Решение по делу № 33-4116/2024 от 28.05.2024

Республика Коми, г. Сыктывкар Дело № 2-1941/2024 (№ 33-4116/2024 )

УИД №11RS0001-01-2023-017547-10

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Архаровой Л.В.,

судей Жуковской С.В., Никитенковой Е.В.,

при секретаре Вахниной Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 03 июня 2024 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 апреля 2024 года, которым иск Ивановой Натальи Валентиновны паспорт <Номер обезличен> к администрации МО ГО «Сыктывкар» (<Номер обезличен> – удовлетворен;

признано за Ивановой Натальей Валентиновной право на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда;

обязана администрация МО ГО «Сыктывкар» включить Иванову Наталью Валентиновну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда;

обязана администрация МО ГО «Сыктывкар» предоставить Ивановой Наталье Валентиновне жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО «Сыктывкар».

Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., объяснения истца Ивановой Н.В. и ее представителя Калининой А.А., судебная коллегия

установила:

Иванова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании за ней права на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, возложении обязанности включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, и предоставить жилое помещение.

В обоснование требований истец указала, что имеет право на получение жилья, которое до настоящего времени ею не реализовано по не зависящим от нее обстоятельствам.

В судебном заседании истец и ее представитель на иске настаивали.

Суд согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик администрация МО ГО «Сыктывкар» просит отменить решение суда в связи с его незаконностью и необоснованностью.

Истцом поданы письменные возражения на апелляционную жалобу.

В заседании суда апелляционной инстанции истец и ее представитель полагали апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело без участия ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 01.01.2013 пункте 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются перечисленным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

В силу пункта 3 указанной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) в соответствии с пунктом 1 данной статьи. При этом в список включаются лица, указанные в абзаце 1 пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет.

На территории Республики Коми отношения по реализации права проживающих на территории данной республики детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями регулируются Законом Республики Коми от 21.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» (далее - Закон Республики Коми от 21.12.2015 № 134-РЗ)

Согласно пункту 1 статьи 1 названного Закона к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

В соответствии со статьёй 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в соответствующий список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми.

Судом первой инстанции установлено, что Иванова Н.В. <Дата обезличена>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является ...

Сведений о признании Ивановой Н.В. недееспособной не имеется.

Иванова Н.В. содержалась в ...Из материалов дела следует, что истец жилых помещений в собственности не имеет, и не имела, на право пользования жилыми помещениями за Ивановой Н.В. не сохранялось, на учетах в других муниципальных образованиях она не состоит.

Сведения о принятии ... учреждениями, в которых на протяжении жизни содержалась Иванова Н.В., мер по реализации ее права на обеспечение жилым помещением отсутствуют.

Иванова Н.В. обратилась <Дата обезличена> в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Решением заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 12.07.2023, утвержденным постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 12.07.2023 № 7/2431 Ивановой Н.В. отказано во включении в список. Основанием для отказа послужило достижение возраста ... лет.

До настоящего времени истец не обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда.

...

Из ответа ГБУ РУ «...» следует, что Иванова Н.В. приобрела соответствующие навыки и в настоящий момент имеет реальные возможности к самостоятельному проживанию с последующей интеграцией в общество.

Согласно представленной копии трудовой книжки, истец трудоустроена.

Удовлетворяя исковые требований Ивановой Н.В., суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 109.1 ЖК РФ, статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, и исходил из того, что Иванова Н.В. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не обеспечена, следовательно, не утратила право на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Довод апелляционной жалобы о том, что истец в связи с достижением возраста 23 лет утратила право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, судебной коллегией отклоняются.

Согласно части 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Меры указанной социальной поддержки носят заявительный характер и их предоставление возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020), при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к наименее защищенным слоям населения. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39). Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социального обеспечения предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для которых государственная поддержка является необходимым, а порой и единственным источником средств к существованию.

В силу положений статьи 7 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства являются, в том числе, защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей.

Органы опеки и попечительства обязаны осуществлять контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Как установлено судом, на момент обращения с иском Иванова Н.В. нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не являлась, в собственности жилых помещений не имеет, сведения о закреплении за ней жилого помещения отсутствуют.

Иванова Н.В. относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на момент помещения ее в детские дома и интернат на полное государственное обеспечение за ней не закреплялось какое-либо жилье, соответственно, до достижения возраста 23 лет она обладала правом постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо специальной категории, однако не была поставлен на учет по независящим от нее причинам, а именно в связи с ненадлежащим выполнением органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых она обучалась и воспитывалась, обязанностей по защите его жилищных прав, по разъяснению ей права на получение жилья в льготном порядке.

Ивановой Н.В. с детства установлена ..., ..., что также явилось препятствием для своевременного обращения истца с заявлением о постановке на учет для получения жилья в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

В настоящее время Иванова Н.В. способна к самостоятельному проживанию.

Доводы апелляционной жалобы администрации МО ГО «Сыктывкар» о недостаточности финансирования на реализацию полномочий по обеспечению жильем вышеуказанной категории граждан, не являются основанием для отказа в предоставлении жилого помещения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Указание в жалобе на необходимость осуществления ряда мероприятий, направленных на предоставление жилого помещения истцу, что подразумевает значительные временные затраты, так как процедура приобретения в муниципальную собственность жилого помещения и последующего его предоставления взыскателю требует выполнения обязательных действий, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления обстоятельств, предусмотренных вышеприведенными нормами.

Доводы апелляционной жалобы о том, что законом не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку данные доводы не основаны на законе, обеспечение таких лиц жильем не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Отсутствие в муниципальном образовании свободных жилых помещений для обеспечения лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не освобождает ответчика от исполнения возложенной законом обязанности и не может служить основанием для отказа в иске.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства и доказательства, которые позволили бы судебной коллегии усомниться в обоснованности и законности судебного постановления, и сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» – без удовлетворения.

Мотивированное определение составлено 03 июня 2024 года.

Председательствующий     

Судьи     

33-4116/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Жуковская С.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
03.06.2024Судебное заседание
04.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2024Передано в экспедицию
03.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее