ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Танганов Б.И. поступило 18 марта 2021 г.
Номер дела суда 1 инст. 2а-176/2020 33а-1264/2021
УИД 04RS0021-01-2020-006110-20
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 апреля 2021 года г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Булгытовой С.В.,
судей коллегии Ихисеевой М.В., Матвеевой Н.А.,
при секретаре Ангушевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ибрагимова Назарбека к МВД по РБ о признании незаконным решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации,
по апелляционной жалобе административного истца Ибрагимова Назарбека,
на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 19 января 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования Ибрагимова Назарбека, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Матвеевой Н.А., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобой, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В суд обратился Ибрагимов Н. с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение МВД по РБ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 08.10.2020. В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемое решение является вмешательством со стороны публичных властей в осуществление его личной и семейной жизни, принято без учета длительности его пребывания в РФ. С 2008г. он проживает на территории РФ, оформил документы разрешающие пребывание и проживание на территории РФ. Вместе с истцом проживает его беременная супруга и двое несовершеннолетних детей, которые находятся на его иждивении. Супруга имеет вид на жительство, истец зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, платит налоги, не нуждается в социальном обеспечении со стороны государства. За время проживания на территории РФ нарушений миграционного законодательства не допускал, к уголовной и административной ответственности не привлекался. Кроме того, в Республике Бурятия проживают два брата истца, которые с 2008 года являются гражданами РФ.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации, заинтересованным лицом - Управление ФСБ по Республике Бурятия.
В судебном заседании административный истец Ибрагимов Н. и его представитель адвокат Томилин А.В., действующий на основании ордера, доводы и требования, изложенные в административном иске, поддержали. Суду пояснили, что в настоящем у Ибрагимова Н. родился третий ребенок. Оспариваемое решение он не получал, оно вручено лишь в судебном заседании. Также указали, что решение принято в нарушение Указа Президента РФ от 18.04.2020 № 274. Просили требования истца удовлетворить.
Представитель МВД России и МВД по РБ Шатонова М.В., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать. Суду пояснила, что решение принято на основании имеющихся сведений, в том числе поступивших из УФСБ по Республике Бурятия, о связях Ибрагимова Н. со сторонниками радикального ислама, поиске сподвижников. Ранее, в июле 2019г. Ибрагимову отказано в приеме в гражданство РФ, в декабре 2020г. принято решение об аннулировании вида на жительство. Также аннулировано решение о приеме в гражданство его брата – Ибрагимова Б.А. По имеющимся сведениям Ибрагимов представляет угрозу интересам национальной безопасности, общественному порядку, правам и законным интересам граждан в РФ.
Представитель Управления ФСБ по РБ по доверенности Шаргаев Д.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, доводы представителя МВД поддержал, суду пояснил, что имеющаяся информация являлась достаточным основанием для принятия в отношении Ибрагимова Н. решения о нежелательности его пребывания в Российской Федерации. Просил в удовлетворении иска отказать.
Районным судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Ибрагимов Н. просит отменить решение суда первой инстанции, указывая, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что нежелательность пребывания (проживания) на территории Российской Федерации обусловлена интересами правопорядка, экономического благосостояния страны, установлена в целях предотвращения беспорядков и преступлений или для охраны здоровья или нравственности, или защиты прав и свобод других лиц. Судом указано, что решение о нежелательности проживания на территории Российской Федерации в отношении истца было принято в связи с аннулированием вида на жительство. Вместе с тем, заключение об аннулировании вида на жительство было принято 02.12.2020, а оспариваемое решение 08.10.2020. Также судом не учтены длительность его проживания в РФ, его семейное положение, отношение к уплате налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем, род деятельности и профессию, законопослушное поведение. Учитывая нормы международного права и позицию Конституционного Суда РФ, считает, что оспариваемое решение МВД России от 18 октября 2020г. не может быть признано отвечающим преследуемой социально значимой, законной цели.
В заседании суда апелляционной инстанции Ибрагимов Н. и его представитель Томилин А.В. настаивали на отмене решения суда первой инстанции по доводам жалобы.
Представитель МВД России и МВД по Республике Бурятия Шелковникова Е.Ю. и Яжинов В.А., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения поданной жалобы, полагая, что решение суда первой инстанции постановлено законно и обоснованно.
Представитель Управления ФСБ по РБ в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. Направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Таким образом, основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия), и данными решениями, действиями (бездействиями) были нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ибрагимов Назарбек является гражданином Киргизской Республики.
Решением МВД по РБ от 12 июня 2019г. было отклонено заявление Ибрагимова Н. о приеме в гражданство Российской Федерации в связи тем, что УФСБ по Республике Бурятия не согласовано его заявление на основании п. «а.» ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62 –ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
МВД России 08 октября 2020г. принято решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, которым установлено, что гражданин Киргизской Республики Ибрагимов Назарбек, ... года рождения впервые прибыл из Киргизской Республики на территорию Российской Федерации в 2009 году, периодически оформлял регистрацию по месту пребывания по различным адресам в г.Улан-Удэ, в 2014г. получил разрешение на временное проживание в РФ, в 2016г. – вид на жительство в РФ. В Центр по противодействию экстремизму МВД по Республике Бурятия неоднократно поступала информация (в том числе из УФСБ по Республике Бурятия) о том, что Ибрагимов Н. придерживается радикальных форм ислама, поддерживает идеологию «Таблиги Джамаат» и осуществляет поиск сподвижников. Решением УВМ МВД по Республике Бурятия от 12.07.2019г. заявление Ибрагимова Н. о приобретении российского гражданства отклонено на основании п. «а» ч.1 ст.16 Федерального закона от 31.03.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации поданные лицами, которые выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации). В электронной базе данных записей актов гражданского состояния Управления ЗАГС РБ сведения о записях актов гражданского состояния в отношении Ибрагимова Н. не обнаружены. Ибрагимов Н., находясь на территории РФ, создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам других лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства создает реальную угрозу, в частности, общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, решение МВД России о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации от 8 октября 2020г. в отношении Ибрагимова Н. принято на основании частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", содержит прямую ссылку на норму указанного Федерального закона, предусматривающую конкретное основание для принятия оспариваемого решения, а также ссылку, в том числе, на информацию УФСБ по Республике Бурятия, послужившие основанием для вынесения такого решения. Обжалуемое решение соответствует действующему на территории Российской Федерации законодательству и не нарушает прав административного истца.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается.
В силу ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства, одновременно установила, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 2 и 55).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003г. № 199 "Об утверждении положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" установлен Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который включено МВД России.
Полномочия МВД России по принятию решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства закреплены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699.
Изложенные федеральные предписания согласуются с нормами международного права.
Так, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., пункт 3 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав и свобод человека и основных свобод (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.) предусматривают, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, не предусматривает для органа исполнительной власти в сфере миграции осуществление такого полномочия как проверка правильности и обоснованности решений органов Федеральной службы безопасности.
Таким образом, поступившая из УФСБ по Республике Бурятия информация, являлась обязательной для учета территориальным органом исполнительной власти в сфере миграции и была обосновано расценена в качестве основания для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации от 8 октября 2020г.
Какие-либо основания поставить под сомнение сообщение УФСБ по Республике Бурятия, имеющего право оценки соответствующей деятельности иностранных граждан, как представляющей угрозу государственной безопасности, высказанные по предмету его компетенции, у административного ответчика отсутствовали.
С учетом приведенных норм и установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения требований Ибрагимова Н., поскольку решение МВД России о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации от 8 октября 2020г. принято уполномоченным органом, в рамках предоставленных полномочий и с соблюдением порядка его принятия.
Выводы суда основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Такая совокупность условий в рассматриваемой ситуации не установлена.
Судебная коллегия находит несостоятельными утверждения заявителя жалобы о том, что оспариваемое решение судом первой инстанции принято без учета длительности его проживания в Российской Федерации, отношения к уплате налогов, наличия доходов и обеспеченности жильем, рода деятельности и профессии, его законопослушного поведения, а также о нарушении оспариваемым решением права Ибрагимова Н. на уважение личной и семейной жизни ввиду того, что у него есть супруга, трое несовершеннолетних детей, два брата.
Положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года признают допустимым право государства ограничивать права и свободы граждан, в том числе иностранных, если вмешательство со стороны публичных властей необходимо в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Указанные положения согласуются с положениями статьи 4 и статьи 55 Конституции Российской Федерации о суверенитете и возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, оспариваемое решение МВД России обоснованно признано судом первой инстанции законным и оправданным в связи с необходимостью защиты национальных интересов государства, не противоречащим требованиям закона и в материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанным решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, требующие судебной защиты.
Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и подтверждаются представленными доказательствами по делу, исследованными в судебном заседании.
Несогласие истца с выводами суда и иное толкование законодательства не свидетельствует о нарушении судом норм права.
Судом дана надлежащая оценка доказательствам и правильно установлены значимые обстоятельства, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, выраженную в административном иске, направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Безусловные основания для отмены или изменения судебного акта, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, не установлены.
Руководствуясь ст. ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 19 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев в Восьмой Кассационный суд общей юрисдикции со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: М.В.Ихисеева
Н.А. Матвеева