ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛРРљР РўРђРўРђР РЎРўРђРќ
ПОСТАНОВЛЕНРР•
4Р°-2001
город Казань ___ января 2019 года
Заместитель Председателя Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан Р .Р¤. Гафаров, рассмотрев жалобу Рњ.Р, Гумеровой РЅР° вступившие РІ законную силу решение СЃСѓРґСЊРё Тукаевского районного СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 14 РёСЋРЅСЏ 2018 РіРѕРґР° Рё решение СЃСѓРґСЊРё Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 1 августа 2018 РіРѕРґР°, вынесенные РІ отношении заявителя РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.8 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного государственного инспектора РїРѕ использованию Рё охране земель Тукаевского района Республики Татарстан РѕС‚ 3 мая 2018 РіРѕРґР°, оставленным без изменения решением СЃСѓРґСЊРё Тукаевского районного СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 14 РёСЋРЅСЏ 2018 РіРѕРґР°, Рњ.Р. Гумерова признана РІРёРЅРѕРІРЅРѕР№ РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.8 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, Рё подвергнута административному наказанию РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 20 000 рублей.
Указанное решение судьи районного суда было обжаловано заявителем в Верховный Суд Республики Татарстан. Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 1 августа 2018 года вышеуказанное решение судьи районного суда также оставлено без изменения.
В жалобе заявитель просит решения судей обеих инстанций отменить, принять по делу об административном правонарушении новое решение.
Рзучение истребованного РёР· Тукаевского районного СЃСѓРґР° Республики Татарстан дела РѕР± административном правонарушении Рё РґРѕРІРѕРґРѕРІ заявителя показало, что оснований для удовлетворения указанной жалобы РЅРµ имеется РІ СЃРІСЏР·Рё СЃРѕ следующими обстоятельствами.
Согласно части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с положениями статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации к правомочиям собственников земельных участков на их использование, отнесены, в том числе, права на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, и осуществление других прав на использование земельного участка, предусмотренных законодательством (подпункты 2, 4 пункта 1 данной статьи).
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 284 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24июля2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Содержание приведенной нормы свидетельствует о том, что земельный участок, предназначенный для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства, должен быть использован по целевому назначению в течение трех лет.
РР· материалов дела РѕР± административном правонарушении следует, что РІ С…РѕРґРµ проведенной 26 апреля 2018 РіРѕРґР° внеплановой выездной проверки земельного участка, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, площадью 22080 РєРІ.Рј СЃ кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для жилищного строительства, принадлежащего РЅР° праве собственности заявителю, зарегистрированного 12 мая 2014 РіРѕРґР° Р·Р° в„– <данные изъяты>, выявлено, что данный земельный участок РЅРµ огорожен, здания, строения, сооружения РЅР° участке отсутствуют. Земельный участок СЃ кадастровым номером <данные изъяты> РІ соответствии СЃ РІРёРґРѕРј разрешенного использования - для жилищного строительства РЅРµ используется более трех лет СЃ момента регистрации права 12 мая 2014 РіРѕРґР°.
Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: актом административного обследования объекта земельных отношений от 5 апреля 2018 года, фототаблицей, схемой земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, распоряжением № р/2551 органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки, уведомлением о проведении проверки в адрес заявителя, актом проверки № 46 от 26 апреля 2018 года, протоколом об административном правонарушении от 26 апреля 2018 и другими доказательствами, допустимость и достоверность которых не вызывает сомнений.
Указанные доказательства были оценены судьями обеих инстанций в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия заявителя правильно квалифицированы по части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявителю назначено административное наказание, предусмотренное санкцией части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в неиспользовании земельного участка, предназначенного для строительства, садоводства, огородничества в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, указанные в пункте 1 данной статьи, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Проанализировав и оценив доказательства в их совокупности, судья районного суда сделал правильный вывод о том, что бездействие заявителя образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя о том, что указанный земельный участок предназначен для проезда (дороги), строительство домов на нем не предполагается, являются несостоятельными и противоречат материалам дела.
Специальные нормы земельного и градостроительного законодательства предусматривают необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка путем обращения с заявлением в уполномоченный орган, при использовании его не по назначению и исключений для каких-либо категорий собственников не предусмотрено.
Доказательств того, что вид разрешенного использования земельного участка был изменен в установленном законом порядке, и сведений об измененном виде разрешенного использования в государственном кадастре недвижимости не содержится.
Земельные участки, предназначенные для застройки жилыми зданиями, согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к жилым зонам. Земельный участок в составе территориальной зоны должен использоваться в соответствии с градостроительным регламентом, определяющим основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков. Земельные участки могут использоваться в соответствии с любым предусмотренным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, к жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека, за исключением зданий (помещений), используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты РїРѕ основаниям, приведенным РІ соответствующих судебных актах, Рё РЅРµ влекут РёС… отмену, поскольку РЅРµ свидетельствует РѕР± отсутствии РІ действиях заявителя признаков состава вменяемого ему административного правонарушения, так как фактические обстоятельства его совершения подтверждены представленными РІ материалах дела доказательствами.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
По существу, в жалобе заявителя на решения судей обеих инстанций не содержится новых данных, не учтенных при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
При таких обстоятельствах решения судей обеих инстанций являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Рї Рѕ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
решение СЃСѓРґСЊРё Тукаевского районного СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 14РёСЋРЅСЏ 2018 РіРѕРґР° Рё решение СЃСѓРґСЊРё Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 1 августа 2018 РіРѕРґР°, вынесенные РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.8 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, РІ отношении Рњ.Р, Гумеровой оставить без изменения, жалобу Рњ.Р. Гумеровой – без удовлетворения.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров