Решение по делу № 3а-341/2018 от 28.12.2017

Дело № 3а-341/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«28» марта 2018 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи                     Селиверстовой И.В.

при секретаре                     Аристовой Л.С.

с участием представителя административного истца        ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

28 декабря 2017 года в Воронежский областной суд поступило названное выше административное исковое заявление, предъявленное к правительству Воронежской области, Управлению Росреестра по Воронежской области, в котором ФИО1 просит установить кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, определенную по состоянию на 1 января 2014 года:

- с кадастровым номером площадью 5137 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственное помещение, равной его рыночной стоимости, в размере 6 195 000 рублей;

- с кадастровым номером площадью 29058 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база, равной его рыночной стоимости, в размере 29 465 000 рубля;

- с кадастровым номером площадью 18129 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база, равной его рыночной стоимости, в размере 19 271 000 рублей.

В обоснование заявленных требований, со ссылкой на положения статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), указывает, что кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года № 970 (далее – Постановление № 970), составляет 13 994 626, 36 рублей, 79 471 886,52 рублей и 50 300 179,53 рублей соответственно. Размер рыночной стоимости подтверждается отчетом об оценке оценщика ООО «Афина Паллада» ФИО4 № 3352-17 от 21 декабря 2017 года.

Вместе с тем административный истец как собственник земельных участков обязан уплачивать земельный налог исходя из размера их кадастровой стоимости, которая значительно превышает размер их действительной рыночной стоимости (л.д.4-7).

28 декабря 2017 года административное исковое заявление было оставлено без движения (л.д. 1-2).

18 января 2018 года уточненный административный иск принят к производству Воронежского областного суда и по нему возбуждено административное дело (л.д. 142-145, 146-149).

8 февраля 2018 года определением Воронежского областного суда по настоящему делу была назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости, производство по делу приостановлено (л.д. 161-165).

В связи с поступлением 19 марта 2018 года в адрес суда заключения эксперта № 2084/6-4 от 19 марта 2018 года определением суда от той же даты производство по делу было возобновлено, о чем сообщено участвующим в деле лицам (л.д. 207).

Административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке (л.д. 208, 211-214); ФИО1 и заинтересованные лица на стороне административного истца просят о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 212-214), иные лица о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались, поэтому в силу части 2 статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Учитывая изложенное, суд в силу части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

В ранее поданном отзыве представитель органа кадастрового учета по существу заявленных требований полагался на усмотрение суда (л.д. 63-65); представитель администрации Бобровского муниципального района Воронежской области возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что многократное уменьшение кадастрового стоимости приведет к значительному уменьшению доходной части бюджета (л.д. 176-178).

В настоящем судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО5 поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям, пояснив, что не возражают против результатов проведенной судебной экспертизы, ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы не имеют, полагают подлежащей установлению рыночную стоимость, определенную судебным экспертом. Также пояснил, что просят не разрешать вопрос о распределении судебных расходов.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 7 части 1 статьи 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65, пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, для целей определения которых устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с положениями статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из содержания статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости не является обязательным.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Как следует из материалов административного дела, земельный участок с кадастровым номером площадью 5137 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственное помещение принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1 и ФИО6 (по 1/2 доли).; земельный участок с кадастровым номером площадью 29058 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1 и ООО «Атомэнергозапчать-Трейдинг» (по 1/2 доли); земельный участок с кадастровым номером площадью 18129 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база принадлежит на праве собственности ФИО1 и (по 1/2 доли) (л.д. 11-18, 176-178).

Учитывая, что кадастровая стоимость земельных участков используется для целей налогообложения (налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом), суд усматривает наличие у административного истца заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, поскольку они затрагивают его права и обязанности как физического лица, уплачивающего земельный налог, отнесенный налоговым законодательством к местному налогу, устанавливаемому НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательному к уплате на территории муниципального образования (пункты 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 387, пункт 1 статьи 388, пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ).

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области были утверждены Постановлением № 970.

Оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная указанным нормативным актом по состоянию на 1 января 2014 года, составляет: с кадастровым номером – 13 994 626,36 рублей, с кадастровым номером – 79 471 886,52 рублей, с кадастровым номером – 50 300 179,53 рублей и внесена в государственный кадастр недвижимости 29 декабря 2015 года (л.д. 19-21, 176-178).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, поскольку оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка была установлена по состоянию на 1 января 2014 года, постольку датой, по состоянию на которую определяется его рыночная стоимость, следует считать именно эту дату.

В ходе рассмотрения настоящего дела определением суда от 8 февраля 2018 года была проведена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Согласно заключению эксперта ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России» ФИО7 № 2084/6-4 от 19 марта 2018 года рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2014 года составляет: с кадастровым номером – 8 758 585 рублей, с кадастровым номером – 59 452 668 рублей, с кадастровым номером – 29 677 173 рубля (л.д. 186-205).

Оценивая заключение судебной экспертизы применительно к положениям статей 61, 82 и 84 КАС РФ, суд учитывает, что оно выполнено экспертом специализированного экспертного учреждения, которая имеет высшее экономическое образование, квалификацию магистра по направлению подготовки «Строительство»; специальность «Техническая эксплуатация и реконструкция зданий и сооружений», экспертную квалификацию по специальностям: 16.1 и 27.1, стаж экспертной работы с 2012 года, прошла профессиональную переподготовку по программе «Оценка собственности», специализация «Оценка предприятия (бизнеса)», стаж работы по данной специальности с 2006 года. Эксперт ФИО7 предупреждена об ответственности, предусмотренной статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит выводы по всем поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов, а также иные сведения, предусмотренные статьей 82 КАС РФ.

Доказательств, свидетельствующих о том, что названное заключение эксперта не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в порядке, установленном статьей 62 КАС РФ, не представлено.

Участвующие в деле лица заключение судебной экспертизы не оспаривали, с ходатайством о проведении повторной либо дополнительной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка не обращались.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости, в материалы дела не представлено, об их наличии суду не заявлялось.

Суд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости, в то время как представленный административным истцом отчет № 3352-17 от 21 декабря 2017 года, составленный оценщиком ООО «Афина Паллада» Андросовой В.О В., вызвал у суда сомнения в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком рыночной стоимостью в размере 6 195 000 рублей, 29 465 000 рубля, 19 271 000 рублей и кадастровой стоимостью, установленной в размере 13 994 626,36 рублей, 79 471 886,52 рублей и 50 300 179,53 рублей соответственно.

В силу части 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление № 28) разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года (на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость), определенной заключением судебного эксперта № 2084/6-4 от 19 марта 2018 года.

Согласно абзацу 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

При этом по смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость равной рыночной устанавливается по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Для исчисления налоговой базы установленная судом кадастровая стоимость используется за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего оспариваемую кадастровую стоимость, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Исходя из положений названных выше норм, а также учитывая, что оспариваемые результаты кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 29 декабря 2015 года, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости административный истец обратился в суд
28 декабря 2017 года, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, устанавливаемые настоящим решением, подлежат установлению с
1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и в силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, - до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявление об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, поданное в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
28 декабря 2017 года, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельных участков:

- с кадастровым номером площадью 5137 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственное помещение, определенную по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 8 758 585 (восемь миллионов семьсот пятьдесят восемь тысяч пятьсот восемьдесят пять) рублей;

- с кадастровым номером площадью 29058 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база, определенную по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 59 452 668 (пятьдесят девять миллионов четыреста пятьдесят две тысячи шестьсот шестьдесят восемь) рублей;

- с кадастровым номером площадью 18129 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база, определенную по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 29 677 173 (двадцать девять миллионов шестьсот семьдесят семь тысяч сто семьдесят три) рубля, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи заявления считать 28 декабря 2017 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме изготовлено 28 марта 2018 года.

    Председательствующий И.В. Селиверстова

3а-341/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бойко А.В.
Ответчики
Управление Росреестра по Воронежской области
Правительство Воронежской области
Другие
Удовин Г.С.
Администрация городского округа город Воронеж
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области
ООО "Атомэнергозапчасть-Трейдинг"
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области
Суд
Воронежский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
28.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
29.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
18.01.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2018[Адм.] Судебное заседание
19.03.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
28.03.2018[Адм.] Судебное заседание
28.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее