Решение по делу № 2а-2989/2018 от 27.06.2018

Адм. дело № 2а- 2989/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2018 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Шопиной Е. В., с участием административного истца Степанова М. А., его представителя Терентьевой С. Г., представителя административного ответчика военного комиссара Чувашской Республики Мокрушина А. А. и заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Чувашской Республики» Кузьминой О. И., при секретаре судебного заседания Петровой Н. Б.,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степанова Михаила Андреевича к военному комиссару Чувашской Республики Мокрушину А. А. о признании незаконным решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, возложении на призывную комиссию г. Чебоксары обязанности повторно рассмотреть заявление и возложении контроля за исполнением,

установил:

Степанова М. А., уточнив в ходе производства по делу свои требования, окончательно обратился в суд с административным исковым к военному комиссару Чувашской Республики Мокрушину А. А. о признании незаконным решения призывной комиссии г. Чебоксары об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, возложении на призывную комиссию г. Чебоксары обязанности повторно рассмотреть заявление и возложении контроля за исполнением по следующим основаниям.

Истцом было подано заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в призывную комиссию г. Чебоксары. Решением призывной комиссии от дата Степанову М. А. было отказано в такой замене. Административный истец считает решение незаконным, так как отсутствовали основания для его принятия – свои доводы о пацифистских убеждениях истец подтвердил представленным комиссии доказательствами –заявлением в комиссию, в котором истец изложил свои убеждения; показаниями свидетелей. Оспариваемое решение нарушает его права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, гарантированное Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 28,59), ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 18 Международного пакта ООН о гражданских и политических правах. Истец полагает, что поскольку срок его обучения в учебном заведении заканчивался 30 июня 2018 года, то из буквального прочтения ст. 11Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» следовало, что он должен был подать заявление на альтернативную гражданскую службу до 1 апреля 2018 года, что им и было сделано.

В судебном заседании административный истец Степанов М. А. и его представитель Терентьева С. Г. административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Степанов М. А. дополнительно пояснил, что на заседании комиссии ему не было предложено дать объяснения о причинах пропуска срока на обращение с заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, в результате чего его заявление фактически осталось без рассмотрения по существу.

Терентьева С. Г. указала, что комиссия необоснованно не рассмотрела вопрос о восстановлении срока для подачи заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

В судебном заседании представитель административного ответчика военного комиссара Чувашской Республики Мокрушина А. А. и заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Чувашской Республики» Кузьмина О. И. просила решение оставить без изменения. Указала, что при рассмотрении вопроса о восстановлении срока для подачи заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в отношении административного истца был задан вопрос о наличии уважительных причин пропуска срока на подачу заявления, однако административный истец каких-либо уважительных причин пропуска срока не назвал.

Заинтересованное лицо военный комиссар г. Чебоксары Иванов О. В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Как следует из заключения призывной комиссии г. Чебоксары от дата, Степанову М. А. было отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, так как он нарушил установленный федеральным законом срок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

В силу ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Согласно п. 1, п. 2, п. 4 ст. 3, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания.

Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Воинская обязанность, в частности, предусматривает прохождение военной службы по призыву (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

В соответствии с п. 1 ст. 41 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" приведение к Военной присяге (принесение обязательства) проводится:

по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца;

по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов или учебных сборов.

До приведения к Военной присяге (принесения обязательства) за военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы или проходящим учебные сборы, не могут закрепляться оружие и военная техника.

Из анализа приведенных законоположений можно сделать вывод о том, что вооружение лица вопреки его воле не допускается.

Применительно к институту альтернативной гражданской службы это означает, что гражданин Российской Федерации, который не уклоняется от исполнения обязанностей военной службы, имеет право заявить о наличии у него убеждений или вероисповедания, противоречащих несению военной службы. Такое право по своей природе носит материально-правовой характер, а потому пропуск установленного законом срока, в течение которого заявление должно быть подано призывником, не является препятствием для его обращения в призывную комиссию с соответствующим заявлением.

Так, пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" определено, что граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

Вместе с тем, исходя из того, что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой является непосредственно действующим, оно не может быть ограничено процедурными нормами.

Таким образом, статья 11 названного Федерального закона по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом.

Изложенная правовая позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 447-О.

Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что административный ответчик должен доказать, что призывная комиссия предоставила Степанову М. А. возможность обосновать обстоятельства, с которыми закон связывает право на замену военной службы на альтернативную, назвать причины, по которым призывником пропущен срок для подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Протокол заседания комиссии не велся.

Напротив, из показаний свидетеля ФИО7 следует, что Степанову М. А. не было предоставлено возможности обосновать заявление, не выяснялись причины пропуска срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не представлено доказательств соблюдения названного порядка рассмотрения поставленного перед комиссией вопроса.

Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что призывной комиссией г. Чебоксары не доказаны обстоятельства, имеющие значение, и не представлены доказательства того, что порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) соблюден, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), имелись.

Указанное обстоятельство влечет признание незаконным решения призывной комиссии г. Чебоксары от дата об отказе в замене Степанову Михаилу Андреевичу военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

На военного комиссара Чувашской Республики Мокрушина А. А. следует возложить обязанность направить заявление Степанова Михаила Андреевича о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой от дата на повторное рассмотрение в призывную комиссию г. Чебоксары.

Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ суд

решил:

Административное исковое заявление Степанова Михаила Андреевича к военному комиссару Чувашской Республики Мокрушину А. А. о признании незаконным решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, возложении на призывную комиссию г. Чебоксары обязанности повторно рассмотреть заявление и возложении контроля за исполнением удовлетворить.

Признать незаконным решение призывной комиссии г. Чебоксары от дата об отказе в замене Степанову Михаилу Андреевичу военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Возложить на военного комиссара Чувашской Республики Мокрушина А. А. обязанность направить заявление Степанова Михаила Андреевича о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой от дата на повторное рассмотрение в призывную комиссию г. Чебоксары.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.

Мотивированное решение составлено 17 октября 2018 года

Председательствующий судья Шопина Е. В.

2а-2989/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
СТЕПАНОВ МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ
Ответчики
Призывная комиссия г.Чебоксары
Военный комиссар Чувашской Республики Мокрушин А. А.
Другие
Военный комиссариат Чувашской Республики
Военный комиссар г. Чебоксары Иванов О. В.
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
02.05.2020Регистрация административного искового заявления
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее