РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2018 года г. Нерчинск
Нерчинский районный суд Забайкальского края в составе:
Председательствующего судьи Помулевой Н.А.
при секретаре Федоровой Ю.А.
с участием
процессуального истца помощника прокурора Нерчинского района Сандановой А.Ц.
материальных истцов Ивановой В.Н., Демьяненко В.Ю.,
представителя ответчика муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края Митронина Н.Н., действующая на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-672 по иску прокурора Нерчинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Ивановой В.Н., Демьяненко В.Ю. к Администрации муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи, обязании включить в список пострадавших и выплатить единовременную материальную и финансовую помощь, обращении решения к немедленному исполнению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что Иванова В.Н., Демьяненко В.Ю. постоянно проживают в подвергшемся подтоплению в результате наводнения домовладении, расположенном по адресу: ..., однако они не были включены в списки пострадавших от наводнения в связи с отсутствием регистрации по указанному адресу.
Просит суд:
установить факт постоянного проживания Ивановой В.Н., Демьяненко В.Ю. в жилом помещении, расположенном по адресу: ... для получения единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края;
признать за ними право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края;
обязать Администрацию муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края включить их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края;
обязать Министерство труда и социальной защиты населения ЗК, Министерство финансов Забайкальского края выплатить им единовременную материальную помощь (в размере 10000 рублей) и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости (в размере 50000 рублей) за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края;
обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением суда от 07 ноября 2018 г. Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю и Управление внутренних дел России по Забайкальскому краю исключены из числа ответчиков, привлечены в качестве третьих лиц на стороне ответчика не заявляющих самостоятельных требований.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Нерчинского района Санданова А.Ц. поддержала заявленные исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям и просила их удовлетворить.
Материальный истец Иванова В.Н. поддержала заявленные требования, суду пояснила, что она постоянно проживает по адресу: пгт. ... мая 2017 г. До этого она проживала в квартире дочери, затем дочь купила ей квартиру, где она и проживает с двумя сыновьями. Они не успели зарегистрироваться по этому адресу. Во время наводнения дом был затоплен, вода зашла в подполье, в доме стояла вода до подоконника, уцелела одна печь из предметов первой необходимости. В списки пострадавших они включены не были в связи с отсутствием регистрации в пострадавшем от наводнения жилье. Просит удовлетворить заявленные требования.
Материальный истец Демьяненко В.Ю. так же поддержал заявленные требования, пояснил, что проживает в ... с матерью и братом. Во время наводнения у них в доме была вода до подоконника, в квартире практически все пострадало, уцелела одна печь. Эту квартиру купила его сестра, они не успели в ней зарегистрироваться. В списки пострадавших они включены не были в связи с отсутствием регистрации в пострадавшем от наводнения жилье. Просит удовлетворить требования прокурора.
Представитель ответчика Администрации муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края по доверенности Митронина Н.Н. исковые требования прокурора признала в полном объеме и пояснила следующее. 08 июля 2018 г. в Нерчинском районе в связи с дождями и разливом рек введен режим ЧС. Изначально в зону затопления были включены села Илим, Олинск и Заречное. В указанную зону постановлением от 14 июля 2018 г. № 84 включен и пгт. Приисковый, в том числе, и ул. Илимская с домом, где проживают материальные истцы. Администрацией района была создана комиссия, которая рассматривала акты и включала пострадавших в списки пострадавших в результате ЧС. Тем, кто фактически проживает в пострадавших домах и квартирах, но не имеет в них регистрации во включении в списки пострадавших было отказано.
Представитель Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю Нарышкин Е.Г., действующий на основании доверенности, в письменном отзыве на иск ссылается на то, что порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате ЧС единовременной материальной помощи в случае нарушения условий их жизнедеятельности и оказания финансовой помощи в случае утраты ими имущества первой необходимости, установлен Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее Правила), для выплаты компенсации необходимо подтверждение факта постоянного проживания и регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, пострадавшим от ЧС и в соответствии с актом органа местного самоуправления о фактическом нарушении условий жизнедеятельности человека. Степень утраты имущества первой необходимости определяется в акте, составляемом комиссией органа местного самоуправления (п. 1.1. Правил).
Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости формируются на основании их заявлений и актов комиссионного обследования утраченного имущества.
На основании составленных списков Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края подготавливаются сводные списки о количестве граждан, нуждающихся в выплате компенсаций и подписываются руководителем Министерства финансов Забайкальского края, который осуществляет проверку в списках и сводных списках данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований.
Затем указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам предоставляются для согласования в УМВД России по Забайкальскому краю и в Главное управление МСЧ России по Забайкальскому краю.
Просит рассмотреть дело без участия представителя Управления, позиция по заявленным требованиям в отзыве не отражена.
Представитель УМВД по Забайкальскому краю Корчагина Е.Г., действующая на основании доверенности, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело без участия представителя УМВД, в письменном отзыве на иск указала, что УМВД является ненадлежащим ответчиком так как указанные в иске списки не составляет и не согласовывает, выплаты компенсации по утрате имущества вследствие чрезвычайных ситуаций не производит, ссылаясь на нормы Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» указывает, что истец не имеет регистрации по месту проживания, не является собственником жилого помещения. Просит отказать в заявленных требованиях.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Межонов Д.В., действующий на основании доверенности в письменном отзыве ссылается на то, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку действующим законодательством определен порядок включения граждан в списки на единовременную выплату, при этом необходимо соблюдение условий - постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону ЧС и в котором он зарегистрирован по месту жительства и нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС. Также ссылается на то, что в полномочия Министерства не входит признание граждан пострадавшими от наводнения, включение в список пострадавших от ЧС на получение единовременной материальной помощи, включение в список пострадавших от ЧС на получение финансовой материальной помощи за частичную или полную утрату имущества первой необходимости.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края Каменева Л.В., действующая на основании доверенности, в письменном отзыве считает, что Министерство не надлежащий ответчик, поскольку бюджетные ассигнования на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне ЧС, выделяются из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий.
Просит привлечь в качестве ответчика Министерство финансов РФ.
С учетом мнения участников процесса, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Свидетель Л.Г.В. суду пояснила, что Иванова В.Н. является её матерью, Демьяненко В.Ю. – брат. Они проживают в .... Зарегистрированы у неё по адресу .... Раньше они жили в Нерчинском районе, потом в 2015г. переехали жить к ней, а в апреле 2017 г. ею был приобретен дом в ... для их проживания. В мае 2017г. Иванова и Демьяненко переехали жить туда, так там и живут постоянно. В июле 2018г. данный дом затопило, вода была в доме до подоконника. Мать (Иванова В.Н.) во время наводнения жила у неё, а братья жили на крыше пострадавшего дома.
Свидетель В.В.Г. суду пояснил, что Иванова В.Н. его теща, а Демьяненко В.Ю. брат жены. Они проживают в .... Зарегистрированы у них по адресу .... Раньше они жили в Нерчинском районе, потом в 2015г. переехали жить к ним, а в мае 2017г. Иванова и Демьяненко переехали жить на Приисковую, так там и живут постоянно. В июле 2018г. данный дом затопило, вода была в доме до подоконника.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом статья 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Факт регистрации гражданина по месту жительства в пределах РФ подтверждается отметкой в паспорте (п. 18 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ»).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, материальные истцы Иванова В.Н., Демьяненко В.Ю. имеют регистрацию по адресу: ..., однако фактически они проживают по адресу: ..., документы на право собственности на данное жилое помещение не оформлены.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018г. № 45, с 09 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением и.о. руководителя муниципального района «Нерчинский район» Зориной Н.Г. от 08 июля 2018 года № 83 на территории муниципального района «Нерчинский район» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».
Согласно указанному постановлению, территория городского поселения «Приисковское», пгт. Приисковый отнесена к Зоне № 5, в том числе, с указанием улицы Илимская, дом 12.
Распоряжением и.о. главы руководителя администрации муниципального района «Нерчинский район» Зориной Н.Г. от 09 июля 2018 года № 33 создана комиссия по оценке ущерба, причиненного жителям муниципального района «Нерчинский район» пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Вызванной резко осложнившейся паводковой обстановкой, приведшей к подтоплению населенных пунктов 08 июля 2018 года на территории Нерчинского района.
По смыслу ст. 18 Федерального закона от 26.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).
Подпунктом «л» п. 1 ст. II данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
... нормативного акта об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, в связи с произошедшим наводнением на территории Забайкальского каря в июле 2018 года, не принято.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 (ред. от 30.05.2018) «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее Правила).
В соответствии с пунктом 1 Правил, настоящие Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
По смыслу пункта 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе:
на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (п.п. «г» п. 2);
оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека) (п.п. «д» п. 2).
В соответствии с пунктом 2 (1) Правил, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Таким образом, право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, признается за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации проживали и были зарегистрированы по месту жительства в жилых домах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Как установлено судом и не является спорным обстоятельством, материальные истцы Иванова В.Н. и Демьяненко В.Ю. не имеют регистрации в жилом помещении, расположенном по адресу ..., при этом документы о праве собственности ими не оформлены, однако имеется договор аренды земельного участка по этому адресу и расписка о передаче денежных средств за покупку данного жилого помещения.
Из пояснений материальных истцов следует, что по адресу фактической регистрации они не проживают, живут в пострадавшем от наводнения доме.
На основании справки, выданной за подписью главы муниципального района «Нерчинский район», Ивановой В.Н., Демьяненко В.Ю. отказано во включении в список на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной (частичной) утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110, в связи с отсутствием регистрации по адресу: ....
Как следует из пункта 1(1) указанных выше Правил, имущество первой необходимости минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимый для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:
предметы для хранения и приготовления пищи холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;
предметы мебели для приема пищи стол и стул (табурет);
предметы мебели для сна - кровать (диван);
предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);
предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Согласно подпункта «а» пункта 2 (2) Правил, критериями частичной утраты имущества первой необходимости являются приведение в результате воздействия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
С учетом всего вышеизложенного, суд приходит к выводу, что меры социальной поддержки предусмотренные выше приведенными нормативными актами, направлены, прежде всего, на оказание помощи лицам, которые на момент чрезвычайной ситуации постоянно проживали в пострадавших от чрезвычайной ситуации районах, при этом утратили (полностью или частично) свое жилье, урожай или имущество первой необходимости.
Исходя из установленных судом обстоятельств дела видно, что материальные истцы проживают в жилом помещении, попавшем в зону затопления, в результате чего материальные истцы имеют право на получение мер социальной поддержки.
С учетом вышеизложенного, Иванова В.Н., Демьяненко В.Ю. подлежат признанию пострадавшими от чрезвычайной ситуации и на основании решения суда подлежат включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
У суда не имеется оснований для признания ненадлежащими ответчиками по делу Правительства Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края, Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, поскольку в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 (ред. от 30.05.2018) «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, при этом, выплата денежных средств гражданам производится с участием указанных ответчиков.
Обсудив требование истцов об обращении решения к немедленному исполнению, принимая во внимание требования, предусмотренные ст.211, ст.218 ГПК РФ суд не находит оснований для обращения решения к немедленному исполнению и в указанной части исковых требований истцам отказывает.
Поскольку ответчики в силу закона освобождены от уплаты государственной пошлины вопрос о присуждении к взысканию с ответчиков государственной пошлины от уплаты которой был освобожден истец судом не обсуждается.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования, заявленные прокурором Нерчинского района в интересах Ивановой В.Н., Демьяненко В.Ю. – удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания Ивановой В.Н., Демьяненко В.Ю. в жилом помещении, расположенном по адресу: ... для получения единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Признать за Ивановой В.Н., Демьяненко В.Ю. право на получение единовременной материальной (в размере 10000 рублей каждому) и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости (в размере 50000 рублей каждому) за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Администрацию муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края включить Иванову В.Н., Демьяненко В.Ю. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Ивановой В.Н., Демьяненко В.Ю. единовременную материальную помощь (в размере 10000 рублей каждому) и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости (в размере 50000 рублей каждому) за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
В требовании об обращении решения к немедленному исполнению отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем ее подачи через Нерчинский районный суд.
Судья . Не вступило в законную силу.