Дело №2-1823/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 мая 2017 года г. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкала РД в составе:
председательствующего – Онжолова М.Б.,
при секретаре - Байбаевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД к Мамуеву ФИО6 о признании строительства объекта капитального строительства незаконным запрете строительства и эксплуатации,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РД в лице Управления государственного строительного надзора в защиту прав неопределенного круга лиц обратились в суд с иском к Мамуеву Ш.М. о признании строительства объекта капитального строительства незаконным запрете строительства и эксплуатации.
В обосновании иска указало, на то, что ответчиком Мамуевым Ш.М. осуществляется строительство объекта капитального строительства «Реконструкция 2-х этажного здания с надстройкой 3-го и 4-го этажей», на принадлежащем гражданину Мамуеву Ш.М. на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 05:40:000057:0734, расположенного по адресу <адрес> № (далее Объект). Также указано, что застройщиком разработана проектная документация на строительство Объекта. Перед началом строительства Застройщиком получено положительное заключение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации. Строительство Застройщиком осуществляется на основании разрешения на строительство. Между тем, выполнение строительно-монтажных работ по «Объекту» осуществляется застройщиком без свидетельства о допуске выданного саморегулируемой организацией на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также перед началом строительства Мамуевым Ш.М., не направлено в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора извещение о начале работ. Более того, по результатам проведенной проверкой в отношении застройщика по указанному Объекту выявлен целый ряд нарушений.
В связи с чем, просит признать незаконным строительство Мамуевым Ш.М. и иными лицами объекта капитального строительства «Реконструкция 2-х этажного здания с надстройкой 3-го и 4-го этажей», на принадлежащем гражданину Мамуеву Ш.М. на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 05:40:000057:0734, расположенного по адресу <адрес> №, запретить Мамуеву Ш.М. и иным лицам, строительство и эксплуатацию объекта: «Реконструкция 2-х этажного здания с надстройкой 3 и 4 этажей», на принадлежащем гражданину Мамуеву Ш.М. на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 05:40:000057:0734, расположенного по указанному выше адресу, за исключением выполнения строительных работ, связанных с приведением объекта в соответствие с требованиями проектной документации и обязать Мамуева Ш.М. выполнить мероприятия по обследованию технического состояния объекта капитального строительства «Реконструкция 2-х этажного здания с надстройкой 3-го и 4-го этажей», на принадлежащем гражданину Мамуеву Ш.М. на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 05:40:000057:0734, расположенного по данному адресу, по требованиям п. 5.1.15 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», указанного в предписании от 08.07.2016 №000009.
В судебном заседании представитель Минстроя РД Меджидова Г.А. действующая на основании доверенности просила удовлетворить исковое заявление по основаниям, изложенным в нем.
Ответчик Мамуев Ш.М. просил в удовлетворении исковых требований отказать, так как суду в подтверждение этих требований истцом доказательства не представлены. Пояснив, что у него имеются все необходимые документы на указанное спорное строение.
Выслушав объяснение представителя истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, ответчиком Мамуевым Ш.М. осуществляется строительство объекта капитального строительства «Реконструкция 2-х этажного здания с надстройкой 3-го и 4-го этажей», на принадлежащем гражданину Мамуеву Ш.М. на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 05:40:000057:0734, расположенного по адресу <адрес> №.
В соответствии с п. 16 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В силу п. 19 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее «Кодекс»): «Застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта».
Таким образом, исходя из терминологии ст. 1 «Градостроительного Кодекса РФ», следует считать Мамуева Ш.М. «Застройщиком» по вышеуказанному объекту.
В соответствии с п. 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ «Архитектурно-строительное проектирование»: «Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функциональнотехнологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)».
Из материалов дела также усматривается, что ответчиком разработана проектная документация на строительство Объекта.
В силу части 1 статьи 49 Кодекса: «Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы».
Также из материалов дела видно, что перед началом строительства Застройщиком получено положительное заключение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации и что строительство ответчиком осуществляется на основании разрешения на строительство.
В силу пункта 2 и 3 статьи 52 Кодекса: «Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами».
Судом и представленными суду материалами дела, установлено, что выполнение строительно-монтажных работ по Объекту осуществляется застройщиком в нарушение требований пункта 2 и 3 статьи 52 Кодекса, а именно без свидетельства о допуске выданного саморегулируемой организацией на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Также, перед началом строительства по указанному Объекту Мамуевым Ш.М., в нарушение требований ч. 5 ст. 52 Кодекса, не направлено в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора извещение о начале работ.
В соответствие с требованиями п. 1 ст. 54 «Кодекса»: «Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствие со статьёй 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или её модификацией».
В силу пункта 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Таким образом, судом установлено, что по результатам ранее проведенной управлением государственного строительного надзора Минстроя РД, проверки от 08.07.2016 по указанному объекту, выявлен целый ряд недостатком, а именно:
- строительство начато без направления извещения о начале строительства - п. 4.4 СП 48.13330.2011Свод Правил «Организация строительства»;
- не представлены результаты испытания на прочность бетона в конструкциях - п. 5.18.1 СП 70.13330.2012 Свод Правил «Несущие и ограждающие конструкции»;
- не представлены результаты приёмочного контроля сварных стыковых соединений продольных стержней арматуры в арматурных каркасах - п. 5.16.22 СП 70.13330.2012 Свод Правил «Несущие и ограждающие конструкции»;
- не представлены результаты лабораторного контроля нормального сцепления раствора в ручной кладке - п. 9.11.6 СП 70.13330.2012 Свод Правил «Несущие и ограждающие конструкции»;
- лестничные клетки 1-го, 2-го этажа реконструируемого здания, выполнены в нарушение требований предусматривающих устройство ядра жёсткости воспринимающего сейсмическую нагрузку, лестничные площадки с пролётом в 6 м. выполнены без опорной «лобовой балки» передающей нагрузку на ж/б стойки - п. 6.4.2 СП 14.13330.2014 Свод Правил «Строительство в сейсмических районах»;
- на объекте осуществляются строительные работы на 4-м уровне без выполнения мероприятий по усилению здания в виде устройства ж/б диафрагм жёсткости на 1-м, 2-, 3-м этажах, предусмотренных проектом усиления - см. проект;
- строительные работы осуществляются без привлечения юридического лица или индивидуального предпринимателя имеющего свидетельств выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам, влияющим на безопасность объекта - п. 5.3 СП 48.13330.2011 Свод Правил «Организация строительства»; ч. 2, ч. 3 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ.
Кроме того, по результатам проведенной 14.04.2017 управлением государственного строительного надзора Минстроя РД, проверки в отношении ответчика по указанному объекту, установлено, что предписание по результатам проверки от 08.07.2016 №000009 выданное застройщику на устранение выявленных недостатков застройщиком не исполнено, недостатки не устранены, что подтверждается представленным суду актом проверки от 14.04.2017.
Судом установлено, что ответчиком не выполнены проектные предложения по устройству диафрагм жёсткости на 1-м, 2-м и 3-м этажах, а также не выполнены мероприятия по обследованию технического состояния здания, как было указано в предписании 08.07.2016г. № 000009.
В силу п. 1 ст. 222 Гражданского Кодекса РФ «Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил».
В силу п. 3 ст. 222 Гражданского Кодекса РФ: «Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан».
В силу Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации №54 от 01.02.2006г., а именно п. 24.: «Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия: п. п. ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ».
Так, статьей 1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утверждённым проектам с соблюдением требований технических регламентов в области окружающей среды.
Также ч.2 ст. 34 того же Федерального закона предусматривает в качестве санкции за нарушение требований в области охраны окружающей среды приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
На основании вышеизложенного суд приходит к тому, что продолжение строительства и последующая эксплуатации объекта капитального строительства «Реконструкция 2-х этажного здания с надстройкой 3-го и 4-го этажей», на принадлежащем Мамуеву Ш.М. данном земельном участке, без выполнения мероприятий указанных в проектной документации, имеющей положительное заключение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, без получения в установленном порядке разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, создают оговорённую законом опасность для всех находящихся в этом здании и вблизи него граждан.
Так как, в силу статьи 55.24 Градостроительного Кодекса РФ: «Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений»:
п. 1. Эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
п. 2. Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
п. 5. Эксплуатация зданий, сооружений, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Следовательно, продолжение строительства и последующая эксплуатация объекта капитального строительства нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц.
В силу ст. 12 Гражданского Кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При указанных обстоятельствах заявленные исковые требования Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД к Мамуеву Ш.М. о признании строительства объекта капитального строительства незаконным запрете строительства и эксплуатации подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД к Мамуеву ФИО7 о признании строительства объекта капитального строительства незаконным запрете строительства и эксплуатации удовлетворить.
Признать незаконным строительство Мамуевым ФИО8 и иными лицами объекта капитального строительства «Реконструкция 2-х этажного здания с надстройкой 3-го и 4-го этажей», на принадлежащем гражданину Мамуеву Ш.М. на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 05:40:000057:0734, расположенного по адресу <адрес> №.
Запретить Мамуеву ФИО9 и иным лицам, строительство и эксплуатацию объекта: «Реконструкция 2-х этажного здания с надстройкой 3 и 4 этажей», на принадлежащем гражданину Мамуеву Ш.М. на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 05:40:000057:0734, расположенного по адресу <адрес> №, за исключением выполнения строительных работ, связанных с приведением объекта в соответствие с требованиями проектной документации.
Обязать Мамуева ФИО10 выполнить мероприятия по обследованию технического состояния объекта капитального строительства «Реконструкция 2-х этажного здания с надстройкой 3-го и 4-го этажей», на принадлежащем гражданину Мамуеву Ш.М. на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 05:40:000057:0734, расположенного по адресу <адрес> №, по требованиям п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», указанного в предписании от 08.07.2016г. №.
Резолютивная часть решения объявлена 02 мая 2017 года.
Мотивированное решение в окончательной форме вынесено 06 мая 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня её принятия в окончательной форме.
Судья М.Б. Онжолов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>