащих маскировке.
Согласно п.п. 4, 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской федерации от 02 ноября 2000 года № 841, обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием форм согласно приложению. Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее – учебно-методические центры), в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее – курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.
В целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований: разрабатывают с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, примерные программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований; организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В соответствии с п. 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309, органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны и ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Между тем, проведенной Шуйской межрайонной прокуратурой проверкой исполнения законодательства в сфере гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлено, что в нарушение перечисленных правовых требований, Администрацией Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района не определена общая потребность в объектах гражданской обороны, не определен перечень объектов, подлежащих световой и другим видам маскировки, не разработана программа обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного формирований и служб муниципального образования, не проводится обучение населения в области гражданской обороны и способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, не ведется учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
С учетом данных обстоятельств, а также перечисленных выше правовых норм, суд приходит к выводу, что неисполнение администрацией Колобовского городского поселения Шуйского муниципального района требований законодательства в сфере гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций препятствует реализации прав граждан на жизнь и здоровье.
Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Следовательно, нарушение прав и свобод заявителя, необходимость в их восстановлении является обязательным условием для удовлетворения заявления о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Если при рассмотрении административного дела будет установлено, что допущенные нарушения прав и свобод административного истца устранены в полном объеме, оснований для удовлетворения требований не имеется.
В соответствии со ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе признать административный иск. Суд не принимает признание административного иска административным ответчиком, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Суд принимает признание административного иска представителем административного ответчика Найденовой И.Ю., поскольку это не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
С учетом изложенных обстоятельств, признания административного иска административным ответчиком, в соответствии со ст.ст. 46 КАС РФ суд считает исковые требования Шуйского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 46, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании определить общую потребности в объектах гражданской обороны, определить их перечень, разработать программу и организовать обучение в области гражданской обороны, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, выразившееся в не определении общей потребности в объектах гражданской обороны, в не определении перечня объектов, подлежащих световой и другим видам маскировки, в не разработке программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного формирований и служб муниципального образования, в не организации обучения населения в области гражданской обороны и способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, в не произведении учета существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Обязать Администрацию Введенского сельского поселения определить общую потребность в объектах гражданской обороны, определить перечень объектов, подлежащих световой и другим видам маскировки, разработать программу обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного формирований и служб муниципального образования, организовать обучение населения в области гражданской обороны и способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, произвести учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Малетина К.Ю.
Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2016 года.
Согласовано.
Судья: К.Ю. Малетина