Решение по делу № 2-3538/2020 от 02.09.2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

14 октября 2020 года Дело

УИД 92RS0-51

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Матюшевой Е.П.,

при секретаре судебного заседания ФИО3

    с участием:

    истца – ФИО2

    представителя истца – адвоката ФИО4

    представителя ответчика – ФИО5

помощника прокурора <адрес> г.Севастополя ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению    ФИО2 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя «Севастопольская городская психиатрическая больница» о признании незаконным приказа, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора первичная профсоюзная организация Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Севастопольская городская психиатрическая больница» в лице председателя ФИО1

орган для дачи заключения – Прокуратура Гагаринского района г.Севастополя

установил:

ФИО2 обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя «Севастопольская городская психиатрическая больница» о признании незаконным приказа, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и просила признать незаконным и отменить приказ -у от ДД.ММ.ГГГГ, изданный Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Севастополя «Севастопольская городская психиатрическая больница» о прекращении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2; восстановить истца на работе в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Севастополя «Севастопольская городская психиатрическая больница» в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными стационарного наркологического отделения ; взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Севастопольская городская психиатрическая больница» в пользу истца средний заработок за все время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе из расчета средней месячной заработной платы – 19064,53 рублей; взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Севастопольская городская психиатрическая больница» в пользу истца в счет компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями, сумму в размере 50000 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что истец с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в ГБУЗС «Севастопольская психиатрическая больница» на должность санитарки наркологического отделения . ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении существенных условий труда, которым заработная плата истца снижена и должность стала наименоваться младшая медицинская сестра по уходу за больными стационарного наркологического отделения . ДД.ММ.ГГГГ истцу вручено уведомление о расторжении трудового договора на основании пункта 5 части первой статьи 83 ТК РФ. Затем ДД.ММ.ГГГГ ей было вручено второе уведомление, из которого следовало, что в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ допущена ошибка и правильным основанием расторжения договора является пункт 8 части первой статьи 77 ТК РФ – отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, либо отсутствием у работника соответствующей работы. ДД.ММ.ГГГГ истцу вручен приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) у, с формулировкой: «отсутствие у работодателя работы, соответствующей медицинскому заключению, выданному в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пункт 8 часть 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. С данной формулировкой истец не согласна, считает ее незаконной, поскольку ДД.ММ.ГГГГ после прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ) приступила к исполнению своих функциональных обязанностей, так как никаких ограничений либо запретов по выполнению прежних функциональных обязанностей санитарки (младшей медсестры) МСЭ не определила, 01.07.2019г. истец вновь проходила медико-социальную экспертизу и вновь по состоянию здоровья была допущена к исполнению своих функциональных обязанностей младшей медицинской сестры по уходу за больными стационарного наркологического отделения, так как не имела ухудшений здоровья и вполне по состоянию здоровья может дальше работать в той же должности. ДД.ММ.ГГГГ вновь прошла медико-социальную экспертизу и ей повторно установлена временная инвалидность до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данной медико-социальной экспертизы никаких отклонений либо ухудшений состояния здоровья выявлено не было, в связи с чем истец просит признать незаконным и отменить приказ о прекращении трудового договора, восстановить на работе, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.

В судебном заседании истец ФИО2 и ее представитель адвокат ФИО4 исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

    Представитель ответчика ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований, просил в иске отказать по основаниям, указанным в отзыве.

От третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - первичной профсоюзной организации Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Севастопольская городская психиатрическая больница» в лице председателя ФИО1 поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором представитель просил принять решение по делу в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ,

Помощник прокурора Гагаринского района г.Севастополя ФИО6 дл заключение о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку ответчиком нарушена процедура увольнения – истцу ФИО2 не были предложены иные должности для трудоустройства.

Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему.

Конвенцией о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.) признается право инвалидов на труд наравне с другими, оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получают инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, в частности, на защиту прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от домогательств, и удовлетворение жалоб (подп. "b" п. 1 ст. 27 названной конвенции).

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 39, ч. 1).

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (абзацы первый и пятый ст. 2 ТК РФ).

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

В силу ч. 3 ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (абзацы первый, второй, четвертый ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда (чч. 1чч. 1 и 2 ст. 220 ТК РФ).

    Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в ГБУЗС «Севастопольская городская психиатрическая больница» на должность санитарки наркологического отделения , между ФИО2 и ГБУЗС «Севастопольская городская психиатрическая больница» заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.

    Согласно пункту 4 трудового договора работнику установлен режим работы 36 часов, 12,24 часа по графику. Пунктом 4.3. трудового договора предусмотрено, что работнику устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск общей продолжительностью 63 календарных дней, в том числе дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда на основании Постановления Правительства РФ от 06.06.2013г. №482.

    Пунктом 5.1.1. предусмотрено, что к окладу устанавливается надбавка за вредность в размере 25%.

    Согласно карте А специальной оценки условий труда работников ГБУЗС «Севастопольская городская психиатрическая больница» наркологического отделения , младший медицинский персонал итоговый класс (подкласс) условий труда составляет 3.1. строка 050 содержит рекомендации по улучшению условий труда, по режимам труда и отдыха, по подбору работников, согласно которым возможность применения труда инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    ФИО2 ознакомлена со специальной оценкой условий труда 26.12.2016г.

    Из дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ следует, что работник занят на работах с вредными условиями труда, что подтверждается результатами специальной оценки условий труда от 04.08.2016г. -Ч-СОУТ-16; наименование факторов производственной среды и трудового процесса – биологический класс условий труда 3.1.

    Пунктом 3 дополнительного соглашения работнику установлена надбавка в размере 25% за работу во вредных условиях труда.

    Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении существенных условий труда» установлено, что ФИО2 работает младшей медицинской сестрой по уходу за больными стационарного    отделения , при этом выплата работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) составляет 16% от должностного оклада.

    ФИО2 в 2017 году перенесла заболевание. Согласно справке МСЭ ФИО2 установлена инвалидность впервые третьей группы по общему заболеванию.

    Согласно справке серии МСЭ-2018 ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность третьей группы повторно по общему заболеванию до 01.01.2021г.

    Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида ДД.ММ.ГГГГ/2018 от ДД.ММ.ГГГГ (далее ИПРА), каких-либо противопоказаний к выполнению функциональных обязанностей (ограничений) не установлено.

    В 2020 году ФИО2 получена очередная индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида ДД.ММ.ГГГГ/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой обозначены определенные рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма человека. Так, в указанной программе определены стойкие нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм и дефектами, а именно: нарушение интеллекта (таблица 5 п.7 ИПРА-2020 г.), нарушение функций сердечно-сосудистой системы (таб. 5 п. 9 ИПРА-2020 г.), нарушения функций эндокринной системы и метаболизма (таб. 5 п. 12 ИПРА). ИПРА предоставлена работодателю Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя «Севастопольская городская психиатрическая больница» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметками в журнале учета справок и ИПР инвалидов.

    Также в данной индивидуальной программе обозначены рекомендуемые условия труда в виде: «доступные виды трудовой деятельности в оптимальных, допустимых условиях труда».

    Аналогичные нарушения и ограничения содержатся в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида ДД.ММ.ГГГГ/2019 от ДД.ММ.ГГГГ, которая в адрес работодателя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Севастопольская городская психиатрическая больница» представлена не была.

    Комиссией по рассмотрению особенностей работы инвалидов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Севастопольская городская психиатрическая больница» с участием председателя первичной профсоюзной организации Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Севастопольская городская психиатрическая больница» ФИО1, 30.07.2020г. принято решение отстранении ФИО2 от работы и последующем расторжении с ней трудового контракта.

    ДД.ММ.ГГГГ истцу вручено уведомление о расторжении трудового договора на основании пункта 5 части первой статьи 83 ТК РФ.

     ДД.ММ.ГГГГ ФИО2     в связи допущенной ошибкой в уведомлении ДД.ММ.ГГГГ вручено уведомление о том, что правильным основанием расторжения договора является пункт 8 части первой статьи 77 ТК РФ – отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, либо отсутствием у работника соответствующей работы.

    Приказом от ДД.ММ.ГГГГ «Об отстранении сотрудника от работы» младшая медицинская сестра по уходу за больными стационарного наркологического отделения 313 ФИО2 отстранена от работы с ДД.ММ.ГГГГ.

    Приказом -у от ДД.ММ.ГГГГ действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 прекращено, ФИО2 уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием у работодателя работы, соответствующей медицинскому заключению, выданному в порядке, установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации пункт 8 часть 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 73 ТК РФ, если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 названного Кодекса.

Согласно ст. 224 ТК РФ в случаях, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В силу части 2 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом (часть 5 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Частью 7 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам соблюдение индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.

Вместе с тем, ФИО2 доказательств отказа от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей и доведения данного отказа до работодателя на дату увольнения суду не предоставлено.

Суд отклоняет доводы помощника прокурора Гагаринского района г.Севастополя ФИО6 о нарушении процедуры увольнения, поскольку истцу ФИО2 не были предложены иные должности для трудоустройства, так как материалами дела, в том числе картами специальной оценки условий труда вакантных на дату увольнения ФИО2 рабочих мест (6,5 вакансий) подтверждается, что рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда у работодателя отсутствуют.

С учетом установленных обстоятельств дела, приведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                             /подпись/                          Е.П.Матюшева

Копия верна.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                                     Е.П. Матюшева

2-3538/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Игламова Фания Султановна
Ответчики
ГБУЗ г. Севастополя "Севастопольская городская психиатрическая больница"
Другие
Прокурор Гагаринского района г. Севастополя
Профсоюзная организация Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Севастопольская городская психиатрическая больница"
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Матюшева Екатерина Петровна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
02.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.09.2020Передача материалов судье
03.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2020Судебное заседание
09.10.2020Судебное заседание
14.10.2020Судебное заседание
21.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее