Решение по делу № 2а-1709/2020 от 15.01.2020

                             Дело №2а-1709/2020

УИД 18RS0003-01-2020-000090-60

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 марта 2020 года                                                                              г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Пашкиной О.А.,

при помощнике судьи Чебкасовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прутяна Г.С. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике об оспаривании действий по внесению сведений о судимости в базу данных Информационного центра Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике, возложении обязанности исключить указанные сведения из базы данных Информационного центра Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике,

установил:

административный истец Прутян Г.С. (далее – административный истец, Прутян Г.С.) обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее – административный ответчик, МВД по УР) об оспаривании действий по внесению сведений о судимости в базу данных Информационного центра Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике (далее – ИЦ МВД по УР), возложении обязанности исключить указанные сведения из базы данных ИЦ МВД по УР, мотивируя тем, что Прутян Г.С. обращался в МВД по УР с заявлением об исключении из баз данных сведений о привлечении его к уголовной ответственности, так как наличие таких сведений ущемляет его права и является правовым последствием в виде ограничения права получения гражданства иностранного гражданства. Письмом ИЦ МВД по УР от 18 декабря 2019 года <номер> административному истцу отказано в исключении сведений о судимости из баз данных. Сведения о судимости нарушают статью 7 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», поскольку эти данные являются конфиденциальной информацией, которые не могут быть даны без согласия административного истца. Прутян Г.С. осужден 20 декабря 1995 года Ярским народным судом УР по ч. 2 ст. 112 УК РСФСР и 09 ноября 2005 года мировым судьей судебного участка <адрес> по ч. 1 ст. 115 УК РФ. Указанные судимости погашены. Уголовная ответственность по ч. 2 ст. 112 УК РСФСР декриминализована. В связи с этим административный истец просит признать незаконными действия административного ответчика по внесению сведений о судимости в базу данных ИЦ МВД по УР и возложить обязанность исключить указанные сведения из базы данных ИЦ МВД по УР.

Административный истец Прутян Г.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с ч. 6 ст. 226, ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца.

Представитель административного ответчика МВД по УР в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с ч. 6 ст. 226, ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика МВД по УР.

Изучив и проанализировав материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд устанавливает следующие юридически значимые обстоятельства по делу и приходит к следующим выводам.

20 декабря 1995 года приговором <адрес> суда Удмуртской Республики, вступившим в законную силу 29 декабря 1995 года, Прутян Г.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 112 УК РСФСР. За совершение указанного преступления ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 месяца с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии общего режима.

09 ноября 2005 года приговором мирового судьи судебного участка <адрес> Удмуртской Республики, вступившим в законную силу 20 ноября 2005 года, Прутян Г.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 115 УК РФ. За совершение указанного преступления ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Указанные сведения об осуждении административного истца по вступившим в законную силу приговорам <адрес> суда Удмуртской Республики от 20 декабря 1995 года и мирового судьи судебного участка <адрес> Удмуртской Республики от 09 ноября 2005 года за совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 112 УК РСФСР, ч. 1 ст. 115 УК РФ, внесены в оперативно-справочную картотеку ИЦ МВД по УР.

10 декабря 2019 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлением об исключении из баз данных, формируемых в органах внутренних дел, сведений о привлечении Прутяна Г.С. к уголовной ответственности.

18 декабря 2019 года начальником ИЦ МВД по УР Коробейниковым С.П. в ответ на указанное обращение Прутяну Г.С. дан ответ <номер>, которым ему отказано в исключении сведений о судимостях из баз данных ИЦ МВД по УР.

Указанные обстоятельства установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств, сторонами не оспариваются.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом оспариваются действия МВД по УР по внесению сведений о судимости в базу данных ИЦ МВД по УР. С заявлением об исключении данных сведений Прутян Г.С. обратился в МВД по УР 10 декабря 2019 года, в связи с чем суд исходит из того, что в указанную дату ему стало известно о наличии таких сведений в базе данных ИЦ МВД по УР. Доказательств того, что о включении сведений о судимости в базу данных ИЦ МВД по УР Прутян Г.С. узнал в иную дату, материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлено.

13 января 2020 года Прутян Г.С. обратился в суд с настоящим административным иском, в связи с чем на основании ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд с административным исковым заявлением административным истцом соблюден.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждое заинтересованное лицо имеет право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Исходя из ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В связи с этим для признания действий (бездействия), решений органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

Такая необходимая совокупность условий судом по настоящему административному делу не установлена исходя из следующего.

В силу положений ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон №3-ФЗ) правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты МВД России.

Федеральный закон №3-ФЗ, закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности (статья 2) и обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

Как следует из п.п. 1, 3, 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

Пунктом 33 части 1 статьи 13 Федерального закона №3-ФЗ для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставлено право использовать в деятельности информационные системы, формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона №3-ФЗ полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе, о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления (п.п. 1, 3 ч. 3 ст. 17 Федерального закона №3-ФЗ).

Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий. Полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (ч.ч. 4, 6, 7, 8 ст. 17 Федерального закона №3-ФЗ).

Исходя из ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон №152-ФЗ) обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Пунктом 7 части 2 статьи 10 Федерального закона №152-ФЗ предусмотрено, что обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-разыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами (ч. 3 ст. 10 Федерального закона №152-ФЗ).

Частью 4 статьи 10 Федерального закона №152-ФЗ установлено, что обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась обработка, если иное не установлено федеральным законом.

Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее - нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных (ч.ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона №152-ФЗ).

Приказом Генпрокуратуры России №39, МВД России №1070, МЧС России №1021, Минюста России №253, ФСБ России №780, Минэкономразвития России №353, ФСКН России №399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» утверждено Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее – Положение), которое определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета. На суды общей юрисдикции действие настоящего Положения распространяется в части предоставления информации о результатах рассмотрения уголовных дел, а также информации для учета преступлений по уголовным делам частного обвинения в случае вынесения судом обвинительного приговора, вступившего в законную силу.

Учет - фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах (п. 2.2 Положения).

Объекты учета - преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевший, судебное решение по уголовному делу (п. 2.4 Положения).

Учтенный объект - объект учета, сведения о котором включены в статистическую отчетность. Корректировка данных статистической отчетности в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения уголовного дела допускается только в пределах отчетного года, являющегося законченным отчетным периодом (п. 2.8 Положения).

Субъектами учета преступлений являются, в том числе, орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор, на которых возложена обязанность фиксирования в учетных документах сведений об объектах учета; ИЦ, указанные в п. 2 настоящего Положения, на которых возложена обязанность включения в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах (п. 4 Положения).

Учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения (п. 40 Положения).

Основаниями учета уголовных дел и принятых по ним процессуальных решений являются, в том числе, решение о возбуждении уголовного дела; приговор суда, вступивший в законную силу (п. 46 Положения).

Учету подлежат судебные решения по уголовным делам, поступившим в суд с обвинительным заключением (актом), вступившие в законную силу. Основанием учета судебных решений, вступивших в законную силу, в том числе является обвинительный приговор (п.п. 52, 53 Положения).

С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений закона и иных нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Прутяна Г.С., так как сведения в оперативно-справочную картотеку ИЦ МВД по УР внесены в установленном порядке, на основании первичных учетных документов, в объеме, необходимом для учета преступлений и лиц, их совершивших; их наличие в базе данных до настоящего времени соответствует требованиям нормативных актов, устанавливающих порядок учета объектов учета; база данных, содержащая оспариваемые сведения, ведется уполномоченным органом в соответствии с возложенными на него задачами и функциями, исключение указанной информации действующим законодательством не предусмотрено.

Основания для прекращения обработки персональных данных о судимости Прутяна Г.С. в соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона №152-ФЗ у МВД по УР отсутствуют, поскольку причины, вследствие которых осуществлялась такая обработка, не устранены и по настоящее время являются действительными. Обработка персональных данных о судимостях в отношении Прутяна Г.С. осуществлялась МВД по УР в связи с совершением им преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 112 УК РСФСР, ч. 1 ст. 115 УК РФ, и его последующем осуждением за совершение указанных преступлений по вступившим в законную силу приговорам <адрес> суда Удмуртской Республики от 20 декабря 1995 года и мирового судьи судебного участка <адрес> Удмуртской Республики от 09 ноября 2005 года. Факт совершения Прутяном Г.С. этих преступлений и его осуждения за их совершение установлен, Прутян Г.С. не оправдан, не реабилитирован, уголовное преследование по реабилитирующим основаниям не прекращено.

Как следует из ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом, связанные с судимостью. В то же время, погашение или снятие судимости не устраняет наличие приведенных обстоятельств, явившихся основанием для включения сведений о привлечении Прутяна Г.С. к уголовной ответственности и его осуждении за совершение преступлений в оперативно-справочную картотеку, равно как и не устраняет преступность самих деяний.

Кроме того, наличие в оперативно-справочной картотеке МВД по УР учетных данных о судимостях Прутяна Г.С. не является каким-либо правовым последствием судимости, подлежащим аннулированию, поскольку в силу прямого указания ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует только те правовые последствия, которые предусмотрены УК РФ. Погашение или снятие судимости не устраняет достоверности и действительности данных о ней, которые подлежат хранению в оперативно-справочной картотеке ИЦ в соответствии с законом. Следовательно, в оперативно-справочных учетах ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.

Хранение в соответствующей базе данных МВД по УР достоверной информации о судимостях (в том числе имевшихся ранее), само по себе не может расцениваться как не соответствующее закону или нарушающее права Прутяна Г.С. и квалифицироваться в качестве какого-либо правового последствия для административного истца. Доказательств ограничения или нарушения прав административного истца наличием в оперативно-справочной картотеке ИЦ сведений об его судимостях, в том числе наличия препятствий для получения гражданства иностранного государства, Прутяном Г.С. суду не представлено.

Доводы административного истца о том, что действия административного ответчика нарушают его права, не могут быть приняты во внимание и отклоняются судом, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона №152-ФЗ обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами. Наличие в информационных базах данных, предусмотренных законом, сведений о наличии судимостей административного истца не ущемляет прав последнего, поскольку никем не оспаривается, что судимости Прутяна Г.С. погашены, соответственно аннулированы все правовые последствия, связанные с ней.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что действия административного ответчика по внесению сведений о судимостях Прутяна Г.С. в базу данных ИЦ МВД по УР соответствуют закону, в связи с чем административные исковые требования административного истца, в том числе производные о возложении на МВД по УР обязанности исключить указанные данные, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Поскольку административный иск подлежит оставлению без удовлетворения, понесенные Прутяном Г.С. расходы по оплате государственной пошлины возмещению за счёт административного ответчика не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд

        решил:

административное исковое заявление Прутяна Г.С. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике об оспаривании действий по внесению сведений о судимости в базу данных Информационного центра Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике, возложении обязанности исключить указанные сведения из базы данных Информационного центра Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня вынесения решения.

Мотивированное решение изготовлено судьей на компьютере в совещательной комнате 25 марта 2020 года.

        Председательствующий судья                                    Пашкина О.А.

2а-1709/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прутян Геворг Семенович
Ответчики
МВД по УР
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Пашкина Оксана Александровна
Дело на странице суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
16.01.2020Регистрация административного искового заявления
16.01.2020Передача материалов судье
27.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее