Судья Воробьев В.А. Дело № 33-365/2022
2-4698/2021
УИД 25RS0001-01-2021-006135-11
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 марта 2022 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе
председательствующего судьи Храмцовой Л.П.
судей Веригиной И.Н., Ильиных Е.А.
при секретаре Гончаренко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Владивостокского гарнизона в защиту прав и законных интересов Серых Александра Николаевича к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», 696 отряду судов обеспечения флота, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании доплаты за работу в ночное время,
по апелляционной жалобе ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 25 августа 2021 года, которым исковые требования удовлетворены. С Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» в пользу Серых Александра Николаевича взыскана доплата за работу в ночное время за период с мая 2020 года по апрель 2021 года в размере 32802,46 руб.
Заслушав доклад судьи Веригиной И.Н., пояснения представителя истца – помощника военного прокурора Кульпиновой О.А., представителя ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» - Бондаренко В.С., представитель МО РФ - Ковалевой О.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
военный прокурор Владивостокского гарнизона в защиту прав и законных интересов Серых А.Н. обратился с иском к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» о взыскании доплаты за работу в ночное время. В обоснование требований указал, что Серых А.Н. работает в должности ..., находящегося на финансовом обеспечении 696 ОСОФ. В период с мая 2020 года по апрель 2021 года Серых А.Н. привлекался к работе в ночное время, период работы в ночное время оплачен ответчиком в рабочие дни в размере 135% оклада, однако компенсационные и стимулирующие надбавки применены только к 100% оклада. Кроме того, работа ночью в этот же период в выходные и праздничные дни оплачена в размере 235% оклада, из которых 35% без компенсационных и стимулирующих надбавок. Просил взыскать доплату за работу Серых А.Н. в ночное время в период с мая 2020 года по апрель 2021 года в размере 32802,46 руб.
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие Серых А.Н., представителя ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», представителя третьего лица.
Судом постановлено указанное решение с которым не согласился представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», подал апелляционную жалобу в которой ставит вопрос об отмене судебного акта, как незаконного.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Из материалов гражданского дела усматривается, что работодателем Серых А.Н. является 696 отряд судов обеспечения флота. Вместе с тем, работодатель истца к участию в деле в качестве ответчика не привлекался. Кроме того, 696 отряд судов обеспечения флота входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации и является его обособленным подразделением, однако Министерство обороны Российской Федерации к участию в деле также привлечено не было.
С учетом изложенного, протокольным определением от 21.12.2021 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации с привлечением к участию в деле в качестве ответчика 696 отряда судов обеспечения флота, протокольным определением от 25.01.2022 в качестве ответчика к участию в деле было привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции помощник военного прокурора настаивал на заявленных требованиях.
Представитель ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» с иском не согласился, указал, что оплата труда работнику произведена в полном объеме в соответствии с Приказом №545.
Представитель МО РФ с иском не согласился, пояснил, что МО РФ не является надлежащим ответчиком по делу.
Истец, представитель 696 ОСОФ в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Причины не явки суду не известны, ходатайств об отложении слушания дела не поступало.
Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.
Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участника процесса, приняв во внимание пояснения специалиста, судебная коллегия приходит к следующему.
Из анализа положений статей 21 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, при этом работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Согласно статье 154 Трудового кодекса Российской Федерации каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 1). Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (часть 3).
Как следует из материалов дела, 01.02.2011 между войсковой частью 90722 в лице начальника (Работодатель) и Серых А.Н. (Работник) заключен трудовой договор №374. В соответствии с указанными соглашениями истец принят на неопределенный срок на должность ....
Согласно п. 4 трудового договора за выполнение трудовых обязанностей истцу установлена заработная плата в размере 10 000,00 рублей в месяц, а также компенсационные выплаты: районный коэффициент 30%, стимулирующие выплаты: 30% за отдаленность, 40% за выслугу лет. Выплаты производятся в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, Положением об оплате труда в/ч 90722. При этом указано, что премии и иные выплаты устанавливаются работнику в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя (п. 4.2 трудового договора).
Из п. 5 трудового договора следует, что истцу установлена нормальная продолжительность рабочего времени, при этом режим работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка, действующим у работодателя, либо настоящим трудовым договором. Истцу установлен 8 часовой рабочий день.
В п. 5.4 трудового договора сторонами согласовано, что работнику предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней (основной); 8 календарных дней (дополнительный за отдаленность в южных районах, за вредность и ненормированность по решению командира или в соответствии с коллективным трудовым договором).
В дальнейшем с истцом неоднократно заключались дополнительные соглашения к трудовому договору. Так, дополнительным соглашением №369 от 06.02.2018 за исполнение трудовых обязанностей установлен оклад в размере 13 198,00 рублей в месяц.
696 Отряд судов обеспечения флота является административно-хозяйственной единицей Вооруженных сил Российской Федерации и входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации, в качестве юридического лица не зарегистрирована. Финансово-экономическое обеспечение 696 Отряда судов обеспечения флота осуществляется на счет средств ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации (договор на обслуживание №15/2016 от 23.03.2016).
Статьей 349 Трудового кодекса РФ установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В спорный период выплата заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ осуществлялась на основании приказа Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – приказ №545).
В части 2 Приказа №545 разъяснены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Так, к выплатам компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях относятся: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (Приложение N 1к приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822).
Согласно п. 3 ч.2 Приказа №545 выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Из п. 17 Приказа №545 следует, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время в размере 35% часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).
Аналогичный размер доплаты за работу в ночное время в количестве 35% тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время установлен коллективным договором войсковой части 44751 на 2018-2021 гг. (п.6.6.3)
Из приведенного нормативно-правового регулирования оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ следует, что оно предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и нерабочие дни в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, посредством осуществления соответствующей компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом работника.
Согласно положений Коллективного договора истцу установлен суммированный учет рабочего времени.
В спорный период в 2020, 2021 гг. работа истца отличалась от нормальной, поскольку он привлекался к работе ночью, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Как следует из представленных табелей учета рабочего времени в периоды с 12.05.2020 по 14.07.2020 и с 16.10.2020 по 04.12.2020 истец находился в отпуске. В мае 2020 года истцом отработано 40 часов, из которых 8 час. в выходные и праздничные дни, 8 час. в ночное время, 40 час. во вредных условиях труда. В июле 2020 года истцом отработано 128 часов, из которых 8 час. в ночное время, 128 час. во вредных условиях труда. В августе 2020 года истцом отработано 216 часов, из которых 42 в ночное время, 48 час. в выходные и праздничные дни, 216 час. во вредных условиях труда. В сентябре 2020 года истцом отработано 240 часов, из которых 60 в ночное время, 64 час. в выходные и праздничные дни, 240 час. во вредных условиях труда. В октябре 2020 года истцом отработано 120 часов, из которых 30 в ночное время, 32 час. в выходные и праздничные дни, 120 час. во вредных условиях труда. В декабре 2020 года истцом отработано 152 час., из которых 48 в ночное время, 152 час. во вредных условиях труда. В январе 2021 года истцом отработано 192 час. из которых 64 в ночное время, 72 час. в выходные и праздничные дни, 192 час. во вредных условиях труда. В феврале 2021 года истцом отработано 160 час. из которых 40 в ночное время, 8 час. в выходные и праздничные дни, 160 час. во вредных условиях труда. В марте 2021 года истцом отработано 208 час. из которых 26 в ночное время, 24 час. в выходные и праздничные дни, 208 час. во вредных условиях труда. В апреле 2021 года истцом отработано 175 час. из которых 32 в ночное время, 175 час. во вредных условиях труда.
При этом работа в ночные часы вошла в общее количество часов, отработанное за месяц.
Согласно расчетным листам, представленным в материалы дела, указанные отработанные часы, в том числе ночные с учетом надбавки, оплачены истцу.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что оплата труда Серых А.Н. произведена в соответствии с положениями Приказа №545, а также коллективного трудового договора.
Серых А.Н., заключив трудовой договор с войсковой частью, являющейся структурным подразделением Министерства обороны РФ, принял на себя соответствующие обязательства, согласившись на особые условия и специфику работы. Соглашения сторон не оспорены, система оплаты работодателя не противоречит действующему трудовому законодательству, является действующей и исполняется работодателем в полном объеме.
При этом судебная коллегия не усматривает оснований согласиться с доводом истца о том, что доплата в размере 35% за работу в ночное время подлежит начислению и выплате с применением к окладу компенсационных и стимулирующих выплат.
Система оплаты труда Министерства обороны РФ в части оплаты в повышенном размере не противоречит Постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 N 554, предусматривающему единый для всех работников минимальный размер доплаты за работу в ночное время, а именно 20-процентная доплата за каждый час работы. Поскольку доплата определяется исходя из часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы), другие доплаты и (или) надбавки при расчете не учитываются. То есть спорная доплата не увеличивает должностной оклад, а определяется как самостоятельная компенсационная выплата пропорционально от должностного оклада.
В свою очередь, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 28.06.2018 №26-П, не подлежат применению к правоотношениям сторон, поскольку положения трудового законодательства относительно оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за работу в ночное время, в указанном постановлении не оценивалось.
Принимая во внимание, что на часы работы истца в ночное время, как в пределах нормы, так и за ее пределами ответчиком уже произведено начисление компенсационных и стимулирующих выплат, учет размера этих выплат при расчете доплаты за работу в ночное время повлечет начисление компенсационной выплаты на компенсационные выплаты, что не предусмотрено действующим правовым регулированием.
С учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии нарушений трудовых прав истца, и того обстоятельства, что оплата труда произведена истцу в полном объеме, согласно отработанному времени, в соответствии с действующим трудовым законодательством и установленной системой оплаты труда у данного работодателя, суд приходит к выводу, что задолженность перед истцом по оплате труда отсутствует, требования военного прокурора, заявленное в интересах Серых А.Н. о взыскании в счет оплаты труда за период с мая 2020 года по апрель 2021 года в сумме 32802,46 руб. подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329,330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 25 августа 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования военного прокурора Владивостокского гарнизона в интересах Серых Александра Николаевича к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», 696 отряду судов обеспечения флота, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании доплаты за работу в ночное время - оставить без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.03.2022.
Председательствующий
Судьи