29RS0024-01-2020-000846-90
Дело № 2а-741
06 мая 2020 года город Архангельск
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Уткиной И.В.,
при секретаре Русиновой К.Н.,
с участием прокурора Лялюшкиной С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску к Черняк-Харитонову Юрию Викторовичу о дополнении ранее установленных административных ограничений,
установил:
УМВД России по городу Архангельску обратилось в суд с требованиями к ответчику о дополнении ранее установленных административных ограничений.
В обоснование административного искового заявления указано, что 12.04.2010 Черняк-Харитонов Ю.В. осужден приговором Соломбальского районного суда города Архангельска за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве, предусмотренного пунктом «г» части 2 статьи 161 УК РФ, к 4 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. 08.08.2014 Черняк-Харитонов Ю.В. освобожден из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области по отбытию срока наказания. Решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 24.06.2014 в отношении Черняк-Харитонова Ю.В. установлен административный надзор сроком до 08.08.2020 и установлено административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком. Решением Соломбальского районного суда города Архангельска от 19.04.2019 в отношении Черняк-Харитонова Ю.В. установлено дополнительное ограничение в виде обязательной явки три раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком, запрета выезда за пределы г. Архангельска. 20.08.2014 поднадзорный Черняк-Харитонов Ю.В. поставлен на профилактический учет в отдел полиции № 5 УМВД России по г. Архангельску. Находясь под административным надзором, Черняк-Харитонов Ю.В. в течение года совершил более двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Согласно характеристике УУП Черняк-Харитонов Ю.В. характеризуется удовлетворительно, злоупотребляет спиртными напитками, является лицом БОМЖ, ведет бродяжнический образ жизни, проживает на территории Соломбальского округа г. Архангельска. Просили суд установить Черняк-Харитонову Ю.В. дополнительное административное ограничение в виде запрета пребывания в местах общественного питания (кафе, барах, ресторанах), в которых осуществляется продажа и употребление спиртных напитков, и в местах осуществления розничной продажи алкогольной продукции.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и места рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил провести судебное заседание без своего участия.
Административный ответчик Черняк-Харитонов Ю.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым административное исковое заявление удовлетворить, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлено, что обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Судом установлено, что 24.06.2014 решением Исакогорского районного суда города Архангельска в отношении Черняк-Харитонова Ю.В. установлен административный надзор на срок до 08.08.2020 с установлением административных ограничений в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком.
20.08.2014 Черняк-Харитонов Ю.В. поставлен на профилактический учет в Отделе полиции № 5 УМВД России по городу Архангельску. Начальником Отдела полиции № 5 УМВД России по городу Архангельску 16.05.2019 утвержден график прибытия Черняк-Харитонова Ю.В. на регистрацию в Отдел полиции № 5 УМВД России по городу Архангельску, с которым Черняк-Харитонов Ю.В. ознакомлен под роспись, второй экземпляр получил на руки.
Разрешая требования административного истца о дополнении ранее установленных Черняк-Харитонову Ю.В. административных ограничений, суд исходит из следующего.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» указано, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Из материалов дела следует, что в течение срока административного надзора Черняк-Харитоновым Ю.В. неоднократно совершались административные правонарушения.
Так, 17.07.2019 Черняк-Харитоновым Ю.В. совершено административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.20 КоАП РФ, выразившееся в распитии алкогольной продукции в общественном месте. Постановлением по делу об административном правонарушении от 26.07.2019 Черняк-Харитонову Ю.В. назначено административное наказание в виде административного штрафа.
Аналогичные административные правонарушения были совершены Черняк-Харитоновым Ю.В. 16.08.2019 и 04.09.2019. Постановлениями по делам об административных правонарушениях от 30.08.2019 и от 20.09.2019 Черняк-Харитонову Ю.В. назначены административные наказания в виде административных штрафов.
Совершенные Черняк-Харитоновым Ю.В. административные правонарушения посягают на общественный порядок и общественную безопасность.
Согласно справке-характеристике ст. УУП ОП № 5 Черняк-Харитонов Ю.В. проживает в <адрес> и хлебозаводом у своего знакомого, ФИО6 В.В. На данный момент Черняк-Харитонов Ю.В. не трудоустроен, со слов проживает за счет случайных заработков и сбора металлолома, злоупотребляет спиртными напитками, характеризуется отрицательно.
Учитывая вышеизложенные сведения об образе жизни и о поведении Черняк-Харитонова Ю.В., его склонность к злоупотреблению спиртными напитками, привлечение его к административной ответственности за распитие алкогольной продукции в общественном месте, для предупреждения совершения Черняк-Харитоновым Ю.В. преступлений, административных правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд приходит к выводу о возможности дополнения административному ответчику ранее установленных административных ограничений запретом пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа и потребление спиртных напитков.
Вместе с тем, учитывая положения части 3 статьи 55 Конституции РФ, предусматривающие, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, суд приходит к выводу, что установление административному ответчику административного ограничения в виде запрета пребывания в местах розничной продажи алкогольной продукции не согласуется с положениями Конституции РФ, поскольку несоразмерно ограничивает право поднадзорного лица на приобретение социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, продаваемых в местах розничной продажи алкогольной продукции.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным дополнить административному ответчику ранее установленные административные ограничения запретом пребывания в местах осуществления продажи алкогольной продукции в разлив.
Руководствуясь ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску к Черняк-Харитонову Юрию Викторовичу о дополнении ранее установленных административных ограничений удовлетворить.
Дополнить ранее установленные административные ограничения в отношении Черняк-Харитонова Юрия Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, запретом пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа и потребление спиртных напитков, запретом пребывания в местах осуществления продажи алкогольной продукции в разлив.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд города Архангельска в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья И.В. Уткина