Решение по делу № 2-3085/2020 от 28.07.2020

Дело № 2-3085/2020

УИД 44RS0001-01-2020-003968-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2020 года                             г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Кузнецовой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Костромы в интересах Иванова Александра Витальевича к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,

установил:

Прокурор города Костромы, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Иванова А.В., обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами. В обоснование требований указал, что прокуратурой города Костромы по обращению Иванова А.В., 24 февраля 1972 года рождения, проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой установлено, что Иванов А.В. является инвалидом 3 группы с диагнозами: ИБС, нестабильная стенокардия, ПИСК (<дата>), стентирование ПМЖВ (<дата>), атеросклероз, гипертоническая болезнь 3 стадии, риск 4, хроническая аневризма сердца. При получении набора социальных услуг Иванов А.В. имеет право на бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами. Вместе с тем до настоящего времени Иванов А.В. не обеспечен в необходимом объеме лекарственными средствами «Тромбоасс», «Клопидогрел», «Верошпирон», «Тикагрелор», «Метопролол». С учетом изложенного, ссылаясь на нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», просит обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Иванова А.В. лекарственными средствами «Тромбоасс» не менее 3 000 мг в месяц, «Клопидогрел» не менее 2 250 мг в месяц, «Верошпирон» не менее 750 мг в месяц, «Тикагрелор» (Брилинта) не менее 5 400 мг в месяц до 31 декабря 2020 года, «Метопролол» не менее 1 500 мг в месяц.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОГБУЗ «Городская больница города Костромы».

В судебном заседании помощник прокурора города Костромы Тимошенко М.В. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Материальный истец Иванов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика департамента здравоохранения Костромской области Громова П.М. исковые требования не признала, указала, что Иванов А.В. обеспечивается указанными в иске лекарственными средствами, однако в связи с трудностями по проведению закупок обеспечение лекарственными средствами производится не полном объеме.

Представитель третьего лица ОГБУЗ «Городская больница города Костромы» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений ( часть 1 статьи 41 Конституции РФ).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 года № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, в число которых включены препараты: «Ацетилсалициловая кислота», «Клопидогрел», «Метопролол», «Спиронолактон» и «Тикагрелор».

Приказом Минздрава от 09 января 2020 года № 1н утвержден Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения в течение одного года в амбулаторных условиях лиц, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, в который включены лекарственные препараты: «Ацетилсалициловая кислота», «Клопидогрел», «Метопролол» и «Тикагрелор».

Как установлено судом и следует из материалов дела, Иванов А.В., <дата> года рождения, является инвалидом 3 группы, состоит на учете в ОГБУЗ «Городская больница города Костромы» с диагнозами: ИБС, нестабильная стенокардия, ПИСК (22 июня 2019года), стентирование ПМЖВ (22 июня 2019 года), атеросклероз, гипертоническая болезнь 3 стадии, риск 4, хроническая аневризма сердца.

22 июня 2019 года Иванов А.В. перенес острый инфаркт миокарда с последующим стентированием коронарных артерий, 04 декабря 2019 года материальному истцу проведено стентирование коронарных артерий в ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.».

Лечащим врачом Иванову А.В. в связи с имеющимися у него заболеваниями рекомендован прием следующих лекарственных препаратов: «Тромбоасс» («Ацетилсалициловая кислота») 100 мг 1 раз в день, «Клопидогрел» 75 мг 1 раз в день, «Верошпирон» («Спиронолактон») 50 мг 1 раз в день, «Тикагрелор» 90 мг 2 раза в день до конца 2020 года, «Метопролол» 50 мг 2 раза в день.

Таким образом, Иванов А.В. как инвалид, должен обеспечиваться лекарственными препаратами в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Из материалов дела также усматривается, что в истекшем периоде 2020 года Иванов А.В. в необходимом объеме лекарственными препаратами обеспечен не был.

Так, Иванов А.В. был обеспечен препаратом «Клопидогрел» 75 мг в количестве 5 упаковок по 14 таблеток: 08 и 09 апреля 2020 года; препаратом «Верошпирон» 25 мг в количестве 3 упаковок по 20 таблеток: 09 апреля 2020 года; препаратом «Метопролол» 100 мг в количестве 5 упаковок по 30 таблеток: 09 апреля 2020 года, 15 мая 2020 года, 17 июня 2020 года и 04 августа 2020 года; препаратом «Тикагрелор» 90 мг в количестве 4 упаковок по 56 таблеток: 08 мая 2020 года, 17 июня 2020 года, 08 июля 2020 года и 04 августа 2020 года.

Согласно части 3 статьи 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).

В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 07 декабря 2019 года № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов, которая в третьем разделе предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В разделе 5 указанной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение предоставления в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Постановлением администрации Костромской области от 29 декабря 2019 года № 511-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

В соответствии с пунктом 38 Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение расходов по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27 декабря 2007 года № 546, департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:

организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Из пункта 59 Положения следует, что департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.

Приказом департамента здравоохранения Костромской области от 20 декабря 2018 года № 695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 1.3.5, 1.4.5 Порядка под федеральными льготниками понимаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального бюджета имеют федеральные льготники, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Принимая во внимание, что ходе судебного разбирательства факт того, что Иванов А.В. в необходимом объеме лекарственными препаратами «Тромбоасс» «Клопидогрел», «Верошпирон», «Тикагрелор» (Брилинта), «Метопролол» не обеспечен, нашел свое подтверждение, суд приходит к выводу о том, что невыполнение департаментом здравоохранения Костромской области, как органом исполнительной власти Костромской области, проводящем государственную политику и осуществляющем управление в сфере здравоохранения, возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В этой связи, учитывая, что Иванов А.В. вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственного обеспечения, что назначенные истцу лекарственные препараты необходимы ему по медицинским показаниям, суд полагает, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований прокурора города Костромы и возложения на ответчика обязанности обеспечить Иванова А.В. лекарственными препаратами ««Тромбоасс» «Клопидогрел», «Верошпирон», «Тикагрелор» (Брилинта), «Метопролол» в соответствии с медицинскими назначениями в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Костромы в интересах Иванова Александра Витальевича удовлетворить.

Обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Иванова Александра Витальевича, <дата> года рождения, лекарственными препаратами «Тромбоасс», «Клопидогрел», «Верашпирон», «Тикагрелор» (Брилинта), «Метопролол» в соответствии с медицинскими назначениями в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья М.В. Сопачева

Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2020 года.

2-3085/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура города Костромы
Иванов Александр Витальевич
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
ОГБУЗ "Городская больница города Костромы"
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Сопачева Марина Владимировна
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
28.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2020Передача материалов судье
31.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2020Судебное заседание
29.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее