Решение по делу № 2-52/2020 от 03.10.2019

Дело № 2-52/2020

44RS0028-01-2019-001257-97

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Кострома

14 декабря 2020 года

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой С.Ю.,

при секретаре Негановой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т Е.Н. к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области об исправлении реестровой ошибки и установлении границ земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Т Е.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области об исправлении реестровой ошибки и установлении границ земельного участка.

В обоснование заявленных требований указала, что ей на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного на основании решения Караваевского сельского совета от 05 мая 1992 года, принадлежит земельный участок площадью ***** кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: (адрес). Границы земельного участка не установлены.

В ходе проведения кадастровых работ в целях уточнения местоположения границ и площади данного участка выявлено пересечение фактических границ участка истца с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером , собственником которого является Российская Федерация. Земельный участок с кадастровым номером пересекает земельные участки (адрес) с 1 по 14 включительно. Кадастровый номер земельному участку присвоен 12 октября 2010 года. Границы определены кадастровым инженером К А.В. номер аттестата кадастрового инженера 77-11-675 ООО НПК «ГеоТЭК». Кроме того, уточненная площадь земельного участка истца с кадастровым номером составляет ***** кв.м вместо ***** кв.м по документам. Данным участком истец пользуется более 25 лет. Заборы на протяжении этих лет не переносились. Споров по фактическим границам земельного участка с соседями не возникало.

Согласно данным ЕГРН сведения о земельном участке, расположенном по адресу: (адрес), внесены в государственный реестр недвижимости, ему присвоен кадастровый .

Таким образом, истец полагает, что имеет место реестровая ошибка в сведениях о местоположении границ земельного участка , поскольку в отсутствие спора по фактическим границам выявлено наложение границ, внесенных в ЕГРН, то есть смещение кадастровых границ относительно местоположения границ фактических произошло при межевании земельного участка с кадастровым номером .

С учетом изложенного и со ссылками на ч. 3 ст. 6, ч. 2 ст. 11.10, п. 4 ч. 2 ст. 60, ч. 3 ст. 61 ЗК РФ; ст. 13, ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 15, ч. 8, 10 ст. 22, ч. 4 ст. 61 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. 12, 304 ГК РФ, истец просила:

- установить наличие реестровой ошибки при постановке на учет земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: установлено (адрес);

- устранить реестровую ошибку в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), исключив из Единого государственного реестра недвижимости существующие сведения о местоположении границ данного земельного участка.

- установить границы земельного участка, принадлежащего на праве собственное Т Е.Н., *****.

В ходе рассмотрения дела исковые требования Т Е.Н. неоднократно уточнялись, в окончательной редакции истец, адресовав их Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, просила:

- признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , расположенным по адресу: (адрес), выполненные кадастровым инженером ООО НПК «ГеоТЭК»;

- снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: (адрес).

- установить границы земельного участка, принадлежащего на праве собственности Т Е.Н. с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес).

Истец Т Е.Н., будучи извещенной о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в суд не явилась. В телефонограмме, адресованной суду, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, поддержав уточненные исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Ответчик - межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в суд своего представителя не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала, полагая, что стороной истца не доказано существование спорного земельного участка в заявленных границах, факт наложения земельных участков и наличие нарушений при межевании земельного участка с кадастровым номером . При этом каких-либо доказательств в подтверждение заявленных возражений суду не представила.

Третье лицо Управление Росреестра по Костромской области, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в суд своего представителя не направили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявляли. Ранее в судебном заседании представитель Б Е.В. оставила разрешение рассматриваемого судом спора на усмотрение суда.

Третье лицо филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, заявленные исковые требования сочли необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном ранее суду.

Третье лицо Департамент лесного хозяйства Костромской области, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. Вместе с тем, в письме сообщили, что согласно картографическим материалам лесоустройства и установленным границам Костромского лесничества в системе координат МСК-44 земельный участок с кадастровым номером , расположен на землях лесного фонда Костромского лесничества, а именно: квартал 4 выдела 19, 20, 29 Костромского участкового лесничества (ФГУП «Караваево»). Указанный лесной участок по целевому назначению относится к защитным лесам с категорией защитности - леса, расположенные в зеленых зонах. Данный лесной участок входит в границы особо охраняемой природной территории регионального значения государственный природный заказник «Сумароковский».

Третье лицо Администрация Костромского муниципального района Костромской области, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания в суд своего представителя не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, оставив разрешение вопроса по существу заявленных требований на усмотрение суда.

Третьи лица Федеральное агентство лесного хозяйства, (адрес), кадастровый инженер ООО НПК «ГеоТЭК» К А.В., извещавшиеся о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились, своих представителей не направили, ходатайств об отложении заседания, равно как и о рассмотрении дела в их отсутствие не заявляли, позицию относительно заявленных требований не сообщили.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству его условий. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.

В силу ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2).

Таким образом, при рассмотрении споров о границах участков следует учитывать наличие у истца субъективного права на земельный участок (права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды земельного участка); наличие препятствий к осуществлению правомочий пользования и владения участком (в чем заключается нарушение или угроза нарушения права); факт противоправного создания именно ответчиком препятствий к осуществлению истцом правомочий по пользованию и (или) распоряжению земельным участком и другие обстоятельства.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Объектами земельных отношений выступают земельные участки, сформированные в соответствии с законодательством о кадастровом учете объектов недвижимости, обладающие индивидуальными характеристиками.

На основании ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О кадастровой деятельности» работы по определению координат характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координат характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координат характерных точек контура объекта незавершенного строительства, обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка, осуществляются кадастровыми инженерами при выполнении кадастровых работ.

Результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования (статья 37 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 01.01.2017 года - «О кадастровой деятельности») местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч. 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

В силу положений ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. от 17.06.2019) уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется по правилам, предусмотренным частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в том числе с использованием документов, указанных в части 3 статьи 42.6 настоящего Федерального закона (ч. 1).

При уточнении местоположения границ земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, местоположение границ этих земельных участков определяется с учетом утвержденных в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории либо другого устанавливающего распределение земельных участков в границах такой территории документа (при наличии данных проектов или документа), а также с учетом требований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (ч. 2).

При уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требований, не должна быть: 1) меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов; 2) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством; 3) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен (ч. 3).

В случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, за исключением случая исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, получено значение площади земельного участка, которое превышает значение площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством, либо более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен, исполнитель комплексных кадастровых работ: 1) устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии с требованиями части 3 настоящей статьи и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории; 2) готовит информацию о возможности образования земельных участков на территории выполнения комплексных кадастровых работ, включающую кадастровые номера исходных земельных участков, сведения о способе образования земельных участков, местоположении границ, площади и виде (видах) разрешенного использования образуемых земельных участков (ч. 4).

В случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, в том числе в случае исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, получено значение площади земельного участка, которое меньше значения площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, и отсутствует возможность соблюдения требований пункта 1 части 3 настоящей статьи, сведения о таком земельном участке включаются в карту-план территории при наличии письменного согласия правообладателя такого земельного участка с результатами комплексных кадастровых работ, которое входит в состав приложения к соответствующей карте-плану территории (ч. 5).

Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу ч. 3 ст. 42.6 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ могут использоваться материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и пространственные данные федерального фонда пространственных данных, ведомственных фондов пространственных данных, фондов пространственных данных субъектов Российской Федерации, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, хранившихся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления городских и сельских поселений, органах местного самоуправления городских округов, документы о правах на землю и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков. Для определения местоположения границ лесных участков при выполнении комплексных кадастровых работ используются сведения государственного лесного реестра.

Судом установлено, что на основании свидетельства о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 12 ноября 1992 года, выданного по решению администрации Караваевского сельского совета от 05 мая 1992 года, Т Е.Н. является собственником земельного участка площадью 390 кв.м, для огородничества и садоводства, расположенного в (адрес).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09 июля 2020 года № КУВИ-002/2020-5988947 Т Е.Н. является правообладателем земельного участка с кадастровым номером , площадью ***** кв.м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (адрес), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения садоводства. Сведения внесены на основании инвентаризационной описи от 01 января 2005 года . Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, (адрес) образовано 28 июля 1983 года, запись в ЕГРЮЛ внесена 24 декабря 2002 года.

Председателем (адрес) суду в подтверждение правомерности пользования НСТ земельным участком представлен акт на право пользование землей от 28 сентября 1982 года , из которого следует, что земля предоставлена для коллективного садоводства, участок состоит из двух контуров, смежными с участками СНТ по всем границам являются земли племзавода «Караваево».

Согласно схемам (адрес), составленным в 2000-2010г.г., и представленным суду председателем НСТ и администрацией Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района, земельный участок истца расположен в границах НСТ в одну линию еще с четырнадцатью участками, имеет прямоугольную форму, согласно условным обозначениям по внешней границе НСТ, и в том числе земельного участка проходит забор.

На свидетельстве о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 12 ноября 1992 года земельный участок истца также изображен схематично в виде прямоугольника, по одной из границ которого установлен забор, по противоположной границе проходит дорога, а с боковых сторон участок граничит с З Е.М. и В В.

В обоснование заявленных требований стороной истца указано на существование принадлежащего ей земельного участка в заявленных границах более 25 лет, а также на отсутствие споров по фактическим границам земельного участка с соседями.

С целью уточнения местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером Т Е.Н. обратилась в ООО ЮКЦ «Кадастр».

Как следует из заключения кадастрового инженера ООО «ЮКЦ «Кадастр» К Н.А., содержащегося в межевом плане от 14 января 2019 года, в ходе работ было выявлено, что произошло пересечение уточняемого земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером . Земельный участок с кадастровым номером пересекает земельные участки (адрес) с 1 по 14 включительно, что нарушает права собственников земельных участков с по (адрес). Кадастровый номер земельному участку присвоен 12 октября 2010 года, находится в собственности Российской Федерации. Границы определены кадастровым инженером ООО НПК «ГеоТЭК» К А.В. (адрес) создано в 1983 году, то есть ранее, чем поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером . Проведение кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером невозможно без исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером .

Из описания прохождения частей границ земельного участка с кадастровым номером следует, что они проходят по ограждению, стене нежилого строения, а также по грунту. Площадь участка в результате уточнения местоположения границ составила 429+14 кв.м.

Из анализа схем и чертежей границ земельного участка с кадастровым номером , содержащихся в межевом плане, составленном кадастровым инженером ООО «ЮКЦ «Кадастр» К Н.А., следует, что по конфигурации и размерам спорный земельный участок, за исключением местоположения одной из границ (точки н1-н6), соответствует схемам (адрес) и изображению в свидетельстве от 12 ноября 1992 года.

В соответствии с распоряжением Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области № 657 от 18 июля 2011 года произведен раздел земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес). В результате раздела образован, в том числе, земельный участок с кадастровым номером .

Правообладателем земельного участка с кадастровым номером на основании Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 18 июля 2011 № 657 является Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03 февраля 2012 года. Аналогичная информация содержится в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 08 июля 2020 года, согласно которой участок отнесен к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

Из материалов реестрового дела, предоставленного филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по (адрес), следует, что границы земельного участка с кадастровым номером неоднократно уточнялись и в государственный кадастр недвижимости вносились изменения.

09 июня 2012 года кадастровым инженером К А.В. подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес).

Из заключения кадастрового инженера, содержащегося в межевом плане, следует, что выполнено уточнение земельного участка с кадастровым номером , расположенного на территории (адрес). Работы проведены в связи с тем, что содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о характерных точках границы земельного участка, определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель сельскохозяйственного назначения.

В ходе рассмотрения дела судом для разрешения вопросов о соответствии местоположения земельного участка истца, а также о наличии, либо отсутствии факта наложения границ земельных участков, принадлежащих истцу и ответчику, назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено кадастровому инженеру ООО «Костромаспецпроект» А П.С.

Согласно выводам эксперта А П.С., содержащимся в заключении от 27 ноября 2020 года, следует, что проведя анализ имеющихся картографических материалов на территорию (адрес), космоснимков и кадастрового плана территории , было определено, что фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером не в полной мере соответствует схемам (адрес), а именно: северная часть земельного участка выходит за границу (адрес) согласно схеме. По южной, западной и восточным границам фактические границы совпадают со схемой (адрес) и фактическими границами соседних земельных участков и проездной дорогой.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером от ДДММГГГГ , площадь участка составляет ***** м.кв. Согласно межевому плану по уточнению границ и площади земельного участка, подготовленному 14 января 2019 года кадастровым инженером ООО ЮКЦ «КАДАСТР» К Н.А., площадь земельного участка по фактическому использованию составляет ***** м.кв. В случае, если принять северную границу земельного участка в соответствие со схемой (адрес) площадь земельного участка будет составлять 378,7 м.кв, координаты вычисленной границы по схеме (адрес) по точкам: **********.

Произведен анализ имеющегося в материалах дела межевого плана по уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером , подготовленного 14 января 2019 года кадастровым инженером ООО ЮКЦ «КАДАСТР» К Н.А.

Выполнено измерение границы земельного участка с кадастровым номером по фактическому использованию. Представлен фрагмент космоснимка местности с отображением границ земельного участка с кадастровым номером .

При натурно-техническом обследовании установлено, что граница и площадь земельного участка с кадастровым номером по фактическому использованию, соответствует границе и площади, которые описаны в межевом плане по уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером , подготовленного 14 января 2019 года кадастровым инженером ООО ЮКЦ «КАДАСТР» К Н.А. (ответ на вопрос 2).

Произведен анализ представленной документации по земельным участкам с кадастровыми номерами и . Выявлено наложение границ земельных участков (ответ на вопрос ).

В связи с тем, что наложение испрашиваемых земельных участков подтвердилось, была определена площадь наложения земельных участков с кадастровыми номерами по фактическому использованию и , которая составила - ***** кв.м.

Экспертом указано, что согласно письму № ЛХ/3410 от 07 мая 2020 года о предоставлении информации от Департамента лесного хозяйства Костромской области, содержащемуся в материалах дела, земельный участок с кадастровым номером (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения) расположен на землях лесного фонда Костромского лесничества, а именно на выделах 19, 20, 29 квартала 4 Костромского участкового лесничества (ФГУП «Караваево»). Указанный лесной участок по целевому назначению относится к защитным лесам с категорией защитности - леса, расположенные в зеленых зонах, а также данный лесной участок входит в границы особо охраняемой территории регионального значений государственный природный заказник «Сумароковский».

При наложении лесоустроительного планшета №6 от 2004 г. на космоснимок было подтверждено наложение земельного участка с кадастровым номером (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, дата постановки на ГКУ 12.02.2010) на данный лесной участок.

Поскольку лесной участок - выдела 19,20,29 квартала 4 Костромского участкового лесничества (ФГУП «Караваево») относится к категории «защитные леса»,то в этом случае условия перевода земель лесного фонда установлены статьей 11 Федерального закона №172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Перевод земель лесного фонда,занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае: 1) организации особо охраняемых природных территорий; 2) установления или изменения границы населенного пункта; 3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; 4) создания туристско-рекреационных особых экономических зон.

Однако, земельный участок с кадастровым номером , имея категорию «земли сельскохозяйственного назначения»и разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства»не попадает ни в одну из указанных категорий.

Информация о том, что лесной участок - выдела 19,20,29 квартала 4 Костромского участкового лесничества (ФГУП «Караваево») переводились из категории «земли лесного фонда» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» в материалах дела №2-52/2020 и информационном письме №ЛХ/3410 от 07.05.2020 г. Департамента лесного хозяйства Костромской области отсутствуют.

Согласно материалам межевого плана по образованию земельных участков путем раздела единого землепользования с кадастровым номером , по заявке №703 от 24 декабря 2009 года генерального директора ОАО «Племзавод Караваево» М Н.П. образуемые земельные участки лесных земель ЗУ:1 по ЗУ:63 были направлены на ГКУ с просьбой поставить их как земельный участок с категорией земли сельскохозяйственного назначения. Земельный участок с кадастровым номером (категория земель:землисельскохозяйственного назначения)(номер в межевом плане ЗУ:25) был образован данным межевым планом.

Согласно действующему на тот момент Постановлению Правительства РФ от 26.01.2006 №48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий», решение о переводе земель лесного фонда в другую категорию принимается Правительством Российской Федерации. Порядок перевода следующий: 1) Заявитель направляет заявление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений; 2) Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений в месячный срок с даты обращения заявителя обеспечивает выбор участка земель лесного фонда; 3) Материалы направляются в Федеральное агентство лесного хозяйства. Рослесхоз рассматривает документацию, при наличии замечаний возвращает в субъект. Материалы, оформленные без замечаний направляются в Минприроды России; 4) Минприроды России рассматривает представленную документацию и подготавливает распоряжение Правительства Российской Федерации (либо возвращает с наличием замечаний); 5) Правительство Российской Федерации принимает распоряжение о переводе.

В материалах межевого плана по образованию земельных участков путем раздела единого землепользования с кадастровым номером и в сопутствующих ему материалах, на основании которых был произведён государственный кадастровый учет земельного участка (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения) документы, подтверждающие факт перевода лесного участка (выдела 19, 20, 29 квартала 4 Костромского участкового лесничества (ФГУП «Караваево») из земель с категорией «земли лесного фонда» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» в данном порядке, отсутствуют.

На основании установленных обстоятельств эксперт пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером (категория земель «земли сельскохозяйственного назначения») накладывается на земли лесного фонда, что является реестровой ошибкой (ответ на вопрос 4).

Земельный участок с кадастровым номером , согласно свидетельству о праве собственности на землю от 12 ноября 1992 года, предоставлен Т Е.Н. в собственность решением Караваевского сельсовета от 5 мая 1992 года. Фактические границы земельного участка установлены по забору, находящемуся на местности 15 и более лет. В соответствии с свидетельством о праве собственности на землю от 12 ноября 1992 года, площадь предоставляемого участка в собственность составляла 3,90 соток (390 кв.м), однако, согласно фактическим замерам на местности, площадь составила ***** кв.м (4,29 соток), что не превышает величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, поэтому эксперт считает целесообразным принять границы земельного участка с кадастровым номером по фактическому использованию в соответствии с межевым планом, подготовленным 14 января 2019 года кадастровым инженером ООО ЮКЦ «КАДАСТР» К Н.А. согласно следующим координатам точек: ***** (ответ на вопрос 5).

Оценив заключение эксперта, выводы, сделанные им по каждому поставленному вопросу, приведенные экспертом аргументацию и обоснование, суд считает возможным принять заключение эксперта ООО «Костромаспецпроект» А П.С., как допустимое, достоверное и достаточное доказательство, которое может быть положено в основу решения суда.

Судом установлено, что в 2010 году ООО «Костромское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» выполнялоземлеустроительные работы по установлению границ земельного участка с кадастровым номером картометрическим методом по планово-картографическим материалам, без выезда на местность и без учета существующих ранее предоставленных земельных участков, что в случае межевания земель сельскохозяйственного назначения не противоречит закону, однако, в данном случае привело в неправильному установлению местоположения спорной границы участка, не соответствующего фактическому, и включению в состав земельного участка с кадастровым номером части земельного участка с кадастровым номером , изначально принадлежащего истцу.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчик Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, не признавая исковых требований Т Е.Н. указывала лишь на то, что границы земельного участка были определены в установленном законом порядке, а удовлетворение требований приведет к уменьшению площади земельного участка.

Однако никаких доказательств необоснованности заявленных требований, несоответствия межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ООО «ЮКЦ «Кадастр» К Н.А., действующему законодательству, не представили, как и не оспаривали сведений о характерных точках границ уточняемого земельного участка.

На основании анализа представленных доказательств, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером должен был быть сформирован в границах, расположенных до границ земельного участка отведенного (адрес), однако судом установлено, что имеет место наложение на ряд земельных участков, в том числе участок истца, расположенных в границах (адрес), при том, что последние не изменялись и не смещались с момента предоставления участка Т Е.Н.

При разрешении настоящего спора участниками процесса не оспаривался факт владения и пользования истцом земельным участком с кадастровым номером в заявленных границах.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при постановке земельного участка ответчика с кадастровым номером на кадастровый учет ошибочно не было учтено местоположение границ (адрес), в том числе земельного участка истца Т Е.Н., в связи с чем произошло наложение границ земельных участков сторон спора.

В то же время суд, с учетом положений статьи 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», части 3 статьи 42.6 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», и установления факта неизменности границ (адрес), не находит оснований для установления границ земельного участка истца по фактическому пользованию, считая, что они должны быть установлены в соответствии с картографическими материалами, содержащими сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , в частности в соответствии со схемой границ (адрес) по точкам, определяющим смежную границу земельных участков с кадастровыми номерами и , установленным экспертом А П.С. в рамках проведения судебной экспертизы: *****.

Также, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Т Е.Н. о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером , выполненного кадастровым инженером ООО НПК «ГеоТЭК», а также о снятии с кадастрового учета указанного земельного участка.

Так, в результате исключения из ЕГРН сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером в заявленных истцом границах будет осуществлено снятие данного участка с государственного кадастрового учета, и он не будет считаться учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, в случае удовлетворения указанных исковых требований будут нарушены права Российской Федерации на владение, пользование и распоряжение земельным участком.

В свою очередь, восстановление прав истца возможно путем применения настоящего решения суда для осуществления государственного кадастрового учета, в том числе, в отношении земельного участка с кадастровым номером 44:07:030801:205 в связи с изменениями местоположения границ указанного земельного участка.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Т Е.Н. к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях об оспаривании результатов межевания земельного участка, снятия его с кадастрового учета и установлении границ земельного участка, удовлетворить частично.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования - для ведения садоводства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: (адрес), по точкам: *****.

В удовлетворении остальной части исковых требований Т Е.Н. отказать.

Данное решение является основанием для осуществления государственного кадастрового учета, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу (адрес), в связи с изменениями местоположения границ указанного земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Федеральный судья                                                                                                С.Ю. Иванова

Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2020 года.

2-52/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тихонова Елена Лаверовна
Ответчики
МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
Другие
Департамент лесного хозяйства Костромской области
Федеральное агентство лесного хозяйства
Управление Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по Костромской области
Администрация Костромского муниципального района Костромской области
ООО НПК "ГеоТЭК" кадастровый инженер Криворот Александр Витальевич
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Костромской области
СНТ "Земледелец"
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Иванова Светлана Юрьевна
Дело на сайте суда
kostromskoy.kst.sudrf.ru
03.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2019Передача материалов судье
07.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.11.2019Предварительное судебное заседание
06.11.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.11.2019Предварительное судебное заседание
28.11.2019Предварительное судебное заседание
28.11.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.12.2019Предварительное судебное заседание
18.12.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.01.2020Предварительное судебное заседание
28.01.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.02.2020Предварительное судебное заседание
27.02.2020Предварительное судебное заседание
27.02.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.04.2020Предварительное судебное заседание
16.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.05.2020Предварительное судебное заседание
20.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.06.2020Предварительное судебное заседание
15.06.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.07.2020Предварительное судебное заседание
11.12.2020Производство по делу возобновлено
11.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2021Дело оформлено
14.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее