Дело № 2а-736/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2021 года пл. Ленина, д. 5, г. Щёлково Московской обл.
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Малинычевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Комаровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №16 по Московской области к Чернышовой ФИО6 о взыскании недоимки по уплате налога, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №16 по Московской области, уточнив исковые требования, обратилась в Щелковский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Чернышовой ФИО7 о взыскании недоимки по уплате налога, пени. В обоснование требований указано, что Чернышова О.Д. состоит на налоговом учете в МИФНС России №16 по Московской области в качестве налогоплательщика. По данным налогового органа, за административным ответчиком числится задолженность за 2014-2016 годы по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, земельного налога на общую сумму 76839 рублей 55 копеек. До настоящего времени сумма задолженности не погашена. Вынесенный ранее мировым судьей судебный приказ в отношении должника Чернышовой О.Д. отменен 18 июня 2018 года, между тем, копия определения об отмене судебного приказа получена инспекцией лишь 29 сентября 2019 года. Просит восстановить срок для подачи административного искового заявления, взыскать с Чернышовой О.Д. недоимку: по уплате транспортного налога: налог за 2014 год в размере 8811 рублей, налог за 2015 год в размере 9208 рублей, налог за 2016 год в размере 2593 рубля, по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: налог за 2016 год в размере 45283,12 рубля, по уплате земельного налога: налог за 2016 год в размере 10849,12 рублей, пени за несвоевременную оплату налога за 2016 год в размере 95,31 рублей, а всего 76839,55 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Артемова Е.Ю., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что Чернышова является налогоплательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество, между тем, свои обязательства по уплате налогов не исполняет, в этой связи за Чернышовой числится недоимка по налогам, которая, с учетом взысканий, произведенных службой судебных приставов, составляет: по уплате транспортного налога: налог за 2014 год в размере 8811 рублей, налог за 2015 год в размере 9208 рубля, налог за 2016 год в размере 2593 рублей, по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: налог за 2016 год в размере 45283,12 рубля, по уплате земельного налога: налог за 2016 год в размере 10849,12 рублей, пени за несвоевременную оплату налога за 2016 год в размере 95,31 рублей, а всего 76839,55 рублей. 17 мая 2018 года по заявлению инспекции мировым судьей судебного участка № 280 Щелковского судебного района Московской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Чернышовой О.Д. вышеуказанной задолженности. 18 июня 2018 года на основании поступивших от Чернышовой О.Д. возражений судебный приказ отменен мировым судьей. Между тем, инспекции стало известно об отмене судебного приказа лишь 29 сентября 2019 года, после получения копии определения мирового судьи, таким образом, у инспекции отсутствовала возможность своевременного обращения с административным исковым заявлением в суд, просит суд восстановить срок для подачи административного искового заявления, взыскать с Чернышовой О.Д. задолженность по уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В судебном заседании представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности, Ключник Е.О., исковые требования не признала, пояснила, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением, кроме того, Чернышова не получала требования об уплате налога за 2014-2016 годы, требования за 2014 г. и 2015 г. в материалах дела отсутствуют. Полагает, что налоговый орган утратил право на взыскание задолженности, в этой связи задолженность является безнадежной ко взысканию, просит отказать в восстановлении срока на обращение с административным исковым заявлением, а также полностью отказать в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно положениям ст.3 Налогового кодекса РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
В соответствии со ст.357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст.358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 408 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Данные положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора и штрафов (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Из материалов дела следует, что административный ответчик Чернышова О.Д. в налоговые периоды 2014-2017г.г. являлась собственником, в том числе, следующих объектов налогообложения:
- квартира, адрес: <адрес>, кадастровый №, площадь 60, дата регистрации права 19.07.2013г., дата утраты права 24.08.2016г.,
- магазин, адрес<адрес>, <адрес>, кадастровый №, площадь 344,30, дата регистрации права 02.11.1999г.,
- жилое строение (садовый дом), адрес: <адрес>, <адрес>, кадастровый №, площадь 98,20, дата регистрации права 11.10.2004г., дата утраты права 25.01.2016г.,
- автомобиль легковой марка/модель Ситроен С4, г.р.з.№ VIN №, год выпуска 2005, дата регистрации права 22.04.2005г.,
- автомобиль легковой марка/модель ВАЗ 21074, г.р.з№, VIN №, год выпуска 2007, дата регистрации права 28.04.2009г.,
- автомобиль легковой марка/модель Шевроле Кобальт, г.р.з№, VIN №, год выпуска 2014, дата регистрации права 15.08.2014г.,
- автомобиль легковой марка/модель Шевроле Кобальт, г.р.з.№, VIN №, год выпуска 2014, дата регистрации права 29.07.2014г., дата утраты права 25.07.2015г.,
- автомобиль легковой марка/модель Шевроле Кобальт, г.р.з.№, VIN №, год выпуска 2014, дата регистрации права 29.07.2014г., дата утраты права 25.07.2015г.
Наличие в собственности указанных объектов налогообложения в спорный период административным ответчиком и его представителем не оспаривается.
Налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Чернышовой был начислены: транспортный налог за 2014 год в размере 8811 рублей, за 2015 год в размере 9208 рублей, за 2016 год в размере 2593 рубля; налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 62431 рубль, земельный налог за 2015 год в размере 18418 рублей. В налоговом уведомлении содержатся сведения о сроке уплаты налогов, а именно: не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11).
В связи с неисполнением Чернышовой О.Д. обязанности по уплате налога в установленный законом срок в его адрес были направлены требования: № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено уплатить задолженность по налогам в размере 101614 рублей, пени в размере 525,86 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12). Между тем, требования об уплате налогов и сборов Чернышовой О.Д. оставлены без исполнения.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № Щелковского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с Чернышовой О.Д. взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц и пени за 2014, 2015, 2016 годы, транспортный налог и пени за 2014, 2015, 2016 годы, земельный налог и пени за 2016 год.
Определением мирового судьи судебного участка № Щелковского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ был отменен на основании возражений должника относительно его исполнения, в которых должник указал, что задолженность по налогам им оплачена (л.д.45).
Копия определения об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ направлена в адрес Межрайонной ИФНС России № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, получена налоговой инспекцией ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44).
По данным налогового органа, за административным ответчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числится задолженность: по уплате транспортного налога: за 2014 год в размере 8811 рублей, за 2015 год в размере 9208 рублей, за 2016 год в размере 2593 рубля; по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: за 2016 год в размере 45283,12 рубля; по уплате земельного налога: за 2016 год в размере 10849,12 рублей, пени за несвоевременную оплату в размере 95,31 рублей, а всего – 76839,55 рублей.
Из представленного административным истцом расчета следует, что взысканные в ходе исполнения судебного приказа денежные средства учтены налоговым органом и зачислены следующим образом: по налогу на имущество физических лиц денежные средства удержанные ФССП России ДД.ММ.ГГГГ в размере 17300,88 рублей в счет погашения налога за 2014 год и частично за 2016 год; по земельному налогу с физических лиц денежные средства удержанные ФССП России ДД.ММ.ГГГГ в размере 7568,88 рублей в счет частичного погашения налога за 2016 год.
До настоящего времени задолженность перед налоговым органом в полном объеме не погашена, достоверных доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество и добровольно в полном объеме возложенную на него обязанность не исполнил, требования налогового органа об уплате налога и пени оставил без удовлетворения; в нарушение требований статьи 62 КАС РФ доказательств погашения налоговой задолженности и пени ответчик суду не представил.
Сумма налога определена и пени начислены в соответствии с вышеприведенными нормами закона о налогах и сборах, на основании полученных в порядке статьи 85 Налогового кодекса РФ сведений компетентных органов и установленных ставок налога; математический расчет задолженности является правильным.
Полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей, подтверждены; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания, административным истцом исполнена.
Довод представителя административного ответчика об отсутствии в материалах дела требований об уплате налогов за 2014 и 2015 годы, опровергаются материалами дела, поскольку размер задолженности, указанный в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ, исчислен с учетом недоимки по налогам за 2014, 2015 и 2016 годы, что подтверждается налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Следовательно, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Принимая во внимание, что налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога, а также пени, а именно: налоговая инспекция направляла налогоплательщику налоговое уведомление и требование, поскольку сведений об уплате налогоплательщиком налогов и пени не поступило, своевременно обратилась к мировому судье за выдачей судебного приказа, принимая во внимание, что налоговой инспекции стало известно об отмене судебного приказа лишь 24 сентября 2019 года, при этом с административном исковым заявлением истец обратился в январе 2021 года, таким образом, суд приходит к выводу, что налоговым органом принимались меры по взысканию налоговой задолженности, в этой связи суд полагает, что срок для взыскания обязательных платежей пропущен налоговым органом по уважительным причинам и подлежит восстановлению.
В этой связи, принимая во внимание, что судом причины пропуска срока признаны уважительными, пропущенный административным истцом срок для обращения в суд восстановлен, довод представителя административного ответчика о пропуске срока для обращения в суд с административным исковым заявлением подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п.1 ст.114 КАС РФ, суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета госпошлину в размере 2505,17 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление – удовлетворить.
Взыскать в пользу МИФНС России № 16 по Московской области с Чернышовой ФИО8, ИНН № недоимку по уплате транспортного налога: налог за 2014 год в размере 8811 рублей, налог за 2015 год в размере 9208 рубля, налог за 2016 год в размере 2593 рублей, по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: налог за 2016 год в размере 45283,12 рубля; по уплате земельного налога: налог за 2016 год в размере 10849,12 рублей, пени за несвоевременную оплату налога за 2016 год в размере 95,31 рублей, а всего в размере 76839 (семьдесят шесть тысяч восемьсот тридцать девять) рублей 55 копеек.
Взыскать с Чернышовой ФИО9 в доход местного бюджета госпошлину в размере 2505 (две тысячи пятьсот пять) рублей 17 копеек.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий
судья Т.А. Малинычева