Решение по делу № 2а-1038/2017 от 13.09.2017

Дело № 2 а -1038/17

Решение

Именем Российской Федерации

22 сентября 2017 год город Орел
Железнодорожный районный суд г. Орал в составе:

председательствующего судьи Авраменко О.В.

при секретаре Кириловой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Орловская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением Министерства здравоохранения Российской Федерации к Судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области о признании незаконными постановлений,

установил:

    Федеральное казенное учреждение «Орловская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее по тексту ФКУ «ОПБСТИН» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области (далее по тексту УФССП России по Орловской области) Конюхова В.А..

    В обоснование иска указано, что на основании решения Железнодорожного районного суда г. Орла Железнодорожным РОСП г. Орла ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство в отношении ФКУ «ОПБСТИН».

    Согласно решению суда ФКУ «ОПБСТИН» обязано обеспечить периметр объекта средствами видеоконтроля; радиоконтроля; произвести замену имеющихся датчиков обнаружения на современные радиолучевые датчики; на противопобеговом козырьке основного ограждения установить трибоэлектрический датчик обнаружения, на маскировочном ограждении с внутренней стороны установить радиолучевые датчики обнаружения. Произвести реконструкцию маскировочного заграждения из железобетонных плит, а также установить противопобеговый козырек из спиралей армированной колючей ленты в двухмесячный срок с момента согласования с территориальным органом уголовно-исполнительной системы перечня необходимых систем охраны, средств видео, радиоконтроля и поступления целевого финансирования из федерального бюджета.

    До настоящего времени решение суда не исполнено в связи с отсутствием целевого финансирования ФКУ «ОПБСТИН» из федерального бюджета.

    Административному истцу дважды предоставлялась отсрочка исполнения решения – до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ. Федеральная инвестиционная программа 2017 года, которой предусматривалась реконструкция ограждений ФКУ «ОПБСТИН», была обнулена Правительством РФ.

    ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов Конюхов В.А. вынес постановление о взыскании с ФКУ «ОПБСТИН» исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей за неисполнение исполнительного документа в добровольном порядке и постановление о назначении нового срока исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.

    Административный истец полагает, что вынесенные постановления являются незаконными и нарушают права и законные интересы должника, поскольку добровольным сроком исполнения исполнительного документа является указанный в решении двухмесячный срок с момента поступления целевого финансирования из федерального бюджета. До настоящего времени финансирование не поступило, в связи с чем, должник не имеет объективной возможности исполнить исполнительный документ.

    Административный истец просит суд признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области Конюхова В.А., выразившиеся в вынесении постановлений от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора и о назначении нового срока исполнения по исполнительному производству .

    В судебном заседании представитель административного истца, действующая на основании доверенности, Заболотская С.В., требования поддержала, привела доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просила об удовлетворении иска.

    Представитель судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Конюхова В.А. и Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, действующая на основании доверенностей, Косенкова Н.В., иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать. Полагала, что постановления судебного пристава-исполнителя Конюхова В.А. вынесены обоснованно и законно, права должника по исполнительному производству не нарушают. Приведенные представителем административного истца доводы об отсутствии финансирования в невозможности в связи с этим исполнения судебного решения не являются основанием для признания незаконными вынесенных постановлений.

    Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела,

суд приходит к следующему.

    В силу статьи 12 Федерального закона 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изменениями) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Приставы осуществляют арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества, совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно статье 2 названного Закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статьей 4 Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом (часть 1). Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона (часть 3). Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов (часть 7). Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8). Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17).

Согласно ст. 6 Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1.) В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом (ч. 2).

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ч. 3).

Применительно к возникшим правоотношениям приведенные законоположения обязывают судебного пристава-исполнителя проверить исполнение должником своего обязательства, указанного в исполнительном документе.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

По своей правовой природе исполнительский сбор относится к исполнительным действиям, направленным на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований (п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве»).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Железнодорожного РОСП УФССП по Орловской области на основании исполнительного листа, выданного Железнодорожным районным судом г. Орла ДД.ММ.ГГГГ, в отношении должника ФКУ «ОПБСТИН» возбуждено исполнительное производство .

ДД.ММ.ГГГГ указанное исполнительное производство принято к исполнению судебным приставом-исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам и ему присвоен Должнику установлен срок 5 дней со дня получения постановления для добровольного исполнения требований, указанных в исполнительном документе.

Постановление получено ФКУ «ОПБСТИН» ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по особым производствам УФССП России по Орловской области Конюховым В.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «ОПБСТИН» предоставлялись отсрочки исполнения решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ определением Железнодорожного районного суда г. Орла ФКУ «ОПБСТИН» было отказано в отсрочке исполнения решения суда.

Из анализа вышеприведенных законоположений следует, что исполнительский сбор, являясь исполнительным действием, обеспечивающим исполнение решения суда, может быть взыскан на основании соответствующего постановления, вынесенного судебным приставом-исполнителем в период не ранее окончания срока, предоставленного для добровольного исполнения решения суда, и не позже момента, когда решение полностью исполнено должником.

Исходя из содержания приведенных положений Федерального закона «Об исполнительном производстве», ФКУ «ОПБСТИН» требования судебного пристава-исполнителя в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнены не были, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения исполнительного документа.

Таким образом, вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора допускается только в том случае, если решение суда не исполнено полностью либо в части.

Рассматривая довод административного истца о невозможности исполнения решения суда по причине отсутствия финансирования из федерального бюджета, суд находит его необоснованным и считает необходимым отметить длительность неисполнения решения суда, в том числе, и после предоставления отсрочек исполнения решения.

При таких данных, при условии неисполненного до вынесения оспариваемых постановлений судебного решения в установленный срок, суд приходит к выводу о законности вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения, ввиду наличия необходимости производства исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, чем является вынесение судебным приставом-исполнителем оспариваемых постановлений.

    Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

Федеральному казенному учреждению Орловская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения Российской Федерации к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области о признании незаконными постановлений отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Орла.

Мотивированный текст решения будет изготовлен 27 сентября 2017 года.

Судья О.В.Авраменко.

    

2а-1038/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ФКУ "Орловская ПБСТИН" Минздрава РОссии
Ответчики
СПИ МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Конюхов В.А.
Другие
УФССП России по Орловской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Орел
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.orl.sudrf.ru
13.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
14.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2017[Адм.] Судебное заседание
27.09.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2017[Адм.] Дело оформлено
22.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее