Дело № 2 а -1038/17
Решение
Именем Российской Федерации
22 сентября 2017 год город Орел
Железнодорожный районный суд г. Орал в составе:
председательствующего судьи Авраменко О.В.
при секретаре Кириловой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Орловская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением Министерства здравоохранения Российской Федерации к Судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области о признании незаконными постановлений,
установил:
Федеральное казенное учреждение «Орловская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее по тексту ФКУ «ОПБСТИН» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области (далее по тексту УФССП России по Орловской области) Конюхова В.А..
В обоснование иска указано, что на основании решения Железнодорожного районного суда г. Орла Железнодорожным РОСП г. Орла ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство в отношении ФКУ «ОПБСТИН».
Согласно решению суда ФКУ «ОПБСТИН» обязано обеспечить периметр объекта средствами видеоконтроля; радиоконтроля; произвести замену имеющихся датчиков обнаружения на современные радиолучевые датчики; на противопобеговом козырьке основного ограждения установить трибоэлектрический датчик обнаружения, на маскировочном ограждении с внутренней стороны установить радиолучевые датчики обнаружения. Произвести реконструкцию маскировочного заграждения из железобетонных плит, а также установить противопобеговый козырек из спиралей армированной колючей ленты в двухмесячный срок с момента согласования с территориальным органом уголовно-исполнительной системы перечня необходимых систем охраны, средств видео, радиоконтроля и поступления целевого финансирования из федерального бюджета.
До настоящего времени решение суда не исполнено в связи с отсутствием целевого финансирования ФКУ «ОПБСТИН» из федерального бюджета.
Административному истцу дважды предоставлялась отсрочка исполнения решения – до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ. Федеральная инвестиционная программа 2017 года, которой предусматривалась реконструкция ограждений ФКУ «ОПБСТИН», была обнулена Правительством РФ.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов Конюхов В.А. вынес постановление о взыскании с ФКУ «ОПБСТИН» исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей за неисполнение исполнительного документа в добровольном порядке и постановление о назначении нового срока исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец полагает, что вынесенные постановления являются незаконными и нарушают права и законные интересы должника, поскольку добровольным сроком исполнения исполнительного документа является указанный в решении двухмесячный срок с момента поступления целевого финансирования из федерального бюджета. До настоящего времени финансирование не поступило, в связи с чем, должник не имеет объективной возможности исполнить исполнительный документ.
Административный истец просит суд признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области Конюхова В.А., выразившиеся в вынесении постановлений от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора и о назначении нового срока исполнения по исполнительному производству №.
В судебном заседании представитель административного истца, действующая на основании доверенности, Заболотская С.В., требования поддержала, привела доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просила об удовлетворении иска.
Представитель судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Конюхова В.А. и Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, действующая на основании доверенностей, Косенкова Н.В., иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать. Полагала, что постановления судебного пристава-исполнителя Конюхова В.А. вынесены обоснованно и законно, права должника по исполнительному производству не нарушают. Приведенные представителем административного истца доводы об отсутствии финансирования в невозможности в связи с этим исполнения судебного решения не являются основанием для признания незаконными вынесенных постановлений.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела,
суд приходит к следующему.
В силу статьи 12 Федерального закона 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изменениями) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Приставы осуществляют арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества, совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно статье 2 названного Закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом (часть 1). Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона (часть 3). Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов (часть 7). Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8). Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17).
Согласно ст. 6 Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1.) В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом (ч. 2).
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ч. 3).
Применительно к возникшим правоотношениям приведенные законоположения обязывают судебного пристава-исполнителя проверить исполнение должником своего обязательства, указанного в исполнительном документе.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
По своей правовой природе исполнительский сбор относится к исполнительным действиям, направленным на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований (п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве»).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Железнодорожного РОСП УФССП по Орловской области на основании исполнительного листа, выданного Железнодорожным районным судом г. Орла ДД.ММ.ГГГГ, в отношении должника ФКУ «ОПБСТИН» возбуждено исполнительное производство №.
ДД.ММ.ГГГГ указанное исполнительное производство принято к исполнению судебным приставом-исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам и ему присвоен № Должнику установлен срок 5 дней со дня получения постановления для добровольного исполнения требований, указанных в исполнительном документе.
Постановление получено ФКУ «ОПБСТИН» ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по особым производствам УФССП России по Орловской области Конюховым В.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа.
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «ОПБСТИН» предоставлялись отсрочки исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ определением Железнодорожного районного суда г. Орла ФКУ «ОПБСТИН» было отказано в отсрочке исполнения решения суда.
Из анализа вышеприведенных законоположений следует, что исполнительский сбор, являясь исполнительным действием, обеспечивающим исполнение решения суда, может быть взыскан на основании соответствующего постановления, вынесенного судебным приставом-исполнителем в период не ранее окончания срока, предоставленного для добровольного исполнения решения суда, и не позже момента, когда решение полностью исполнено должником.
Исходя из содержания приведенных положений Федерального закона «Об исполнительном производстве», ФКУ «ОПБСТИН» требования судебного пристава-исполнителя в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнены не были, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения исполнительного документа.
Таким образом, вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора допускается только в том случае, если решение суда не исполнено полностью либо в части.
Рассматривая довод административного истца о невозможности исполнения решения суда по причине отсутствия финансирования из федерального бюджета, суд находит его необоснованным и считает необходимым отметить длительность неисполнения решения суда, в том числе, и после предоставления отсрочек исполнения решения.
При таких данных, при условии неисполненного до вынесения оспариваемых постановлений судебного решения в установленный срок, суд приходит к выводу о законности вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения, ввиду наличия необходимости производства исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, чем является вынесение судебным приставом-исполнителем оспариваемых постановлений.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Федеральному казенному учреждению Орловская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения Российской Федерации к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области о признании незаконными постановлений отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Орла.
Мотивированный текст решения будет изготовлен 27 сентября 2017 года.
Судья О.В.Авраменко.