Дело № 2-3085/2020
УИД 44RS0001-01-2020-003968-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2020 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Кузнецовой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Костромы в интересах Иванова Александра Витальевича к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,
установил:
Прокурор города Костромы, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Иванова А.В., обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами. В обоснование требований указал, что прокуратурой города Костромы по обращению Иванова А.В., 24 февраля 1972 года рождения, проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой установлено, что Иванов А.В. является инвалидом 3 группы с диагнозами: ИБС, нестабильная стенокардия, ПИСК (<дата>), стентирование ПМЖВ (<дата>), атеросклероз, гипертоническая болезнь 3 стадии, риск 4, хроническая аневризма сердца. При получении набора социальных услуг Иванов А.В. имеет право на бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами. Вместе с тем до настоящего времени Иванов А.В. не обеспечен в необходимом объеме лекарственными средствами «Тромбоасс», «Клопидогрел», «Верошпирон», «Тикагрелор», «Метопролол». С учетом изложенного, ссылаясь на нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», просит обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Иванова А.В. лекарственными средствами «Тромбоасс» не менее 3 000 мг в месяц, «Клопидогрел» не менее 2 250 мг в месяц, «Верошпирон» не менее 750 мг в месяц, «Тикагрелор» (Брилинта) не менее 5 400 мг в месяц до 31 декабря 2020 года, «Метопролол» не менее 1 500 мг в месяц.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОГБУЗ «Городская больница города Костромы».
В судебном заседании помощник прокурора города Костромы Тимошенко М.В. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Материальный истец Иванов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика департамента здравоохранения Костромской области Громова П.М. исковые требования не признала, указала, что Иванов А.В. обеспечивается указанными в иске лекарственными средствами, однако в связи с трудностями по проведению закупок обеспечение лекарственными средствами производится не полном объеме.
Представитель третьего лица ОГБУЗ «Городская больница города Костромы» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений ( часть 1 статьи 41 Конституции РФ).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 года № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, в число которых включены препараты: «Ацетилсалициловая кислота», «Клопидогрел», «Метопролол», «Спиронолактон» и «Тикагрелор».
Приказом Минздрава от 09 января 2020 года № 1н утвержден Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения в течение одного года в амбулаторных условиях лиц, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, в который включены лекарственные препараты: «Ацетилсалициловая кислота», «Клопидогрел», «Метопролол» и «Тикагрелор».
Как установлено судом и следует из материалов дела, Иванов А.В., <дата> года рождения, является инвалидом 3 группы, состоит на учете в ОГБУЗ «Городская больница города Костромы» с диагнозами: ИБС, нестабильная стенокардия, ПИСК (22 июня 2019года), стентирование ПМЖВ (22 июня 2019 года), атеросклероз, гипертоническая болезнь 3 стадии, риск 4, хроническая аневризма сердца.
22 июня 2019 года Иванов А.В. перенес острый инфаркт миокарда с последующим стентированием коронарных артерий, 04 декабря 2019 года материальному истцу проведено стентирование коронарных артерий в ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.».
Лечащим врачом Иванову А.В. в связи с имеющимися у него заболеваниями рекомендован прием следующих лекарственных препаратов: «Тромбоасс» («Ацетилсалициловая кислота») 100 мг 1 раз в день, «Клопидогрел» 75 мг 1 раз в день, «Верошпирон» («Спиронолактон») 50 мг 1 раз в день, «Тикагрелор» 90 мг 2 раза в день до конца 2020 года, «Метопролол» 50 мг 2 раза в день.
Таким образом, Иванов А.В. как инвалид, должен обеспечиваться лекарственными препаратами в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Из материалов дела также усматривается, что в истекшем периоде 2020 года Иванов А.В. в необходимом объеме лекарственными препаратами обеспечен не был.
Так, Иванов А.В. был обеспечен препаратом «Клопидогрел» 75 мг в количестве 5 упаковок по 14 таблеток: 08 и 09 апреля 2020 года; препаратом «Верошпирон» 25 мг в количестве 3 упаковок по 20 таблеток: 09 апреля 2020 года; препаратом «Метопролол» 100 мг в количестве 5 упаковок по 30 таблеток: 09 апреля 2020 года, 15 мая 2020 года, 17 июня 2020 года и 04 августа 2020 года; препаратом «Тикагрелор» 90 мг в количестве 4 упаковок по 56 таблеток: 08 мая 2020 года, 17 июня 2020 года, 08 июля 2020 года и 04 августа 2020 года.
Согласно части 3 статьи 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).
В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 07 декабря 2019 года № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов, которая в третьем разделе предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В разделе 5 указанной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение предоставления в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи».
Постановлением администрации Костромской области от 29 декабря 2019 года № 511-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
В соответствии с пунктом 38 Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение расходов по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27 декабря 2007 года № 546, департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.
Приказом департамента здравоохранения Костромской области от 20 декабря 2018 года № 695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее – Порядок).
В соответствии с пунктами 1.3.5, 1.4.5 Порядка под федеральными льготниками понимаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального бюджета имеют федеральные льготники, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Принимая во внимание, что ходе судебного разбирательства факт того, что Иванов А.В. в необходимом объеме лекарственными препаратами «Тромбоасс» «Клопидогрел», «Верошпирон», «Тикагрелор» (Брилинта), «Метопролол» не обеспечен, нашел свое подтверждение, суд приходит к выводу о том, что невыполнение департаментом здравоохранения Костромской области, как органом исполнительной власти Костромской области, проводящем государственную политику и осуществляющем управление в сфере здравоохранения, возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
В этой связи, учитывая, что Иванов А.В. вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственного обеспечения, что назначенные истцу лекарственные препараты необходимы ему по медицинским показаниям, суд полагает, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований прокурора города Костромы и возложения на ответчика обязанности обеспечить Иванова А.В. лекарственными препаратами ««Тромбоасс» «Клопидогрел», «Верошпирон», «Тикагрелор» (Брилинта), «Метопролол» в соответствии с медицинскими назначениями в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Костромы в интересах Иванова Александра Витальевича удовлетворить.
Обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Иванова Александра Витальевича, <дата> года рождения, лекарственными препаратами «Тромбоасс», «Клопидогрел», «Верашпирон», «Тикагрелор» (Брилинта), «Метопролол» в соответствии с медицинскими назначениями в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья М.В. Сопачева
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2020 года.