Дело № 2а-4801/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Коротенко Д.И.,
при секретаре Сухановом А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 августа 2019 года в городе Волгограде административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красноармейского района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц к управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в суд с названным административным иском, указав, что в ходе мониторинга в международной компьютерной сети «Интернет» выявлен Интернет-сайт по URL-адресу: https://vk.com/clubl3695164, https://vk.com/club2599912, https://vk.com/club2131521, https://vk.com/vnikai__oo. Из исследования информации, размещаемой на указанных страницах следует, что данные интернет сообщества организованы с целью заключения на возмездной основе фиктивных браков во имя определенных целей.
Участники сообщества выкладывают свои предложения, стоимость услуги, принадлежность к гражданству той или иной сраны, а также цель заключения фиктивного брака и способы контакта. Основной целью заключения фиктивного брака является упрощённая процедура получения гражданства иностранного государства (России).
В связи с чем, прокурор просит признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет», на интернет-сайте с URL-адресом: https://vk.com/clubl3695164, https://vk.com/club2599912, https://vk.com/club2131521, https://vk.com/vnikai__oo информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебное заседание прокурор Красноармейского района г. Волгограда не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие в порядке упрощенного (письменного производства), на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель административного ответчика управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором против удовлетворения требований не возражал, полагал Управление ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанность, которую просит решением суда возложить прокурор, возложена на Управление законодательством РФ.
Так как в судебное заседание участвующие в деле лица не явились, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, на основании ч.7 ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Суд, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Государство, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, если таковая не запрещена законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктами 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 5 ст. 15 указанного Закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Как следует из материалов проверки, в том числе рапорта от 26.06.2019, помощником прокурора Варгулевич М.К. проведен мониторинг интернет ресурсов, в ходе которого в международной компьютерной сети «Интернет» выявлен сайт по URL-адресом : https://vk.com/clubl3695164, https://vk.com/club2599912, https://vk.com/club2131521, https://vk.com/vnikai__oo. Из исследования информации, размещаемой на указанных страницах следует, что данные интернет сообщества организованы с целью заключения на возмездной основе фиктивных браков во имя определенных целей.
Участники сообщества выкладывают свои предложения, стоимость услуги, принадлежность к гражданству той или иной сраны, а также цель заключения фиктивного брака и способы контакта. Основной целью заключения фиктивного брака является упрощённая процедура получения гражданства иностранного государства (России).
Согласно ч1 ст.27 Семейного кодекса РФ брак признается действительным при нарушении условий, установленных статьями 12 - 14 и пунктом 3 статьи 15 настоящего Кодекса, а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.
Таким образом, на территории Российской Федерации недопустимы к заключению фиктивные браки и запрещены действующим федеральным Законодательством.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О Правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание иностранцев в России может быть выдано лицу, состоящему в браке с российским гражданином.
Пункт «б» ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 3105.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, состоящие в браке с россиянами не менее трех лет, могут вступить в российское гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания в стране.
С целью упрощённой процедуры легализации на территории РФ иностранные граждане на возмездной основе заключают браки с гражданами Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.30 «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», заключённой в г. Минске 22.01.1993 (подписанной: ..., Кыргызская Республика, ..., Российская Федерация, ..., Туркменистан, ..., Украина) по делам о признании брака недействительным применяется законодательство Договаривающейся Стороны, которое в соответствии со статьей 26 применялось при заключении брака.
Таким образом, на браки, заключенные с иностранными гражданами распространяется запрет заключения фиктивных браков, установленный российским законодательством.
Данные противоправные отступления от требований федеральною законодательства негативно влияют на миграционные процессы в стране, создают предпосылки для развития на территории РФ процесса нелегальной миграции, а также негативно сказываются на межнациональных отношениях в целом.
В общих положениях Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Президентом РФ, определено, что незаконная миграция - это перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности.
Одним из основных условий формирования и реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в названной концепции закреплено несовершенство действующей системы управления миграционными
процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения.
Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации (п.12 разд.2 Концепции).
Свободный доступ к указанной странице создает условия, препятствующие осуществлению государством принципа защиты семейных отношений, подвергают угрозе интересы Российской Федерации, а также основы общественной и государственной безопасности.
В абз. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных Гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов,- негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение.
Таким образом информация, размещенная на страницах спорного сайта, подлежит запрету на распространение в силу противозаконности и негативного воздействия на несовершеннолетних, причиняя вред их нравственному развитию.
В силу требований п. 2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей, страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Как следует из п. 51 Временного регламента- исполнения государственной функции создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденного Роскомнадзором 01.11.2012, при поступлении в Роскомнадзор вступившего в законную силу решения суда сотрудник Управления по надзору в сфере информационных технологий формирует решение об исключении соответствующих доменного имени, указателя страницы сайта в сети «Интернет» и сетевого адреса (сетевых адресов) из единого реестра. Решение об исключении информации из единого реестра утверждается должностным лицом, уполномоченным на принятие решений об отнесении информации к запрещенной, не позднее одних суток со дня поступления решения суда.
Таким образом, суд приходит к выводу, что размещение подобного рода информации в сети Интернет, незаконна.
В силу ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 5 указанной статьи ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к основаниям для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, среди прочего относится и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При таких обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурор о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Согласно п.п. 1,4, 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия: создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с правовой позицией, приведенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018, Роскомнадзор в лице его территориального органа, подлежит привлечению к участию в делах данной категории в качестве административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц к управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено – удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах с URL-адресом : https://vk.com/clubl3695164, https://vk.com/club2599912, https://vk.com/club2131521, https://vk.com/vnikai__oo запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: Д.И. Коротенко